Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста

Для ребёнка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольного образования (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец Л.А. Венгер, А.Д. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание ребёнка является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и других.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей действительности, делает его жизнь богаче и ярче. Бедность же впечатлений обусловливает появление отрицательного эмоционального состояния.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Содержание и методы сенсорного воспитания в отечественной педагогике опираются на ряд положений о сущности восприятия и его развитии у детей.

Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребёнком сенсорными действиями.

Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.С.Выготского развитие восприятия у ребёнка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Социальный сенсорный опыт может приобретаться как перцептивными (обследовательскими) действиями, так и интеллектуальным путём.

В работах Л.А. Венгера дан содержательный анализ и перцептивного и интеллектуального путей усвоения систем сенсорных эталонов.

Под сенсорными эталонами понимаются общепринятые, нормативные образцы внешних свойств предметов, выделенные в процессе общественно-исторической практики человечества. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры и т.д.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и за его пределами. В процессе освоения сенсорных эталонов можно выделить три периода.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величины предметов, их

пространственное положение и т. д.

Второй период длится примерно до пяти лет. Ребёнок пользуется сенсорными эталонами, соотнося их с конкретными предметами (овал - огурец, круг - солнышко, красный цвет - помидор).

В третьем периоде (в возрасте пяти лет и старше) по мере накопления социального опыта и обобщения его под руководством взрослого происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. При этом сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребёнок уже соотносит качество предметов с общепринятыми эталонами: арбуз как шар, листик зелёный.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование перцептивных (обследовательских) способностей;

2) формирование системы сенсорных эталонов;

3) формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и
сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период занимает приоритетное положение. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается



подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

В сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет выделяются следующие основные задачи:

1. На первом году жизни - это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует
создавать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором-третьем году жизни ребёнка обучают выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов, а также накапливать представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по
величине.

3. Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны -
устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и
отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует познакомить
их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношеними по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Согласно современной теории сенсорного воспитания его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта в процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий).

Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое представлено рядом этапов.

На первом этапе взрослый привлекает ребёнка к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребёнку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определённым требованиям (например, ворота определённой высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребёнку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребёнка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идёт накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое ребёнок получил в результате обследования (например, для знакомства ребёнка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество - мягкий). При этом целесообразно использовать приём сравнения (предложить смять твёрдый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Для этого у ребёнка должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие - в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны

качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвёртом этапе важно создавать условия для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подбери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке тёплое одеяло и т.п.).

Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. - М., - 1988.

2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - Минск, 1994.

3. Морозова О., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание,
// Дошкольное воспитание. - 1993, №5.

4. Плеханов А. Овид Декроли и его метод. // Дошкольное воспитание. 1991, №11.

5. Плеханов А. , Морозова О.М. Манасеина М. Сенсорное развитие и воспитание
детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, № 2 .

6. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.М. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.



Контрольные задания по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

1. Что предполагает сенсорное воспитание ребенка:

а)......................... б)......................... в)..........................

2. На что направлено сенсорное воспитание, являясь одной из основных сторон
дошкольного воспитания? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:

а) сенсорное развитие,

б) умственное развитие,

в) формирование сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru

3. Рассмотрите нижеприведенщ содержание заложенной в не

ю схему, дайте краткую расшифровку, отметив основное

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Познание

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru

Восприятие

Формы

        V,    
  Запоминание   Мышление   Воображение  
             

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru ТШРАЗЪГВиСПРИЯТИЗГ

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Результаты переработки образов

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Нормальное умственное развитие

Полноценное восприятие

4. Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Каково главное направление сенсорного воспитания?

5. Дайте определение понятию «сенсорная культура».

6. Верно ли, что сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних
свойств предметов?

7. Сопоставьте основные задачи сенсорного воспитания детей с возрастными
периодами, характеризующими их:

а) 1 год

б) 2-3 года

в) 4 года

г) 5 лет

д) 6 лет

1) формирование сенсорных эталонов, устойчивых, закрепленных
в речи представлений о цвете, геометрических формах и
отношениях по величине между несколькими предметами;

2) обогащение ребенка впечатлениями о свойствах окружающих
предметов;



3) выделение цвета, формы и величины как особых признаков
предметов;

4) развитие аналитического восприятия;

5) обогащение представлений об основных разновидностях цвета и
формы, об отношениях между двумя предметами по величине;

6) знакомство с оттенками цветов, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями предметов по величине.

8. Укажите функции взрослого в сенсорном развитии ребенка, которые
выделяла М. Монтессори? Выберите верные ответы, отметив их каким-либо знаком:

а) организация разнообразной детской деятельности;

б) оказание помощи;

в) выступание в роли коллеги, партнера;

г) организация занятий с дарами;

д) ненавязчивое руководство;

е) посредничество между ребенком и предметной средой;

ж) оказание систематической помощи.

9. Сопоставьте возрастные периоды с основными действиями, характерными для
них, по мнению А.В. Запорожца:

1) 3 года а) планомерное и последовательное обследование объекта;

2) 4 года б) манипулирование предметом без попытки обследования;

3) 5-6 лет в) рассматривание предмета, выделение отдельных частей и

4) 7 лет признаков;

г) систематическое, планомерное рассматривание объекта.

10. Отметьте, какие сенсорные эталоны выделяет А.В. Запорожец:

а)....................... б)........................ в)

11. Дополните схему дидактического материала, способствующего развитию
органов чувств по М. Монтессори:

       
    Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru
  Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru
 

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru

Мускульн

Дидактический материал

Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru рные чувства



                   
    Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru
 
  Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru   Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru   Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru   Сенсорное воспитание Детей ДошколЬного возраста - student2.ru
 

     
   
   
  э  
  сг  
  а  
  с  
  э  
[тие 1ЬНЫ  
прю    
О о РЭ  
РР    
       

Наши рекомендации