Теория и методика разрешения конфликтной педагогической ситуации
Основная задача: овладение теорией и методикой анализа и разрешения конфликтной педагогической ситуации |
ПЗ 1. Изучить теоретические аспекты возникновения педагогической конфликтной ситуации. Ознакомиться с методикой разрешения педагогической конфликтной ситуации | ПЗ 2. Самостоятельно найти пути разрешения педагогического конфликта на основе изученной теории и методики |
Литература
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997. (ФК 1. С. 47–59).
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999. (ФК 2. С. 67–81).
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001 (ФК 3. С. 98–107).
Вопросы для анализа и усвоения
- Понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт».
- Алгоритм изучения поступков детей при возникновении конфликтных ситуаций.
- Методика разрешения педагогического конфликта.
Педагогическую деятельность можно рассматривать как решение следующих одна за другой профессиональных задач, встающих перед учителем. Известно, что процесс обучения и воспитания профессионально осуществляется в образовательных учреждениях, т.е. в специально создаваемых педагогических системах. Педагогическая система – это объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, одним из типов которых являются конфликтные педагогические ситуации.
Невозможно успешно разрешать конфликтные педагогические ситуации, не научившись анализировать условий их возникновения, не овладев методикой поиска правильного решения.
Данная программа поможет вам овладеть теорией и практикой оптимального разрешения конфликтной педагогической ситуации.
Предлагается общая схема действий на пути достижения цели.
Задание 1.1. Самостоятельно изучите указанную литературу. Вспомните содержание лекции. Ответьте на вопросы:
- Что такое педагогическая ситуация?
- Какие две формы активности человека затрагивает педагогическая ситуация?
- Как вы понимаете выражение «отношение ответственной зависимости» между учителем и учеником?
- Каковы фазы протекания конфликтной педагогической ситуации?
- Почему конфликтную ситуацию педагоги рассматривают как острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или коллектива детей?
Для успешного решения педагогической задачи (ситуации) необходима педагогическая диагностика школьников-участников конфликтной ситуации. От глубины и достоверности диагноза зависит правильность решения задачи.
Задание 1.2. Разработайте алгоритм изучения поступков детей при возникновении конфликтных ситуаций.
- Соотнесите ваш алгоритм с содержанием таблицы «Виды педагогической запущенности учащихся».
- Проанализируйте поведение ученика в предложенной ситуации по разработанному вами алгоритму.
На уроке литературы в 7 классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все действия его направлены на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит, пока ученик не закончил свою «работу».
Выберите правильный ответ:
1. Описание поступка:
а) цель – сорвать урок, вывести учителя из равновесия;
б) цель – продемонстрировать свои творческие возможности;
а) настроение – повышенное эмоциональное возбуждение с отрицательной направленностью;
б) настроение – эмоциональное возбуждение, активность;
а) отношение личности к коллективу, учителю, самому себе – безразличное;
б) отношение личности к коллективу, учителю, самому себе – желание выделиться, показать свои способности, привлечь к себе внимание;
а) при этом проявились качества: незаурядность, творческая направленность, умение сконцентрировать на себе внимание детей;
б) при этом проявились качества: несформированность познавательных психических функций, отсутствие познавательных интересов, нежелание учиться, отсутствие элементарных навыков культурного поведения.
2. Объяснение поступка:
а) поступок нечаянный, импульсивный;
б) поступок сознательный, преднамеренный;
а) причина поступка – несформированность понимания о том, что можно делать, а чего нельзя, нежелание учиться, отсутствие элементарных волевых усилий, умения владеть собой;
б) желание позабавить класс, продемонстрировать свои способности учителю и одноклассникам;
а) прогноз поведения изучаемого в будущем – поведение будет зависеть от стиля общения учителя и стадии развития коллектива;
б) прогноз поведения изучаемого в будущем – на уроках будет стараться вести себя подобным образом.
3. Педагогическая оценка поступка и его причины:
а) поступок влияет на формирование отрицательных качеств личности: неуважение к себе, коллективу, учителю, способствует укоренению девиантного поведения, разрушает познавательную направленность ученика;
б) поступок не влияет на развитие отрицательных качеств личности, он единичен, имеет место на отдельном уроке, не наносит вреда ни школьнику, ни коллективу.
