Н. г. сошникова, т. в. фролова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых, так и зарубежных специалистов, является проблема речевого развития детей с нарушениями слуха. Без полноценного речевого развития глухих и слабослышащих невозможно говорить о гармоничном развитии личности. Оптимизация речевого развития старших дошкольников с нарушениями слуха определена сложнейшей задачей дошкольной педагогики. Особенно остро эта проблема встает при обучении и воспитании старших дошкольников после кохлеарной имплантации [1].
Кохлеарная имплантация – единственная высокотехнологичная система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха у человека. В системе мероприятий по кохлеарной имплантации задействован ряд специалистов разного профиля (сурдопедагогов, психологов, сурдологов, аудиологов, отоларингологов), работа которых невозможна друг без друга и направлена на восстановление слуха у человека.
Специфической особенностью данной категории детей является то, что глухой ребенок с кохлеарным имплантом неожиданно и практически одномоментно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. Ребенок достаточно быстро может научиться связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами или действиями, но понять речь не может, потому что слишком мало в его памяти информации о значении слов, правилах их изменения и соединения в предложении. Овладение ребенком грамматических правил, например, изменения слов в зависимости от рода или падежа, представляет для него большую проблему. Как правило, ему это удается на слухо-зрительной основе, при этом педагогу необходимо продолжать включать этот материал на занятиях, постоянно контролировать правильность употребления этих слов и правил в собственной речи ребенка. В противном случае ребенок все быстро забывает.
Проблема помощи детям после кохлеарной имплантации, их дальнейшего обучения и воспитания стоит очень остро в современной науке. К какой категории их отнести, какие методы и приемы работы выбрать – это главные вопросы, на которые предстоит ответить современным педагогам. Вопрос оказания сурдопедагогической помощи данной категории детей является важнейшей частью психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.
Количество детей, перенесших кохлеарную имплантацию, в Челябинской области возрастает с каждым днем. На сегодняшний день их насчитывается более 200 человек.
Актуальность исследования обусловлена на социальном, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях.
Исследование проводилось в 2012-2014 гг. на базе общеобразовательного учреждения МДОУ Д/С комбинированного вида №263 г. Челябинска.
Нами было проведено исследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации (6 человек) по следующим показателям:
- состояние слуховой функции;
- состояние звукопроизношения;
- состояние грамматического строя речи;
- сформированность лексических операций.
Обследование состояния слуховой функции проводилось по методике Г.В. Чиркиной [3; 4]. Уровень сформированности речевых умений и навыков у детей экспериментальной группы исследовался с помощью методики Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой и Л.С. Цветковой. При изучении состояния звукопроизношения использовалась методика Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской [5]. Исследование лексических операций проводилось по методике исследования лексико-грамматического структурирования Н.В. Серебряковой [2].
По результатам исследования мы получили следующие данные. У одного ребенка был зафиксирован высокий уровень состояния речи, максимально приближенный к норме. Это было обусловлено ранней операцией (в возрасте 1,5 лет), систематической сурдопедагогической и логопедической работой. У двух обследованных детей был определен низкий уровень состояния речи. Это обусловлено поздними сроками операции (5-6 лет), наличием соматических хронических заболеваний. Остальные трое детей показали средний уровень состояния речи. С учетом этих особенностей нами был подобран унифицированный комплекс игр и упражнений для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи по каждому из выделенных уровней (высокий, средний, низкий) для детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Каждый комплекс игр и упражнений включал работу по развитию слухового восприятия, произносительной и лексико-грамматической сторон речи. Тематика игр и упражнений для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи, входящих в подобранный комплекс, была разработана помесячно с учетом уровня развития каждого ребенка экспериментальной группы и рассчитана на 7 месяцев (с октября по апрель).
После завершения реализации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, которая включала в себя подобранные комплексы игр и упражнений для формирования звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи, нами была проведена повторная диагностика состояния речи детей экспериментальной группы. Повторная диагностика проводилась по вышеописанным методикам в мае 2014 г.
Повторное обследование показало, что все дети экспериментальной группы улучшили свои результаты. Увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития речи, до трех человек. Один ребенок показал уровень выше среднего и двое улучшили свой результат до уровня ниже среднего. Низкий уровень не был зафиксирован ни у кого из диагностируемых детей экспериментальной группы.
Разработанные и реализованные комплексы игр и упражнений для формирования произносительной и лексико-грамматической сторон речи у детей старшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации показали свою эффективность.
Список литературы
1. Кохлеарная имплантация. Учебное пособие [Текст] / составитель Г. А. Таварткиладзе. – М.: Просвещение, 2008. – 235 с.
2. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 247 с.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ.ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. -240 с.
4. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 139 с.
5. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 16-25.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