ФТД.7 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.7 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Утверждено на заседании кафедры социаль­ной работы и организации работы с молодежью факультета истории и социальных наук (протокол №7 от 26 января 2012 г.)   Зав. кафедрой ________________Рыбкин В.Р.    

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы:

Матюхина Л.А., ассистент кафедры социальной работы и организации работы с молодежью МГГУ

1.2. Рецензенты:

Рыбкин В.Р., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы и организации работы с молодежью МГГУ;

Милиев В.А., к.ф.н., директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

Пояснительная записка

• Цель –подготовить студентов к профессиональному участию в совершенствовании системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

• Задачи:

- ознакомить студентов с нормативно-правовой и организационно-методической базой патриотического воспитания;

- сформировать у студентов компетентностно-деятельностный подход по использованию знаний из области теории и практики гражданского и патриотического воспитания;

- привлечь студентов к участию в гражданском и патриотическом воспитании молодежи;

- развитие готовности представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

• Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи» является одной из важных дисциплин для профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Актуальность курса обусловлена тем, что в современном мире возрастает роль патриотизма как фактора становления гражданского общества и Российского государства. Патриотизм представляет собой особо значимую ценность, так как является духовной основой единения, гармонизации современного российского общества, сохранения его самобытности и своеобразия в сложных, противоречивых процессах, вызванных изменением системы общественных отношений в нашей стране. Отсюда успешный ход реформ и реализация национальных проектов вряд ли возможны, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ. Поэтому изучение теоретических основ патриотизма и гражданственности, их воспитание у подрастающего поколения способствует формированию адекватных ценностных ориентиров, что особенно необходимо в современном нестабильном российском обществе. Содержание курса «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «История», «Политология», «История социальной работы» и др. Усвоение данного курса важно для будущего профессионала в сфере социальной работы с точки зрения учебной и научной дисциплины.

• Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны:

знать:

- понятийный аппарат, необходимый для восприятия методологии гражданского и патриотического воспитания;

- основные направления политики государства применительно к гражданско-патриотическому воспитанию;

- истоки и сущность российского патриотизма;

- технологии формирования и развития патриотизма у молодежи.

уметь:

- использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности;

- участвовать в молодёжных мероприятиях;

- организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодёжных сообществах, объединениях, организациях;

владеть:

- навыками организации молодёжных мероприятий;

- навыками ясно и аргументировано формулировать мысли в устной и письменной формах;

- навыками взаимодействия с молодёжными СМИ.

• Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке

При разработке учебно-методического комплекса дисциплины были использованы теоретические концепции и практический опыт специалистов социальной работы, материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций, программ Ивановой С.Ю., Гладилиной И.П., Наумова С.Ю., Чернышкиной Н.Я. и др.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка): -

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

№   Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Трудоемкость Всего аудит. ЛК ПР/СМ ЛБ   Сам. работа
1. 040101.65 Социальная работа - зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема Количество часов
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам. раб.
  Раздел 1. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы          
1. Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества  
2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России  
3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи  
4. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания  
  Раздел 2. Современные технологии гражданского и патриотического воспитания молодёжи          
5. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи  
6. Технология проведения массовых акций  
7. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи  
8. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы  
9. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи  
10. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи  
  Итого: -

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Практическая работа № 1

Тема: Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества

План

1. Понятие патриотизма и гражданственности.

2. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: исторический аспект

3. Особенности гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что включает в себя понятие гражданско-патриотического воспитания?

2. В чем заключается актуальность гражданского и патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества?

3. Какова наиболее общая цель гражданского и патриотического воспитания молодежи?

Задания для самостоятельной работы:

· Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

· Дайте определения основным понятиям темы: патриотизм, гражданственность, патриот, гражданин, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

Основная литература

1. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // СОЦИС. 2007. №4. С. 44 - 50.

2. Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. №6. С. 59 - 63.

3. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание : проблемы и пути их решения // Педагогика. 2006. №5. С. 110 - 114.

4. Луговинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. №3. С.52-56.

5. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. 2006. № 5. С. 52–59.

6. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.

7. Патриотическое воспитание школьников : метод. пособие : [Вып. 2] / [сост. Л. В. Воронкова]. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

8. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 97-103.

9. Пятикоп А. И. Воспитание патриота // Педагогика. 2000. №4. С.34-37.

10. Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России / Самсонова Т. Н. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4. С. 47-56.

Дополнительная литература

1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / Агапова И. А., Давыдова М. А. - М. : Айрис-пресс, 2002. - 224 с.

2. Дубинина Н. Н. Патриотизм как системное качество личности // Семья в России. 2008. № 1. С. 44-54.

3. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. 2006. № 10.

4. Лутовинов Т. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. № 7. С. 50-53.

5. Мазыкина Н. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков // Воспитание школьников. 2003. №6. С.13-17.

6. Патриотическое воспитание студентов ссузов / сост. Т. М. Скобелева ; Федер. агентство по образованию. - М. : Новый учебник, 2004. - 192 с.

7. Патриотическое воспитание школьников : метод. пособие : [Вып. 2] / [сост. Л. В. Воронкова]. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

8. Селиванова Н. Л. Современные проблемы воспитания: поиски и решения // Семья в России. 2008. № 1. С. 25-29.

9. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 23-26.

Практическая работа № 2

Тема: Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

План:

1. Военно-патриотический клуб как общественное явление

2. Юнармейское движение

3. Воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений

4. Суворовские и Нахимовские военные училища

5. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ): история, структура, основные задачи.

6. Скаутское движение.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие факторы послужили причинами создания военно-патриотических клубов?

2. Какова роль военно-патриотических клубов в современной России?

3. Почему, на Ваш взгляд, советская система патриотического воспитания являлась образцом для подражания многих зарубежных государств

4. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные проблемы системы патриотического воспитания в современной России?

Задания для самостоятельной работы:

· Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

· Составьте список организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием в Мурманской области.

Основная литература

1. Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1.

2. Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование : Журнал. 2011. № 2. С. 28.

3. Беляев А. В. Кадетские корпуса в современной России / Беляев А. В. // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 48-57.

4. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению : концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество : Журнал. 2008. № 3. С. 104–113.

5. Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи : Материал к заседанию государственного-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010.

Дополнительная литература

1. Аурова Н.Н. Кадетские корпуса в России (XVIII середина XIX в.) // Педагогика. - 1998. № 5. С. 91 - 98.

2. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX вв. // Педагогика. 1999. № 5. С. 89 - 93.

3. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 30 - 35.

4. Бескровный Л.Г. Военные школы России в первой половине XVIII в. // Исторические записки.- М., 1954.-Т.42. С. 285 - 300.

5. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла //Воспитание школьников 2005. № 10. С. 2-6.

6. Гликман И.З. Воспитание и образование // Педагогика. 1999. № 2. С. 110-115.

7. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Патриот Отечества. 2004. № 7. С. 10- 12.

8. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? // Педагогика. 2003. № 9. С. 77 - 82.

9. Мирский Р.Я. Советский патриотизм патриотизм новой исторической общности / Автореф. дисс. д-ра филос. наук. М, 1987. 35 с.

10. Шинкаренко А.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи в 80-е гг.: опыт, проблемы / Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1990. - 24 с.

11. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения (материалы круглого стола) // Педагогика. 1999. №3. C.3-36.

Интернет-ресурсы

1. www.dosaaf.ru - Официальный сайт ДОСААФ РОССИИ

2. www.stjag.ru – учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания

Практическая работа № 3

Тема: Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи

План:

1. Роль государства в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

2. Политическая активность молодежи. Участие молодежи в выборных кампаниях.

3. Социальный институт семьи. Его значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

4. Основные направления патриотического воспитания в образовательном учреждении.

5. Армия, Вооруженные Силы РФ как институт патриотического воспитания. Особенности работы с допризывной молодежью.

6. Детские и молодежные организации как важнейший социальный институт воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие социальные институты участвуют в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?

