Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)
(программа под редакцией В.В. Воронковой)
Тема
Буква Л.
Тип урока
Изучение нового материала.
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с письменной буквой Л;
- формировать графический навык письма буквы Л.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику кисти рук;
- развивать навык самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование
Бархатная бумага, образцы написания элементов буквы и целой буквы, карточки для штриховки, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.
Ход урока
1. Организация начала урока
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
Дидактическая игра.
- Сядет тот, у кого в имени есть буква Л.
- Сядет тот, у кого на парте лежит картинка и в названии этого предмета есть буква Л.
2. Изучение нового материала
а) Актуализация знаний учащихся.
- Какую букву мы изучали на прошлом уроке?
- Найдите эту букву в кассе букв (работа проходит на рабочих местах и у доски).
б) Показ, рассматривание и изучение письменной буквы Л (изучение большой и маленькой буквы проходит параллельно).
- Из скольких элементов состоит буква?
- Как называются эти элементы?
- Обведем букву пальчиком в воздухе. Обведем букву на бархатной бумаге.
в) Пальчиковая гимнастика.
г) Письмо элементов буквы Л с опорой на индивидуальные образцы, образец на доске и показ учителя. Работа в тетрадях и у доски.
д) Письмо буквы Л целиком с опорой на индивидуальные образцы, образец на доске и показ учителя. Работа в тетрадях и у доски.
Физминутка
Буквой Л поставим ноги, Словно в пляске руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается исправно. Влево, вправо, влево, вправо. |
3. Закрепление материала
а) Штриховка. Дети штрихуют мелками изображение луны на картонках. Составление схемы слова, выделение первого звука, обозначение его буквой. Выделение первого слога в слове и запись слога в тетради.
б) Запись слогов. Работа с кассой букв.
Нахождение в кассе букв буквы Л, выкладывание буквы. Составление и запись слогов ла, ло, лу, ал, ол, ул. Работа проводится в тетрадях и у доски.
Физминутка
Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.
4. Подведение итогов урока
- Какую букву учились писать на уроке?
- Из скольких элементов состоит эта буква?
- Как называются эти элементы?
Виды обучающих диктантов
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.
При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям, проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.
Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.
Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.
Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.
Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова, и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.
При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.
В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.
Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.