4. Диагностические решения:
а) педагогического вмешательства (противодействия и предупреждения последующих поступков) требует ситуация возможного безделья ученика на уроке. Необходимо вовлечь мальчика в активную познавательную деятельность, заинтересовать его содержанием и методами урока;
б) педагогического вмешательства требует работа с коллективом класса в том плане, чтобы учащиеся не реагировали на его выходки во время урока.
Задание 2.1
На основании проведенной диагностики необходимо принять педагогически правильное решение.
Теперь вы можете «свернуть» последовательность операций алгоритма решения педагогической задачи, сведя его к 3-м основным:
- Диагностика.
- Выбор способа решения.
- Действие учителя-воспитателя.
Выработать педагогически правильную методику разрешения конфликтной ситуации вам помогут правила педагогического общения.
Задание 2.2. Еще раз обратитесь к тексту ФК 2.
Правила педагогического общения:
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Уяснив для себя сущность предложенных правил, соотнесите их с конкретными педагогическими ситуациями, иллюстрирующими каждое правило.
Педагогическая ситуация | Порядковый номер правила |
1. Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте». Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!». 2. Учительница математики удаляет из класса ученицу 9-го класса за то, что та улыбается на ее уроке. Кроме того, учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!». Девушка хромает, поэтому принимает заявление как обещание посмеяться над ее уродством. 3. Ученик теряет интерес к учению. В дневнике одни двойки, справиться с собой мальчику уже трудно. Кругом все плохо: учителя задерживают после уроков, дома он заврался, мать, болезненная женщина, в полной растерянности, сыну больше не верит. Мальчика вызывают к директору, ребенок ждет разноса. Директор просит его показать дневник, листает его и спрашивает: «Что же мы будем делать? Нам с тобой надо очень постараться исправить положение дел. Маме плохо, мы должны доказать, что можем исправиться. Впереди у тебя две недели. Надо исправить двойки по 4-м предметам. 12 декабря мы вызываем ее с тобой в школу и доказываем, что исправляемся и становимся лучше». Мальчик принялся за учебу. |
Ознакомьтесь с правилами воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.ФК 2.
Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. (В наиболее острой ситуации сдержите себя: не кричите, не раздражайтесь).
Правило 2. «Задержка реакции». (Не вступайте сразу же в полемику с оппонентом. Сделайте вид, что не замечаете нарушителя. «Факт незамечания» дезорганизует нарушителя и снижает его активность).
Правило 3. «Перевод реакции». (Учитель выполняет повседневные действия на уроке, несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается «замысел» борьбы).
Правило 4. «Рационализация ситуации». (Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку).
Правило 5. «Парадоксальная ситуация». ( При случае используйте коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).
Задание 2.3.Поставьте порядковый номер правила после каждой из предложенных ситуаций.
1. Год назад я принял 8-й класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему. Затем Я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании. Спокойно взглянул на часы и сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!». Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было.
2. Учительница географии пришла на урок в 10 класс. Подготовленная для урока карта висела вверх ногами. Все ждали реакции учителя. Учительница посмотрела на карту и весело произнесла: «Кто продемонстрирует мне знание карты в таком положении, получит две пятерки. Кто первый?»
Задание 2.4. Теперь на основе изученной теории и методики разрешения конфликтной педагогической ситуации постарайтесь самостоятельно найти педагогически правильный вариант решения предложенных задач.
Задача 1. В 6-м классе урок математики вместо заболевшего коллеги пришла провести учительница. Учащиеся встретили ее стоя и вроде доброжелательно. Но когда учительница предложила сесть, ни один из 35 не пошевелился. Создалась неприятная ситуация, грозившая сорвать урок.
Варианты решения:
а) Возмущенная учительница вышла из класса со словами: «Когда будете готовы к уроку, старосту пошлите за мной в учительскую».
б) Помедлив немного, учительница произнесла: «Я понимаю, шестой урок сидите, спина устала. Давайте проведем урок стоя. Кто пойдет к доске для решения домашней задачи?»
в) Учительница села за свой стол со словами: «Хорошо, поиздеваться захотели. Я подожду, пока это желание не пропадет».
Задача 2. Урок биологии в 8 классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как подобает учащимся школы. Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках.
Варианты решения:
а) Учительница раздраженно просит мальчиков удалиться и без родителей на урок не приходить.
б) Учительница нарочито не замечает выходки школьников и продолжает вести урок.
в) Учительница говорит, обратившись к классу: «У нас возникла уникальная возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей. Проползите, пожалуйста, к своим столам».