Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Полноценное включение в мир плодотворных человеческих взаимоотношений и гармоничная общественная жизнь каждого человека невозможна без соблюдения им определенных моральных правил и нравственных законов того или иного общества. Более того, без надлежащего нравственного воспитания каждого члена социума невозможно даже само существование того или иного общества, не говоря о возможности его развития. Именно поэтому так важно, наряду с включением ребенка в общественную жизнь, вовремя преподать ему уроки нравственного воспитания.
В науке существуют различные трактовки термина «нравственное воспитание». С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают следующее определение: нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Механизм нравственного становления личности, основанный на системном подходе к воспитанию, освещен в работах А.М. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.А. Караковского и др. Психологический анализ проблемы нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.М. Орлова, Л.М. Фридмана и др.
Важно понимать, что задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке стремления к нравственному совершенствованию. Всё это осуществляется с помощью определённых средств и методов.
Ученые отмечают, что средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп. Так, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. относятся к группе художественных средств. Исследования Н.С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой и А.М. Виноградовой показывают, что дошкольники живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребёнка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у дошкольников моральных представлений. Л.Г. Нисканен, В.Д. Сыч, В.Г. Фокин, считают, что средством нравственного воспитания дошкольников является и природа. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувства и поведения. Очевидно, что средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, художественная деятельность. М.И. Лисина, А.Г. Рузская особо подчеркивают роль общения как средства нравственного воспитания. Средством нравственного воспитания может быть и вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребёнка обстановка активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определённых нравственных качеств. В итоге следует отметить, что выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Известно, что средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания: Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый рассматривали методы воспитания в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаев, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике. Так, академик Б.Т. Лихачёв исходит из логики целостного педагогического процесса, а также логики его организации при решении нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов:
1.Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива – коллективной игры, единые требования, коллективная перспектива, соревнования;
2.Методы доверительного взаимодействия – метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций;
3. Методы воздействия – разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку.
В.Г. Нечаев выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:
1. Организация практического опыта общественного поведения – метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности.
2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок с помощью беседы, чтения художественных произведений, рассматривания и обсуждения картин, иллюстраций.
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями зрения имеет те же цели и задачи, что и для нормально видящих. Однако у детей с нарушениями зрения системы отношений к окружающему его миру складываются иначе, чем у зрячих, хотя они не должны ни в какой мере отличаться по своим моральным критериям. Во многих исследованиях тифлологов (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Л.И. Плаксина и др.) отмечается, что слепота не является причиной, приводящей к отклонению от моральных норм, но для данной категории людей свойственны несамостоятельность, зависимость от окружающих, эгоизм и потребительство. Учеными особо подчеркивается, что это следствие неправильного воспитания этих детей, неправильного отношения окружающих к ним. Изоляция слепого от зрячих сверстников, оберегание от трудовой жизни, постоянное обслуживание, как правило, вырабатывают у него иждивенческие, эгоистические настроения. Он высокомерно противопоставляет себя другим детям, требует снисхождения к своим слабостям и т. д. Труднее и сложнее, чем у нормально видящих, складывается у слепого ребёнка отношение к самому себе, так как присутствует переживание своего дефекта. Очень многое зависит от отношения к таким детям окружающих, особенно – близких людей. В одних случаях может возникнуть чувство неполноценности, в других – деспотизм, переоценка своих возможностей
Таким образом, очевидно, что задача дошкольного учреждения – не только сгладить трудности становления личности ребёнка с нарушениями зрения, но и организовать условия для полноценного нравственного воспитания данной категории дошкольников с использованием различных средств и методов воспитания.
Е. В. Балина, Л. Б. Осипова