2. Какие, с Вашей точки зрения, социальные институты наиболее ответственны за формирование за формирование гражданственности и патриотизма в современном российском обществе?

3. Какова, с Вашей точки зрения, роль СМИ в гражданском и патриотическом воспитании молодежи на современном этапе?

4. В чем, по вашему мнению, состоит значение детских и молодежных организаций (объединений) в воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения?

5. Определите причины создания и особенности неформальных детских и молодежных организаций

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана.

· Расскажите об опыте формальных детских и молодежных организаций в вашем городе

· Расскажите о неформальных детских и молодежных организациях в вашем городе, о причинах их появления и работе с ними.

Основная литература

1. Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи // Среднее профессиональное образование. 2011. № 1. С. 21-22.

2. Вежевич Т. Е. Патриотизм и религия: взаимодействие социальных институтов по патриотическому воспитанию граждан / Вежевич Т. Е. // Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 23-25.

3. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социс. 2007. № 2. С. 110–117.

4. Выжутович В. Трудно быть с Богом: Угрожает ли России усиление религиозного влияния? // Российская газета. 2007. 31 июля.

5. Добреньков В. Слабая семья – слабое государство // Российская Федерация сегодня. 2005. № 17.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.Н. Социология: Учебник. М., 2001.

7. Зубок Ю.А, Чупров В.И О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси // Социологическое исследование. 2006. №6. С.71 - 77.

8. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социс. 2005. № 2. С. 113.

9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.

10. Мазыкина Н. В. Равнение на победу : метод. рек. организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Мазыкина Н. В. ; Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов ; М-во образования РФ, Упр. воспитания и доп. образования детей и подростков. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с.

11. Михайлова О.А, Ганичкина М.П Участие молодежи в выборах по –молодежному // Журнал о выборах. 2002. №4. С.35 -36.

12. Мозговой С.А. «Основы православной культуры» в российской светской школе: социально-правовой анализ // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 274-293.

13. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.

14. Патриотическое воспитание студентов ссузов / сост. Т. М. Скобелева ; Федер. агентство по образованию. - М. : Новый учебник, 2004. - 192 с.

15. Фришман И. Воспитание патриота и гражданина в детском общественном объединении / Фришман И. // Народное образование. 2005. № 2. С. 145-151.

Дополнительная литература

1. Ачкасов В. А. Политология – М.: Высшее образование, 2007. – 692с.

2. Безрядина С. М. Религия и патриотическое воспитание // Социальная политика и социология. 2010. № 5. С. 344-351.

3. Бороноев А. О. Основы социологии и политологии – М.: Гардарики, 2001. – 408с.

4. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. - СПб. : КАРО, 2004. - 224 с.

5. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. 2011. № 4. С. 13-18.

6. Ветров Ю.П. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних // Педагогика. 2005. № 2. С. 101.

7. Волков Ю.Г. Социология молодежи – Ростов – н/Д.:Феникс, 2001. – 576с.

8. Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 2 - 6.

9. Голоднова С. В. Физическое и патриотическое воспитание в колледже // Физическая культура в школе. 2010. № 3. С. 54-56.

10. Даниленко В. И. Современный политологический словарь - М.: NOTA BENE, 2000. – 1024с.

11. Куделина Е. Спорт против наркотиков // Власть. 2005. № 5. С. 80.

12. Микрюков В. Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе // Образование в современной школе. 2006. №5. С. 27 - 32.

13. Микрюков В. Ю. Педагогическое взаимодействие в военно-патриотическом образовании учащихся // Инновации в образовании. 2007. №1. С. 99 - 106.

14. Никандров Н. Д. Школа и церковь: традиции и реформы образования // Высшее образование сегодня. 2006. №2. C. 31 - 36.

15. Нужна ли подготовка учащихся к военной службе? // Основы Безопасности Жизни. 2007. №8. С. 25 - 27.

16. Рахимова Р. Молодежная политика и социальное развитие студентов // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 60-66.

17. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2007. №6. С. 45 - 49.

18. Сапронова З. В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 66-68.

