Формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста
Способность чётко мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. И это является основой для овладения математическими представлениями школьниками.
Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. По данным общей психологии, представление – процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «математика» связано с понятием «представление». Ведь математика это орудие для размышления, воображения, обобщения и главное представления. И для того чтобы человек овладел математическими представлениями, у него должны быть сформированы высшие психические функции, а именно восприятие, память, мышление и речь.
Математика – это наука интересная, глубокая, но в тоже время очень сложная, и ни у каждого школьника могут быть хорошо сформированы математические представления. Исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других показали, что дети младшего школьного возраста при целенаправленно организованной работе могут усваивать абстрактные понятия, овладевать обобщёнными приёмами умственной деятельности. Учёные пришли к выводу о педагогической целесообразности обучения младших школьников логическим операциям, связанным с понятиями, суждениями и умозаключениями [1].
В связи с этим перед нами стояла задача разобраться, как происходит формирование математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста. В ходе исследования было выявлено, что трудности в обучении математике учащихся школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления умственно отсталых при обучении математике многообразно. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, выполнения практических действий. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Учащиеся нередко записывают ответ первого примера в ответы всех последующих примеров, т.е. наблюдается явление персеверации. При записи примеров заменяют цифры, неправильно записывают числа.
Несовершенство анализа приводит к тому, что умственно отсталые школьники сравнение задач, геометрических фигур, примеров, математических выражений проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения. Ученик руководствуется при решении задачи лишь внешними признаками – восприятием формы записи задачи, не проникая в математическую сущность задачи, не вскрывая отношений между числовыми данными [2].
Для изучения сформированности математических представлений было выделено 5 групп заданий:
1. сравнение предметов;
2. пространственно-временные представления;
3. геометрические фигуры и величины;
4. цифры и числа;
5. логические задачи и головоломки.
Задания были подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и с учетом требований образовательной программы. В каждой группе представлено несколько заданий.
Таким образом, нами была проведена диагностика уровня сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста.
Подводя итоги, мы выделяли 4 уровня развития математических представлений:
- высокий уровень (правильное выполнение всех заданий);
- средний уровень (имеются неправильные ответы, 1-2);
- низкий уровень (более 2 ошибок).
Делая выводы, мы выяснили, что уровень развития математических представлений в 67% случаев низкий, что подтверждает теоретические данные о несовершенстве развития математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Для выработки определенных математических умений и навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью необходимо развивать логическое мышление, важно сформировать умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка на ранних этапах решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость [3].
Опираясь на исследования Л.М. Шипициной, Л.А Боряевой, И.М Бгажноковой и др., мы считаем, что при использовании дидактических и развивающих игр на занятиях математикой у детей младшего школьного с умеренной умственной отсталостью возраста будут сформированы следующие умения:
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- продолжать заданную закономерность;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и предметных совокупностей;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- составлять и решать простые задачи;
- измерять длину предметов;
- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
- узнавать, называть геометрические фигуры, находить их в окружающей обстановке.
Подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу, что с детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.
Список литературы
1. Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе [Текст] / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 425 с.
2. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М., «Просвещение», 1988. – 174 с.
3. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов [Электронный ресурс] / М.Н. Перова. – 4-е изд., перераб. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.