По курсу «Основы педагогики»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Планы

Семинарских занятий

По курсу «Основы педагогики»

для студентов 2-го курса

факультета экономики и права

Специальность:

Правоведение

ЭУП

Старший преподаватель: Симченко О. С.

Могилев, 2013

Занятие № 1.

Тема. Педагогика в системе наук о человеке

Вопросы для обсуждения

1. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление научной педагогики

2. Объект, предмет и функции педагогики

3. Основные категории педагогики, их характеристика

4. Система педагогических наук

5. Связь педагогики с другими науками

6. Методология педагогики и ее уровни

7. Эмпирические и теоретические методы исследования

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, развитие, воспитание, обучение, образование, методология, методология педагогики, эмпирические методы исследования, теоретические методы исследования, педагогический эксперимент, моделирование.

Задание № 2.Дискуссия о том, фундаментальная или прикладная наука педагогика, длится уже больше века. Какой взгляд на эту проблему разделяете Вы?

1) «…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле… Педагогика – не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств…» (К. Д. Ушинский).

2) «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» (Я. А. Коменский).

3) «Я не смотрю на педагогику как на искусство. Не смотрю! Я на нее смотрю, как на педагогику, хай она сказится, но пускай она перестанет быть такой скучной… Педагогика – самостоятельная, а не прикладная наука. Она имеет свой предмет и задачи, обоснование целей и средств воспитания подрастающего поколения» (А. С. Макаренко).

4) «Педагогика – не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, не нормативные заклинания и требования по поводу того, как воспитывать ребенка, а прикладное знание о педагогическом процессе. Педагогика, как и медицина и политология, – прикладная наука. Она синтезирует знания наук о человеке и на их основе разрабатывает практические рекомендации для учителя» (П. Ф. Каптерев).

5) «Педагогика – прикладная нормативная наука, которая, опираясь на педологию, разрабатывает содержание, методы и формы учебно-воспитательной работы с детьми» (С. Т. Шацкий).

6) «Педагогика – прикладная наука по отношению к рефлексологии, педологии, психологии, которые выступают базовыми науками» (А. Н. Леонтьев).

7) «Любые попытки низвести педагогику до прикладной науки, использующей результаты фундаментальных исследований, всегда приводили к катастрофическим результатам» (В. В. Краевский).

8) «Педагогика – наука, потому что имеет свой предмет (совокупность знаний). Педагогика – искусство, как высшая степень педагогического мастерства (т. е. педагогических умений). Априори ясно, что педагогическое искусство – это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Искусство обогащает науку, приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории». (Т. А. Стефановская)

Задание № 3. Покажите на конкретных примерах:

- значимость дифференциации педагогики на отдельные научные отрасли;

- формы связи педагогики с другими науками.

Выполненные задания представьте в идее структурно-логической схемы (СЛС).

Задание № 4. Используя педагогическую литературу, изучите вопрос «Методы педагогических исследований». На основании полученных знаний заполните Таблицу 1. «Методы исследования в педагогике»

Таблица 1

Занятие № 2.

Тема. Образование как социокультурный феномен.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «образование»: различные подходы к трактовке.

2. Образование как механизм развития личности и общества в социокультурном пространстве. Социокультурные функции образования

3. Функции образования и соответствующие им образовательные модели

4. Образование как педагогический процесс. Сущность деятельностного подхода в образовании

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. На основании изучения различных источников (нормативно-правовые документы, учебные пособия по педагогике, энциклопедические и педагогические словари и др.) представьте различные подходы к определению категории «образование», зафиксировав в словаре не менее 10 – 15 определений данной категории.

Задание № 2. Изучите главу 3. «Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры» (Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.). На основании изученного материала заполните таблицу «Социокультурные функции образования»

Таблица 2.

Социокультурные функции образования

Функции образования Содержательная характеристика
   

Задание № 3. В современных социокультурных условиях образование признается как важнейшая ценность, показатель уровня развития индивидуальной и национальной культуры, личный и общественный капитал.

1) Какие важнейшие качества и способности личности формируются посредством образования?

2) Каковы основные общественные запросы к образованию? Каковы Ваши ожиданию от обучения в вузе?

3) Какие из следующих высказываний характерны для современной образовательной парадигмы?

Главная задача человека:

А) Понимание сущности мира, науки, производства с целью использования для удовлетворения своих потребностей.

Б) Понимание своего места в мире и ответственности за его сохранение.

