Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Т.О. Гиневскои, Т.Е. Ендовицкой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович, А.Г. Рузской, Е.Ф. Рыбалко и др. выявили закономерности развития восприятия в онтогенезе.
Было установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий - структурных единиц процесса восприятия у человека (Запорожец А.В., 1941). Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере — в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (А.Н. Леонтьев). Это приводит к снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Развитие перцептивных действий сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками -сенсорными эталонами. В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерно построенные ряды форм, величин, цветов и т. д., которые получили определенное речевое обозначение.
В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств (способами рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт (А.В. Запорожец).
Впоследствии внешние действия с внешними предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризируются. При этом внешние действия переходят в умственный план, а эталоны - в содержание памяти. Ориентировка становится операцией в структуре целостного действия. В результате ориентировки превращаются в один из психических процессов: если они направлены на признаки внешних объектов - в восприятие, а если на существующие связи между предметами - в мышление. На этом этапе они могут отрываться от текущей деятельности, приобретая относительную самостоятельность и собственную логику развития, и, в частности, предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.
Из описанного выше хода развития восприятия становится ясно, что необходимым условием психического развития ребенка является созревание его организма, нервной системы. Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что у новорожденных детей имеются рефлекторные реакции, показывающие готовность анализаторов к приему внешних воздействий. Изучение деятельности зрительного анализатора выявило наличие изменений общей двигательной активности в ответ на действие световых раздражителей. В работах отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М.П. Денисовой и К.Л. Фигурина, А.И. Бронштейна и Е.П. Петровой, Н.И. Касаткиной и А.И. Левиковой и др.) описано повышение тактильной чувствительности, развитие слухового анализа и зрительного восприятия младенцев.
Однако органические предпосылки сенсорного развития (в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем) еще не являются самодостаточными для первоначального освоения ребенком человеческого опыта, лежащего в основе формирования его психических свойств и способностей. Необходимо приспособление деятельности анализаторов к особенностям окружающего ребенка мира.
Развитие приспособительных механизмов сенсорно-перцептивной сферы ребенка на первом году жизни достаточно хорошо изучено.
Выделено четыре возрастных периода, характеризующих сенсорное развитие детей этого возраста.
Важнейшими приобретениями первого периода(от рождения до конца первого месяца) является:
• появление следящего движения взора (через несколько часов после рождения);
• появление конвергенции (на 2 - 3-й неделе);
• зрительное сосредоточение (на 3 - 4-й неделе);
• увеличение расстояния, с которого ребенок может следить за движущимся предметом;
• слуховое сосредоточение (на 2 - 3-й неделе — по мнению Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, на 9-й день — по данным А.И. Бронштейна и Е.П. Петровой).
На протяжении второго периода(от одного до трех месяцев), по данным исследований В.М. Бехтерева, Н.М. Щелованова, зрительная реакция начинает играть ведущую роль. Г.Л. Розенгарт-Пупко характеризует третий месяц как основной в развитии зрительного восприятия ребенка первого года жизни: раздражители, отнесенные к другим рецепторным системам - слуху и осязанию, - у трехмесячного ребенка вызывают зрительную реакцию (поворот головы на звук голоса и поиск взглядом говорящего человека; перемещение взгляда на случайно задетую рукой игрушку). В этом возрасте, по данным исследований, возможны выработки первых нестойких условных рефлексов на слуховые и зрительные раздражители (Л.И. Левикова, Н.И. Касаткин, М.О. Шрифтзетцер, Ц.П. Неманова).
Третий период(от трех до шести месяцев) характеризуется исследователями как период активного развития руки как органа действия и органа познания (Г.Л. Розенгарт-Пупко и др.). Первоначально появляются ощупывающие движения своих рук, а затем - движение руки по предмету. К концу шестого месяца происходит важное изменение отношений между зрительным восприятием и движением руки. Зрительное восприятие вызывает движения руки и регулирует движения в отношении направления и формы. В этот же период (с четвертого месяца) становится возможным получать устойчивые дифференцировки световых (Н.И. Касаткин) и звуковых (Н.П. Нечаева, A.M. Левикова и др.) раздражителей.
Основное новообразование четвертого периода(с шести до двенадцати месяцев) - связывание движений в определенной последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных систем. Появляется воспроизведение предъявленного образца, моделирование внешнего воздействия. Исследования показали возможность выработки устойчивых дифференцировок у детей этого возраста: тонкой дифференцировки звуков по высоте в возрасте шести-семи месяцев (Н.П. Нечаева); дифференцировки основных цветов спектра на восьмом месяце (М.П. Денисова, Н.Л. Фигурин); зрительное различение глубины, начиная с шести с половиной месяцев (Дж. Гибсон).
Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий.
Исследования детей второго-третьего года жизни показывают, что развитие сенсорных функций в этом возрасте определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.
В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основная линия сенсорного развития детей второго-третьего года жизни - формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО