Глава 2 Физическое наказание
Наказание – сомнительное вмешательство, вызывающее много споров и ложной информации. Об этом можно долго писать, но в данной книге необходимо сузить вопрос наказания до аспектов, имеющих значение для проблемы нарушения развития.
Наказание часто означает месть (отношение «око за око»), что неприемлемо для общества и особенно там, где речь идет о детях. Наказание также может означать перемещенную агрессию. Многие родители наказывают ребенка не за плохое поведение, но, выражая, таким образом, беспокойство своей неспособностью справиться. То есть родители проектируют свои неудачи на детей и наказывают их. В более широком социальном масштабе наказание означает угнетение. Из истории очевидно, что каждая форма политической тирании использовала массивный аверсивный контроль, такой как физическое наказание. Также из истории очевидно, что люди восстают против таких тиранов, чтобы избавиться от наказания и угнетения. Теоретики психологии, такие как Фрейд и Скиннер решительно высказываются против наказания, заявляя о том, что воздействие наказания слишком губительное, чтобы его использовать.
С другой стороны, если спросить родителей нормальных детей, используют ли они физическое наказание и помогает ли это им справляться с детьми, подавляющее большинство ответит «да» на оба вопроса. Более того, научные данные, полученные в результате тщательно контролируемых исследований, показывают, что наказание является эффективным и практическим способом прекращения нежелательного поведения, а также тот факт, что побочный эффекты наказания менее нежелательны, чем ожидалось, а зачастую и желательны. Есть несколько довольно тщательных и объективных обзоров наказания. Мы предлагаем обзорную статью Harris и Ersner-Hershfield (1978), “Behavioral suppression of seriously disruptive behavior in psychotic and retarded patients: a review of punishment and its alternatives” («Бихевиористское подавление крайне разрушительного поведения у психотических и умственно отсталых пациентов: обзор наказания и его альтернатив»). Хорошая книга о наказании – Punishment: Its effects on human behavior (Axelrod and Apsche, 1980) («Наказание: его воздействие на поведение человека»). Также можно обратиться к главе о наказании в книге авторов Azrin и Holz «operant Behavior: Areas of research and application» (1966) «Оперантное поведение: сферы исследования и применения».
Для некоторых людей абсолютно неприемлемо применение физического наказания к людям с нарушением развития. Как можно предположить, что взрослый наказывает умственно отсталого или умственно неполноценного ребенка. Даже если наказание помогает воспитывать нормальных детей, больной и отсталый ребенок кажется таким беспомощным и уязвимым, и неспособным извлечь пользу из последствий своего поведения.
Таким образом, может показаться удивительным, что наказание применялось к детям с нарушением развития в определенных обстоятельствах и при правильном и осторожном применении оно помогало таким детям. Прежде чем мы продолжим дискуссию, нужно определить термин наказание в контексте данной книги и привести несколько примеров поведения детей с отклонениями развития, когда реакция на наказание была положительной. Помните также о том, что наказание может применяться только при условии регистрации данных о его воздействии. То есть вопрос о том, применять ли наказание, должен рассматриваться на основе эмпирических данных, то есть на основе фактов о его пользе и провалах.
Чаще всего в учебной психологической литературе наказание определяется как событие, сопровождающее поведение и служащее для уменьшения этого поведения.
По меньшей мере, есть две категории такого события:
1) презентация физически аверсивного события; начиная от шлепков и хлопков до поведения, создающего напряжение, например тяжелые физические упражнения;
2) удаление поощряющего события, начиная от ситуации, когда взрослый отворачивает лицо от ребенка до помещения ребенка в изоляцию (таймаут).
В обоих примерах важно, чтобы ситуация уменьшала поведение. Для некоторых людей определенные или все события могут показаться нейтральными или вознаграждающими, и, следовательно, не наказывающими.