Главная задача профессионального образования:

В) Вооружить методологией творческой деятельности, проектирования и предвидения возможных последствий будущей профессиональной деятельности.

Д) Дать знания о мире (обществе) и существующих способах деятельности в науке, производстве и обеспечить профессиональную подготовку людей.

Научная основа деятельности:

Е) Естественнонаучный метод (моделирование, эксперимент).

Ж) Психология творческой, инновационной деятельности; мысленный эксперимент.

Решаемая задача имеет:

З) Только одно правильное решение.

И) Несколько допустимых решений.

Критерии оценки решения:

К) Только «правильно-неправильно».

Л) Ряд критериев эффективности и безвредности.

Значение общечеловеческих ценностей и морали:

М) Они необходимы для принятия решения.

Н) Не обязательно брать их в расчет.

Возможность духовного формирования личности:

О) Только через гуманитарное образование.

П) Возможно и желательно в процессе деятельности.

4) Какой смысл Вы вкладываете в понятие «образование»? (Ответ можно сформулировать с помощью технологической карты, раскрывающей сущность понятия по технологии «Алфавит»).

5) Какой должна быть школа, «способная научить человека побеждать в жизни, не нанося ущерба другим»?

Опишите, какими должны быть в этой школе: приоритетные воспитательные цели, отношение к ученику, взаимодействие участников педагогического процесса, особенности организации учебного процесса.

Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2004. – 384 с.

4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

5. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

8. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 224 с.

9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

10. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

11. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

12. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

14. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

15. Пуйман, С. А. Педагогика: Основные положения курса: пособие для студентов вузов. – 3-е издание, стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 256 с.

16. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

17. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

18. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 3.

Тема. Современное состояние образования

Вопросы для обсуждения

1. Анализ состояния современной практики образования

2. Основные положения новой образовательной парадигмы

3. Национальная система образования в Республике Беларусь

4. Мировые тенденции развития высшего образования

5. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: образовательная парадигма, уровень образования ступень образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, стандартизация образования, диверсификация образования, многоуровневость образования, фундаментализация образования, информатизация образования, непрерывность образования.

Задание № 2. Используя Кодекс Республики Беларусь об образовании, составьте структурно-логическую схему «Система образования в Республике Беларусь»

Задание № 3. (в микрогруппах). Сформируйте в своей группе 5 микрогрупп (по 4 – 5 человек). Ознакомьтесь с пятью статьями, в которых рассматриваются важнейшие проблемы функционирования образования на современном этапе (см. Приложение 1.).

Распределите статьи таким образом, чтобы каждой микрогруппе для проработки досталась одна статья.

Задача каждой микрогруппы: подробно изучить материалы научной статьи и проанализировать ее, ответив на предложенные вопросы. Перечень статей и вопросов к ним приводится ниже:

Статья № 1. Н. Г. Багдасарьян Ценность образования в модернизирующемся обществе

1. Какие аспекты ценности образования выделяет автор? Охарактеризуйте их. Какой из этих аспектов ваш взгляд, наиболее важен?

2. В связи с чем возникает потребность в реформировании современной системы образования?

3. Какие объективные причины обусловили кризис современного высшего образования? С чем связано снижение его качества?

4. Что автор понимает под «виртуализацией» ценности образования?

5. Каковы условия эффективной модернизации образования?

Статья № 2. К. С Фарино Приоритетные направления развития национальной системы образования

1. В чем заключаются особенности функционирования учреждений образования на разных уровнях?

2. Какие меры предпринимаются в государстве для развития педагогического потенциала?

3. В чем состоит сущность работы по развитию творческих способностей детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь?

4. Каковы основные направления по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе?

Статья № 3. В. М. Зданович Кодекс Республики Беларусь об образовании как стратегия инновационной модернизации системы образования страны

1. Что такое Кодекс об образовании? В чем видится значимость этого нормативно-правового документа с позиции его ориентации на прогресс образования?

2. Какие гарантии в функционировании и финансировании образовательных учреждений обеспечивает Кодекс РБ об образовании?

3. Каким образом в Кодексе закреплен идеи о международном сотрудничестве в сфере образования?

Статья № 4. А. И. Жук Тенденции и перспективы развития национальной системы высшего образования

1. Какие задачи высшего образования выделены автором?

2. Каковы основные тенденции и перспективы развития высшего образования в Республике Беларусь?

