Тема «Методология педагогики»
Методология – это совокупность методов исследования применяемых в какой-нибудь науки.
Методология – это учение о способах организации и построении теоретической и практической деятельности человека.
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Функции методологии:
1. Определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющиеся педагогическую действительность.
2. Направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель.
3. Обеспечивает всесторонностьполучения информации об изучаемом процессе или явлении.
4. Помогает ведению новой информации в фонд теории педагогики.
5. Обеспечиваетуточнение обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогические науки.
6. Создает систему информации, опирающиеся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.
В методологии можно выделить 2 уровня:
1-ый выделяет четыре подхода:
· Системный (анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, предпосылок и последствий).
· Деятельный (педагогический объект в процессе деятельности, как основной форма активности человека, как главного способа существования и развития не только человека, но и общества в целом).
· Культурологический (учение о ценностях и ценностных ориентациях человека, развития человека обусловлена его связью с культурой, как системой материальных и духовных ценностей).
· Антропологический (исследование данных всех наук о человеке и их учета при построении и осуществлении педагогического процесса).
2-ой уровень включает в себя: - методы педагогических исследований, определяющий набор операций, приемов, процедур. Позволяющий получать, отработать и объяснить научные и педагогические факторы. Относятся методы математической статистики.
Тема «История развития педагогики»
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)– выходец из семьи ремесленников. Достиг всего путем саморазвития. Был политиком, писателем, социологом, философом, музыковедом, композитором, психологом и педагогом.
Создатель теории естественного (свободного) воспитания.
Написал произведения:
- “О происхождении неравенства между людьми” (1777).
- “Общественный договор” (1760).
- “Эмиль или о воспитании” (1762).
Жан-Жак Руссо делит жизнь на 4 периода:
1. От рождения до 2 лет – внимание на физическое воспитание.
2. От 2 до 12 лет – развивать сенсорную культуру (ориентация в пространстве) – так же эту культуру называют “Сон разума”
3. От 12 до 15 лет – умственное и трудовое воспитание
4. С 15 до 18 лет – нравственное воспитание (этот период можно назвать “период бурь и эмоций”.
Идеи Жан-Жака Руссо были опробованы Л.Н. Толстым в Ясно Полянской школе.
Джон Локк (1632 – 1704)– выступал против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что ребенок родился с чистой душой – “как доска”.
Ян Амос Каменский
Марта 1592 – ноябрь 1670
Родился в Моравии, в городе Нивнице. Сын Мартина Каменского и Анны Хмеловой. Родители были члены религиозной общины чешских братьев.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-1604 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-1610 гг. учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Каменский, в соответствии с догмами своей церкви прошел обряд крещения и получил второе имя – Амос.
Затем учился в Хербонской академии, в Гедельберском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – “Театр всех вещей” и начал работу над полным словарем чешского языка “Сокровище чешского языка”.
В 1627 Каменский приступил к созданию труда по дидактике чешского языка. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков Каменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 г. Моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою “Дидактику на чешском язык”.
Каменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью:
· Общешкольного плана
· Классно-урочной организации
· Учеба с 6 лет
· Проверки знаний
· Запрет пропускать уроки
· Учебники для каждых классов
Каменский разработал единую школьную систему:
- Материнская школа: воспитание в семье под руководством матери до 6 лет.
- Школа родного языка: дети от 6 до 12 лет изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, чтение священного писания.
В крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Каменский вводил наряду с традиционными “семью свободными искусствами” естествознания, историю, географию.
- Академия-высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Этой системой, описанную уже в “Чешской дидактике” Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
Лев Николаевич Толстой
(1882 – 1910)
Внес тему: О свободном само улучшении личности.
Задача педагогической науки, по его мнению, должна составить в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.
Фундаментальные работы в области образования:
- “Азбука”
- “ Новая Азбука”
- “ Четыре книги для чтения”
- “ О народном образовании”
Создал Яснополянскую школу, где дети сами выбирали предмет и сколько времени нужно им для обучения этому предмету. Форма занятий строились на свободной форме беседы ученика и учителя. Расписаний занятий не было, ежедневно посещать школу было не обязательно.
В Яснополянской школе, обучались крестьянские дети.
Тема «Понятие содержание образования. Цели,виды образования. Система образования в РБ»
Образование происходит от слова "образ" в буквальном обозначении образовании образа.Под образованием понимается формирование образа личности.
В педагогике сформировались две теории образования:
1.Формальная
2.Материальная
1)Формальное образование-развитие умственных способностей и познавательный интерес учащихся их внимание,память и мышление.Источник знаний-разум.
Основные недостатки:одностороннее использование знаний в подборе учебного материала,недооценка их ценностного значения.
2)Материальное образование
Цель:передача учащихся большего объёма знаний из разных областей науки,необходимых в жизни.
Энциклопедизм-источник знаний, опыт.
Основные недостатки:перегруженность учащихся информацией,слабая связь между курсами.
Выделяется 3 аспекта понятие образование:
Образование как система.
Образование-это сложная система включающая разные элементы и связи между ними,характеризуется целью содержанием структурированными учебными программами и планами.
Образование как процесс.
Образование как процесс передача опытом не прекращается никогда вида изменений по целям,содержанию,формам.
Образование как результат.
Образование это результат процесса обучения,овладение человеком системой,определяющих знаний,умений и навыков.
Результатом образования является образованность.
Структура системы образования в РБ
1.Дошкольное воспитание(детский сад)
2.Общее среднее образование(начальная школа),основная школа(базовая,средняя)
3.Внешкольное обучение(воспитание)
4.Проффесионально-техническое образование(ПТУ)
5.Среднее специальное образование(колледж)
6.Среднее высшее образование(ВУЗ)
7.Подкотовка научных и педагогических кадров (аспирантура)
8.Повышение квалификации(переподготовка кадров)