Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье

Предлагаемые ребенку:

· Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)

· Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)

· Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991)

· Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993)

· Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)

Предлагаемые родителям:

· Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)

· Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986)

· Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)

Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:

· Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999)

· Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой)

Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательного процесса ДОУ

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Цель:создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, то есть выполняется с помощью психолога.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Направления работы:

· Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ

· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования, в том числе с детьми ОВЗ.

· Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.

· Проведение занятий в младших группах по адаптации детей к ДОУ.

· Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми других возрастных групп по плану ООП ДОУ.

Формы работы:

· групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

· индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)

· тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

· занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

· тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

Правила психокоррекционной работы:

- Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

- Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

- К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

- Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

- Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

- Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

- Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирован на психического развития детей.


Наши рекомендации