Организация и руководство курсовой работой

Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ по дисциплинам предметной подготовки разрабатывается и утверждается на заседании кафедры, ежегодно пересматривается и обновляется.

При выборе темы курсовой работы важно учитывать:

1) соответствие темы профилю дисциплин по основной образовательной программе;

2) актуальность проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

3) соответствие направлению и проблематике современных научно-педагогических исследований;

4) разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики;

5) направления исследований преподавателей и коллектива кафедры дошкольной педагогики.

После утверждения кафедрой тематики курсовых работ студентам дается общий инструктаж, разъясняющий содержание и основные этапы работы над курсовым проектом. Раскрываются особенности учебно-исследовательской работы, требования к содержанию и оформлению курсовой работы, осуществляется выбор научного руководителя и примерной проблематики исследования.

Тема курсового проекта может быть определена преподавателем (научным руководителем), исходя из направления его научно-исследовательской работы. Привлекая студентов к изучению разных аспектов данной проблемы, преподаватель нацеливает их на творческий поиск темы или предлагает перечень конкретных тем. Таким образом, за каждым преподавателем закрепляется определенная проблематика возможных исследований.

Проблема исследования может быть выбрана студентом в соответствии с его интересами, способностями, может быть связана с преодолением затруднений студента в педагогической деятельности, что характерно преимущественно для заочного отделения. В этом случае окончательная формулировка темы курсовой работы определяется в ходе собеседования с научным руководителем.

После выбора и согласования темы с преподавателем составляется план (график) ее написания, определяющий объем, содержание курсовой работы и сроки ее выполнения. График облегчает контроль за ходом выполнения работы и помогает студенту самостоятельно и осознанно планировать свою деятельность.

Выбор темы и научного руководителя курсовой работы фиксируется в документах кафедры.

Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Содержание (план)

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложение

Титульный листоформляется в соответствии с определенными требованиями к научным работам. В верхней части листа указывается название учебного заведения, факультета и кафедры, на которой выполняется работа. В середине листа пишется тема курсовой работы. Ниже, справа – «курсовая работа», фамилия, инициалы студента, курс и отделение. Еще ниже – ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы научного руководителя. Внизу, по центру указывается название города и год написания работы.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

В плане (содержании)последовательно излагаются названия глав и параграфов плана курсовой работы. Их формулировки должны соответствовать теме и содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее логику, что обеспечит стройную систему в изложении материала. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф. Примерное оформление содержания (плана) представлено в Приложении 2.

Введениедолжно начинаться с постановки проблемы, из которой следует актуальность выбранной темы в связи с действующими нормативными документами в области дошкольного образования. Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. В обосновании актуальности необходимо показать состояние исследуемой проблемы в современной теории и практике воспитания и образования детей дошкольного возраста, назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков, показать степень разработанности темы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Во Введении обозначаются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, указывается структура работы.

Проблема исследования- тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.

Тема исследования- лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Объект исследования- сфера (область) поиска, то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Предмет исследования- ограниченный аспект сферы поиска, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению

Гипотеза исследования- предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

Цель исследования- выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теории и методик. Это мысленное предвосхищение результата, который будет получен в ходе исследования (каким его видит исследователь). Цель считается достигнутой, если сформулирована, обоснована, доказана и проверена на практике ведущая идея, отраженная в теме.

Задачи исследования-конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить и т.д.

Методы исследования - это путь исследования или познания, это способы решения научно-исследовательских задач и получения результата исследования. Обычно используются теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), эмпирические, обеспечивающие сбор данных (наблюдение, изучение продуктов деятельности, документации, анкетирование, социометрия, беседа, метод независимых характеристик, эксперимент и др.) и математические методы (обработка количественных данных, ранжирование, шкалирование и др.).

Формулировка перечисленных характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, подготовленности студента и др.

В конце вводной части дается описание структуры курсовой работы. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части курсовой работы, когда студент уже овладел материалом по данной теме.

Основная частьможет состоять из 2-3 глав, разделенных на параграфы (сложный план) или только из параграфов (простой план). В ней раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы. Обычно в первом параграфе представлено теоретическое обоснование общей проблемы, а во втором – отдельный теоретический аспект проблемы исследования, в третьем – изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленный в литературе. Каждый параграф заканчивается выводом, созвучным с его названием.

Работу следует начинать с обзора литературы по теме исследования (авторефераты, диссертации, статьи, монографии, дипломные работы студентов и т.д.).

При составлении библиографии следует изучить периодические издания «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Педагогическое обозрение», «Ребенок в детском саду» и другие общепедагогические, психологические и методические издания. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов и на интернет-сайтах. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по изучаемой теме следует определить основные подходы, направления научных исследований ученых и специалистов в данной области.

Важно определить базовые понятия по теме исследования. Чтобы их использование было однозначным, необходимо найти их определения в энциклопедиях, толковых словарях, предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий анализируются и сравниваются. Обязательно указывается, какое толкование терминов будет принято за основу в данном исследовании.

Полученная информация фиксируется в виде записей разного рода: выписки, цитаты, конспекты, ксерокопии, схемы и т.д.

Конспектирование- краткое, логичное,точное изложение основных идей с сохранением авторской мысли и оригинальности суждений, последовательное описание основного содержания книги или статьи в повествовательной форме.

При составлении конспекта важно обратить внимание на осмысление и выделение в тексте терминов, определений, дат, главных идей, примеров, выводов автора. На полях делаются собственные выводы, замечания, обобщения.

В конспекте необходимо указывать фамилию, инициалы автора, полное название труда, место и год издания, номера страниц.

Выписки (цитирование)- дословные выдержки из подлинного текста, наиболее важные положения автора, примеры, выводы. Такие выдержки бывают полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц при необходимости обоснования и подкрепления своих суждений. В цитате должна быть четко выражена мысль автора первоисточника.

