Занятие – 9 тема: Подсистемы человека

Цели:

– систематизировать знания о строении человека;

– развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;

– развивать воображение;

Оборудование:

бумажные части тела робота.

1. "Сборка робота".

Игрушка приходит на занятие с различными частями тела, вырезанными из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея.

И: – Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое…

В: – А ты давай разложи это на ковре, чтоб было удобно, и тогда посмотрим.

Игрушка выкладывает на ковре в произвольном порядке все части.

В: – Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое?

Д: – …

В: – Правильно, части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот.

И: – Давайте я, я умею!

Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно.

И: – Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека..

В: – Мне кажется, что настоящий человек отличается от этого робота. Как вы думаете, ребята?

Д: – …

В: – А можно ли его "превратить" в человека?

Детские ответы по возможности "воплощаются в жизнь": части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д.

2. Игра "Руки, ноги, голова".

Воспитатель называет различные части тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся – выбывает из игры.

3. Обсуждение "Что – для чего?"

Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рассмотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и т. д.), потом более мелкого, когда подсистема становится рассматриваемой системой (зачем на голове глаза, нос, рот и др.; на руках пальцы, ладони, локти и др.).

В конце – обсуждение: что, какие части не нужны человеку, являются лишними? По желанию можно проанализировать последствия фантастических допущений: что произошло если бы, глаза были на затылке, уши на коленях, пальцы вместо носа и т. п.

Вывод: все, что есть у человека, ему необходимо (и находится там, где "нужно")..

4. Подведение итогов.

Занятие – 10 тема: Подсистемы предметов: объект "чайник"

Цели:

– систематизировать знания о посуде;

– обучить функциональному подходу восприятия подсистем;

– развивать диалектическое мышление;

– развивать умение прогнозировать;

Оборудование:

настоящий и игрушечный чайники.

1. Обсуждение "Какой чайник лучше?"

Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреться и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлагается обсудить вопросы "Зачем вообще нужен чайник?", "Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др.), почему? Чем это будет неудобно?", "Что хорошего, что плохого в чайнике?", "Из чего сделан чайник?", "Бывают ли стеклянные чайники, почему?", "Что хорошего и что плохого в стеклянном чайнике?" (аналогично: бумажные, из ткани, деревянные, пластмассовые).

2. Игра-эстафета "Наполни чайник".

Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии.

Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник.

Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

3. Анализ подсистем.

Предлагается проанализировать все подсистемы чайника в последовательности: название подсистемы; для чего нужна; что в ней хорошего и что плохого; что произойдет, если этой подсистемы не будет; что произойдет, если таких подсистем будет несколько.

Пример обсуждения:

– Из каких частей состоит чайник?

– Носик, ручка, стенки, дно…

– Зачем носик нужен?

– Чтобы воду из него наливать.

– Что хорошего и что плохого в носике?

– Хорошо, что через него вода льется точно струей, а плохо, что за него можно зацепиться и чайник опрокинуть.

– А если не будет носика?

– Это плохо, потому что вода из дырки будет сразу выливаться, неудобно будет наливать.

– А если несколько носиков и сразу три чашки наливать?

– Когда гости пришли – так удобнее будет, а если один дома, то через другие носики будет вода выливаться, их придется закрывать…

– Для чего нужна ручка?. и т. д.

4. Подведение итогов.

Желательно организовать в виде чаепития (чайник – герой занятия – посередине стола).

.

Занятие – 11 тема: Подсистемы предметов: объект "машина"

Цели:

– систематизировать представления детей о транспорте;

– обучать системному анализу объекта;

– закрепить знание правил дорожного движения;

Оборудование:

машина "грузовик", игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

1. Анализ подсистем.

Игрушка в группу приезжает на грузовике ("чтоб быстрее добраться").

Обсуждение:

– зачем нужны машины?

– что хорошего и плохого в машинах?

– из каких частей состоит машина?

– зачем нужна каждая из частей?

– какими частями настоящая машина отличается от игрушечной?

2. Игра "Светофор".

Воспитатель "превращает" детей в машины и предлагает им "поездить", при этом соответственно реагировать на сигналы светофора.

Команды можно подавать голосом, а можно показывать соответствующий цвет светофора.

Возможны "ловушки", когда называется один цвет, а показывается другой (дети должны реагировать на изображение).

3. Обсуждение "Какие бывают машины по назначению".

Воспитатель предлагает детям назвать, какие специализированные машины они знают (пожарная, "Скорая помощь", "Молоко", "Хлеб", "Милиция" и др.).

Затем обсуждается, для чего нужны специализированные машины, чем (какими частями) они отличаются от других (и для чего нужны эти отличия: почему все машины не могут быть одинаковыми?).

В процессе обсуждения рекомендуется использовать рисунки разных видов машин или соответствующие игрушки.

4. Подведение итогов.

Наши рекомендации