19. Селиванова О.А., Щепина Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков // Педагогика. 2005. № 10. С. 50.

20. Сысоев Ю. В. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 9. С. 26-42.

21. Сысоев Ю. В. Задачи и направления патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 12. С. 22-29.

22. Сысоев Ю. В. Состояние патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // Инновации в образовании. 2007. № 11. С. 118-129.

23. Циулина М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе // Личность. Культура. Общество. 2010. Т.XII, Вып.3 (57-58). С.339-343.

24. Яшкова Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности // Педагогика. 2009. № 10. С. 50-54.

Интернет-ресурсы

1. www.nashi.su/ideology/manifest - молодежное демократическое антифашистское движение «Наши»

2. http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4492/ - Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб»

Практическая работа № 4

Тема: Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

План

1. Нормативно-правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания молодежи в России.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие меры предпринимает правительство по формированию гражданской идентичности и насколько успешны оказываются эти усилия?

2. Проанализируйте основные цели и задачи государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

3. Каковы основные направления реализации программы?

4. Какова роль государственных символов в гражданском и патриотическом воспитании?

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Создайте классификацию нормативно-правовой базы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Основная литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

3. Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»

4. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы

5. Постановление «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР»

6. Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»

7. Постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»

8. Распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)

9. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

10. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

11. Федеральная целевая программа «Молодежь России»

Интернет-ресурсы

1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

Практическая работа № 5

Тема: Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

План:

1. Тематические занятия и беседы как одни из наиболее часто используемых форм работы по патриотическому просвещению молодежи.

2. Специфика ведения дискуссии и диспутов.

3. Реализация программы гражданского и патриотического воспитания через экскурсионную работу

Вопросы для коллективного обсуждения

1. В чем заключается отличие и сходство беседы и дискуссии в патриотическом воспитании молодежи?

2. В чем заключаются достоинства и недостатки метода беседы?

3. В чем заключаются достоинства и недостатки дискуссии?

4. Назовите основные требования, предъявляемые к экскурсоводу.

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Дайте определения основным понятиям темы: беседа, дискуссия, проблемная ситуация, экскурсия.

Основная литература

1. Мананикова Е. Н. Деловое общение - М. : Дашков и К, 2010.

2. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников // Воспитание школьников. 2010. № 8. С. 25-27.

3. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Дополнительная литература

1. Злацен Н. Н., Курлат Ф. Л. Городские экскурсии по исторической и историко-революционной тематике. В кн.: «Вопросы экскурсионной работы музеев». М., 1965 (Министерство культуры РСФСР, НИИ музееведения).

Практическая работа № 6

Тема: Технология проведения массовых акций

План

1. Формы публичных мероприятий.

2. Этапы подготовки массовых акций.

3. Требования к организации массовых акций.

4. Права и обязанности организаторов и участников мероприятия.

5. Информационное сопровождение акции.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите причины, из-за которых запрещено проводить массовые акции?

2. Как выбрать место и время проведения массовых акций?

3. Как подготовить информационные материалы?

4. Назовите основания для административного задержания, связанного с проведением массового мероприятия.

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Дайте определения основным понятиям темы: собрание, митинг, шествие, пикетирование, демонстрация.

Основная литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

2. Русинов В.И. Право граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Университетское управление: практика и анализ. 1998. №3.

Интернет-ресурсы

1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

Практическая работа № 7

Тема: Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи

План

1. Понятие проекта.

2. Различные подходы к классификации проектов

3. Требования к оформлению и презентации проектов. Система оценки проектных работ.

4. Этапы подготовки проекта.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются достоинства и недостатки метода проекта в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

2. Проанализируйте один (на Ваш выбор) проект, направленный на патриотическое воспитание молодежи.

Основная литература

1. Чекмарева Н. А. Воспитание учащихся в проектной деятельности: [технология в школе] // Школа и производство. 2008. № 3. С. 34-36.

2. Логинова А. А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданских и патриотических качеств личности учащихся // Методист. 2009. № 9. С. 34-37.

3. Марченко М. О. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2010. № 6. С.19-22.