При цитировании фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки, и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость убрать что-то из цитаты, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие. Число используемых цитат должно быть оптимальным и определяться потребностями разработки темы. На полях полезно указать свою оценку данной цитаты.

Тезисы– кратко сформулированные положения, содержащие основные идеи источника. Тезисное изложение должно быть логически взаимосвязанным. Содержание литературного источника, оформленное в тезисах, представляет собой более краткое изложение, чем в конспекте.

Записи рекомендуется делать на одной стороне отдельных листов, на полях указывать, к какому вопросу они относятся. Особое внимание следует обратить на полемические положения, сходства и различия в позициях авторов, выразив собственную точку зрения.

На основе изучения литературы по каждому разделу плана накапливается материал и составляется окончательный план курсовой работы, представляющий собой выделение узловых моментов темы.

Основная часть заканчивается анализом полученных в ходе теоретического изучения литературы результатов. Для этого необходимо сопоставить полученные результаты с теоретическими и практическими данными, полученными другими авторами, дать их интерпретацию, объяснить полученные данные.

Заключение– последовательное, логически стройное изложение итогов исследования и их соответствие общим целям и задачам, поставленным в работе. В Заключении указывается практическая значимость работы, дальнейшие перспективы исследования проблемы, предложения по внедрению результатов в практику. Выводы, обобщения, педагогические рекомендации должны соответствовать выдвинутым теоретическим положениям. Важнейшие требования к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание Введения и основной части работы.

Список литературыоформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями: в строгом алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, написанных коллективом авторов с использованием общей нумерации. В список включаются все использованные автором литературные и электронные источники, независимо от того, где они опубликованы, имеются ли в тексте ссылки на них.

Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 30-35 названий использованных источников.

Подбор источников следует начинать со знакомства с информационными, библиографическими и реферативными изданиями в каталоге фундаментальной библиотеки.

При оформлении списка литературы необходимо соблюдать ряд требований. Инициалы авторов пишутся после фамилии, иначе алфавитный порядок не будет выдержан.

Например:

Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Академия, 2011.

Если необходимо включить в список несколько работ одного автора, то его фамилия повторяется, а произведения перечисляются в хронологическом порядке их выхода. Название коллективного сборника пишется в алфавитном порядке, после названия указывается фамилия редактора или составителя.

Например:

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Если из журнала или сборника берется только одна статья, то сначала указывается ее автор, затем название статьи, название журнала или сборника полностью, год, номер журнала, страницы.

Например:

Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей в условиях модернизации дошкольного образования //Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе: Материалы международной научно-практической (заочной) конференции (24-25 октября 2012 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С. 24-28.

Приложениеоформляется на отдельных листах и содержит исследовательские материалы, которые перегружают основной текст: анкеты, протоколы наблюдений, конспекты, таблицы, графики, диаграммы, детские рисунки, фотографии и др.

Каждое приложение имеет свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. Объем приложения неограничен и не входит в обязательное число страниц курсовой работы.

Оформление курсовой работы

Работа выполняется на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа. Листы скрепляются или сшиваются в папке-скоросшивателе.

Объем текста курсовой работы не должен превышать 30-35 страниц текста без учета приложений. Рукописный вариант не допускается.

Компьютерный набор осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание – по ширине, количество знаков в строке 65, 29-30 строк на странице. Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в 2 интервала и печатаются строчными буквами. Нумеруется курсовая работа с титульного листа. Нумерация сквозная. Номер на первой странице не ставится.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным грамотным языком. Следует избегать длинных, нечетких предложений, общих фраз. Главные требования – полнота и репрезентативность, логичность и последовательность, соответствие общепринятым стандартам написания научных работ. В тексте не допускаются сокращения, кроме общепринятых.

Текст работы разбивается на главы, имеющие порядковые номера. Со-держание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы. Наименование глав должно быть кратким и печататься прописными буквами в виде заголовков. Глава – часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф – подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Деление текста на главы и параграфы осуществляются так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию. Абзац – отступ вправо в начале строки каждой части текста, композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы позволяют сделать мысли более зримыми, завершенными, облегчают восприятие текста. При изложении материла, четко выделяются заголовки глав, параграфов, понятия, ключевые слова и т.д. Цифровые, табличные и прочие иллюстративные материалы могут быть вынесены в Приложения.

В тексте указываются ФИО ученых, делаются ссылки на использованные источники.

В тексте указываются ФИО ученых, делаются ссылки на использованные источники. Для подтверждения основных положений приводятся цитаты точно, с указанием источника. В этом случае в скобках указываются порядковый номер источника в Списке литературы и через точку с запятой страница. Например, К.Д. Ушинский утверждал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (25; с. 37). В скобках число 25 обозначает, что сочинение К.Д. Ушинского в Списке литературы значится под номером 25, а «с. 37» указывает, что данное высказывание К.Д. Ушинского взято со страницы 37 в указанном источнике.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению». Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись без него, используя обороты типа: «устанавливаем», «считаем необходимым», «на наш взгляд». Предпочтение отдается безличным формам: «изучение опыта свидетельствует о том…», «на основании выполненного анализа можно утверждать…» и т.д.

При упоминании в тексте фамилий ученых, исследователей и др., их инициалы ставятся перед фамилией (К.Д. Ушинский).

Особенностью языка научного исследования является отсутствие экспрессии и эмоциональных языковых элементов, разговорной лексики. Основная черта научной речи, вытекающая из специфики научного познания, – объективность изложения, поэтому в тексте должны присутствовать вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, действительно, возможно, надо полагать и др.). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на источники сообщений, кем высказана та или иная мысль (по мнению, по данным и др.).

В курсовой работе необходимо соблюдать единство стиля изложения, орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Наши рекомендации