Представлений у младших школьников с умеренной умственной отсталостью

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Поэтому необходимо выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у детей с умеренной умственной отсталостью. Детям с умеренной умственной отсталостью свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Их суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей механическому заучиванию таблицы умножения, отвлеченный счет недоступны. Словарный запас мал, ограничен названиями отдельных предметов. Речь маловыразительна, фразы короткие, аграмматичные. У таких детей часто встречается косноязычие.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение младшими школьниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).

Математические представления у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития (Л.Б. Баряева, Н.Ю. Борякова, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, Г.М. Капустина, И.В. Чумакова и др.).

Многие вопросы, связанные с изучением и активизацией математического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, нашли отражение в экспериментальных исследованиях (В.С. Азбукина, Л.Б. Баряева, Н.Ю. Борякова, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, С.Г. Ералиева, Н.Г. Морозова, Г.М. Капустина, А.А. Катаева, Л.Н. Лезина, Н.И. Непомнящая, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова и др.). В них раскрываются теоретические и прикладные аспекты формирования временных, пространственных, количественных, геометрических представлений и представлений о величине. Кроме того, мы имеем наблюдения отечественных психологов о способностях данной категории детей, которые проявляются при обучении. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают большие трудности при выполнении любой деятельности, с трудом воспринимают обращенную речь, не могут усвоить социальные нормы поведения, не могут принимать участие в процессе школьного обучения, вследствие особенностей своего развития. Отношение к учебе определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания учеником, что у детей с нарушением интеллекта затруднено. Этому может препятствовать следующее:

-отсутствие познавательного интереса;

-стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала;

-затруднение в способности высказаться;

-неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания (понимание его частями);

-отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;

-плохая память;

-неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.

Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7, и при чтении, и при письме под диктовку.

Несовершенство моторики детей с выраженными нарушениями интеллекта создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел.

У детей с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными, а главное – недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Причины уподобления знаний неоднородны. Одна из причин, как указывает Ж.И. Шиф, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации математических знаний кроется в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.

Трудности в обучении математике детей усугубляются слабостью регулирующей функции мышления. Таким детям свойственна некритичность, слабость самоконтроля.

При выборе методов обучения детей с умеренной умственной отсталостью учитываются цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При выборе метода также важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной, наряду с различными игровыми методами и приемами, используются наглядные и практические.

Для успешного обучения детей с умеренными нарушениями интеллекта мы рекомендуем применять счеты, абаки, наглядный счетный материал. Учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.

Список литературы

Наши рекомендации