Дополнительная литература

1. Антонюк С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru

2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.

3. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

4. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.

5. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

Практическая работа № 8

Тема: Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы

План

1. Проведение государственных праздников Российской Федерации

2. Организация дней воинской славы.

3. Проведение Уроков мужества как форма историко-патриотического просвещения.

4. Организация и проведение исторических вечеров.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите основные государственные праздники Российской Федерации.

2. Каким Законом установлен перечень дней воинской славы?

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Расскажите об истории возникновения одного из государственных праздников (на выбор студента).

· Разработайте сценарий исторического вечера.

Основная литература

1. Амелькин А. О. Дни воинской славы России — Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. — 112 с.

2. Печень Н. А. Символы воинской славы / Печень Н. А. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 320 с.

3. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г., 28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г.)

Интернет-ресурсы

3. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

4. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

Практическая работа № 9

Тема: Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи

План:

1. Организация музеев как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи.

2. Профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, естественнонаучный, геологический.

3. Типы музеев: мемориальный, историко-биографический, монографический, комплексный.

4. Формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы музеев.

Вопросы для коллективного обсуждения

1.В чем заключается специфика организации музеев в учебных заведениях?

2. Какие формы и методы музейной работы являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными?

Задания для самостоятельной работы:

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Проанализируйте деятельность музеев в Вашем городе.

Основная литература

1. Власов Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 5. С. 40-42.

2. Власов Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Образование в современной школе. 2008. № 6. С. 55-58.

3. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. 2005. №10. С. 6 - 8.

4. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма / Горбунов В. // Воспитание школьников. 2007. №5. С. 17 – 21.

5. Гуров В. Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Инновации в образовании. 2010. № 6. С. 110-125.

6. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2008. № 8. С. 3-5.

7. Колотий С. В.Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения // Инновации в образовании. 2006. №6. С. 142- 145.

8. Столяров В. П. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников / Столяров В. П. // Физическая культура в школе. 2007. №3. С. 64 - 69.

9. Ялышева Л. В. Организация деятельности школьного музея // Преподавание истории в школе. 2009. № 10. С. 49-51.

Дополнительная литература

1. Базанчук Г.А. Музей в системе военно-патриотического воспитания студентов: (к 65-летию Великой Победы) // Высшее образование в России. 2010. № 4. С.125-129.

2. Денисова М.В. О системе краеведческой и патриотической работы ДДТ в рамках программы «Возрождение народных традиций и промыслов // Эффективная педагогика. 2007. № 3. С. 17-21.

3. Казакова З.В. Тема Великой Отечественной войны в работе университетского музея // Музейный вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2005. С. 17-22.

4. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики // Начальная школа. 2008. № 7. С. 22-23.

5. Не оборвется нить времен: о школьном музее и не только о нем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 58-62.

6. Прокопец О.Н. Музейная педагогика в школе: патриотическое воспитание средствами краеведения (к 50-летию школьного музея) // Крапивенский краеведческий сборник. Вып. 2. Крапивна - Тула, 2008 . С. 154-172.

7. Столяров В.Л. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников // Физическая культура в школе. 2007. № 3. С. 64-69.

8. Череповец Л.А. Использование краеведческого компонента в образовательном процессе МОУ ДОД Центр детского творчества // Эффективная педагогика. 2007. № 3. С. 14-16.

Практическая работа № 10

Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи

План

1.Понятие информационно-коммуникационных технологий.

2. Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите основные Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи

2. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества использования ИКТ в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?

Задания для самостоятельной работы

· Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

· Составьте тематическую подборку материалов, направленных на патриотическое воспитание молодежи, используя различные Интернет источники.

Основная литература

1. Доронина Г.Н. Использование ИКТ в патриотическом воспитании молодёжи // Методический портал http://www.smolpedagog.ru/box%2012.html

2. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

Дополнительная литература

1. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гум. издат. центр «Владос», 2001

2. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. 2005. №2 С. 99 - 102.

Интернет-ресурсы

1. www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании – портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисцип

Наши рекомендации