Особенности детско-родительских отношений в семье подростка с задержкой психического развития
В современном обществе для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые – родители. Семья служит неким фундаментом при формировании личности ребенка, а тем более ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). Только от семейного коллектива, и от правильно выстроенных детско-родительских отношений будет зависеть первичная социализация личности особого ребёнка, ребенка с ЗПР.
Проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение. Центральное место в этой проблеме занимает вопрос об условиях и факторах, влияющих на зарождение и развитие взаимоотношений ребенка и взрослого.
Изучая отношение родителей к ребенку, авторы используют различные понятия, среди них: родительские отношения, родительские позиции, стили или типы воспитания.
А.Я. Варга (1986), определила родительские отношения, как целостную систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенно восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Она выделяет три структурные единицы родительских отношений: 1) интегральное принятие или отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция, т.е. степень близости родителей к ребенку; 3) форма и направление контроля за поведением ребенка [1].
Г.А. Ковалев (1979) полагает, что отношения между родителями и детьми могут быть открытыми (личностными) или закрытыми (ролевыми). Открытые (личностные) отношения предполагают доверительность и искренность выражения чувств и состояний, возможность самораскрытия. Закрытые (ролевые) отношения подразумевают закрытость родителей, подчеркивание зависимого положения ребенка[2].
Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родитель») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общем между членами семейной группы [3]. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР, принадлежит Т.Н. Волковской, в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования данных семей.
Рассматривая детско-родительские отношения как фундаментальную основу развития ребёнка, Э. Фромм выявил качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребёнку. Это различие наиболее ярко прослеживается по двум линиям: «условность – безусловность» и «контролируемость – неконтролируемость».
Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить, а отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики детско-родительских отношений, как его двойственность и противоречивость [4].
Матери детей с задержкой психического развития имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают ребёнка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению с членами семей с нормально развивающимися детьми. Кроме того, матери проблемных детей менее склонны к партнёрским отношениям с ребёнком, и занимают доминирующую, чаще авторитарную позицию. Так же некоторые родители детей с ЗПР испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни, часто демонстрируют раздражение в адрес ребёнка. В некоторых случаях возможно проявление чувство самопожертвования, самоотречения.
Рассмотрим влияние основных стилей и форм воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Традиционно выделяют шесть стилей семейного воспитания, однако в своем чистом виде они встречаются редко. Г.Б. Степанова выделяет следующие стили воспитания.
Авторитарный стиль воспитания предполагает подавление родителями инициативы подростка, тотальный контроль за его поступками и действиями, принятие решений за ребенка, ограничение его самостоятельности. При таком воспитании к подростковому возрасту у ребенка формируется либо нерешительность, робость, неумение постоять за себя, либо, наоборот, враждебность, агрессивность, стремление доминировать.
Демократический стиль воспитания, где родители поощряют самостоятельность и инициативу детей. К подросткам в таких семьях прислушиваются, их мнение уважают и учитывают при обсуждении семейных проблем. Такое родительское отношение к подростку формирует дисциплинированность, ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию, умение находить контакт с окружающими, чувство собственного достоинства, самостоятельность.
Попустительский стиль общения родителей (и других членов семьи) с ребенком строится на принципе вседозволенности. Ребенок ни в чем не ограничивается, он делает, что хочет. Он не понимает слово «надо» и требования родителей не слышит. Вследствие чего подросток ведет себя эгоистично, часто конфликтует, постоянно недоволен окружающими его людьми, что негативно сказывается на его социальном опыте и на построении взаимоотношений со сверстниками.
Хаотический стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию со стороны членов семьи, когда нет четких конкретных требований к ребенку, между родителями возникают разногласия по поводу выбора воспитательных мер. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности.
Опекающий стиль в воспитании – родители полностью лишают самостоятельности, к которой так стремиться подросток. Родители всегда находятся рядом, принимают за подростка решения, постоянно за него беспокоятся и излишне опекают. В подростковом возрасте ребенок становится беспомощным, тревожным, инфантильным, слабо ориентируется в социальной сфере. Возникают трудности с построением взаимоотношений со сверстниками.
Отчужденный стиль воспитания доминирует в семьях, где родители равнодушны и безразличны к своему ребенку. Родители не проявляют интереса к делам подростка в школе, к его личной жизни и внутреннему миру. Подросток становиться одиноким и замкнутым, он может тяжело переживать из-за одиночества, что может привести к неблагоприятным последствиям[5].
Следовательно, полная реализация коррекции детско-родительских отношений достигается лишь через изменение жизненных, семейных отношений ребёнка с близкими взрослыми – родителями, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности – этих важнейших компонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют от взрослых осознанных усилий.
В семьях подростков с ЗПР мы отмечали наличие разных стилей воспитания. В одних случаях ЗПР усугубляется семейной ситуацией, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи и отвержением ребенка, в других случаях ЗПР может быть компенсирована благодаря влиянию семьи на преодоление ЗПР, когда осуществляется направленная активизация и развитие различных сторон интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Как правило, это встречается в благополучных семьях.
В связи с этим, система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна представлять собой комплексную программу коррекционного воздействия по преодолению трудностей в выстраивании детско-родительских отношений и принятию ребенка с ЗПР. Таким образом, основными особенностями детско-родительских отношений среди подростков можно считать следующие:
- принятие или отвержение ребенка родителями и сверстниками;
- психологическая дистанция в общении;
- половая принадлежность ребенка и соответственно предпочтение в общении с матерью или отцом;
- наличие друзей и возможность самореализоваться в группе сверстников.
Список литературы
Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения. Кандидатская диссертация [Текст] / А. Я. Варга. – Москва, 1986. – 209 с.
Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев. // Вопросы психологии. – 1993. – № 1.
Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 176 с.
Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении : Учеб. пособие [Текст] / Н. В. Иванов. – Череповец : ЧГУ, 2002. – 150 с.
Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М. : Республика, 1993.