Статья № 5. М. И. Демчук Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования

1. Почему необходима коренная модернизация системы подготовки специалистов для отраслей экономики?

2. Каковы основные тенденции по включению Беларуси в Болонский процесс?

3. В чем сущность компетентностной модели подготовки специалистов?

4. Какие важные проблемы по включению Республики Беларусь в Болонский процесс рассмотрены автором?

Задание № 4. Ознакомьтесь с приведенным ниже материалом, подготовленном на основе книги: Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : Пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М., 2005.

Порассуждайте над проблемой: «иметь» образование или «быть» в образовании.

Ответьте на вопросы к нижеследующему тексту:

1) Проанализируйте позиции, представленные А. В. Хуторским, относительно роли учащегося (студента) и педагога в образовательном процессе.

2) Сформулируйте собственную точку зрения по данному вопросу.

3) Каким Вы хотите видеть собственное образование?

…Результаты образования определяются той платформой, на которой стоят учитель и ученик. В ее основе лежат понимание того, кто такой человек, что означает его образование, откуда берутся знания.

Традиционно считается, что в школе дают знания, а ученики их получают. И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача – только «брать». Иногда говорят, что богатства, которые выработало для него человечество, передаются ученику для его же пользы – чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие закрома свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на общие цели доминирующего общественного уклада.

По-другому звучит данный принцип в образовании, ориентированном на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

«Иметь» и «быть» – две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм – традиционной и личностно ориентированной.

Первая характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации, первоначально отчужденной от него, но необходимой для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования – обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция индивиду и последующая интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур социальной деятельности) им культурно-исторических ценностей, норм, традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование изменяет (образовывает) внутреннюю субстанцию самого обучающегося и способствует появлению его собственного знания.

Образование в стиле «быть» имеет личностный продуктивный, открывающий характер.

Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.

Путеводитель по литературе для самостоятельного изучения

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. – 3-е изд. – Минск : Новое знание; Москва: ИНФРА-М, 2011. – 335 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 304 с.

3. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2004. – 384 с.

4. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с.

5. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 200 с.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2011. – 400 с.

7. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

8. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 224 с.

9. Основы педагогики: учебное пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; под общей редакцией А. И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.

10. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Крившенко Л. П. – Москва : Проспект, 2007. – 432 с.

11. Педагогка: современная энциклопедия / Е. С. Рапцевич. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.

12. Педагогика: учебное пособие / под редакцией Пидкасистый П. И. – Москва : Высшее образование, 2007. – 430 с.

13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е издание. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 512 с.

14. Прокопьев, И. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалевич. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 544 с.

15. Пуйман, С. А. Педагогика: Основные положения курса: пособие для студентов вузов. – 3-е издание, стереотип. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 256 с.

16. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 432 с.

17. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стереотип / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.

18. Словарь-справочник по педагогике / составитель Мижериков, В. А.; под редакцией П. И. Пидкасистый. – Москва : Сфера, 2004. – 448 с.

Занятие № 4.

Вопросы для обсуждения

1. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности

3. Воспитание и формирование личности

4. Воспитательные функции социальной среды. Социализация и ее факторы

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, развитие личности, социализация

Задание № 2. Заполните пропуски в Таблице 3:

Таблица 3

Занятие № 5.

Вопросы для обсуждения

1. Доминирующие сферы жизнедеятельности человека

2. Общение как фактор развития личности. Типы общения. Факторы деструктивного общения

3. Понятие о педагогическом общении. Коммуникативная культура педагога

4. Игра – специфическая форма жизни человека. Типология игр

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: деятельность, учебно-познавательная деятельность, общение, коммуникативная культура, игра, игровая деятельность

Задание № 2. Ознакомьтесь с текстом, представленным ниже, и ответьте на вопросы к нему.

…В невербальном общении (жестикуляция, поза, мимика) П. М. Ершов выделяет «мобилизацию» и «вес».

Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П. М. Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0-й до 10-й. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психологической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10-й степени «говорит» о его максимальном физическом и психическом напряжении. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.

В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать другого или приступить к предстоящей деятельности.

Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.

Столь же значимым «бессловесным действием», по П. М. Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.

Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:

«Тяжелый вес» «вопиет» о невиданной тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.

«Легкий вес» – это состояние – антипод «тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.

«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией - малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.

Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» – вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию…

Вопросы. 1. В чем заключается различие между понятиями «мобилизация» и «вес»?

2. Какое влияние невербальные характеристики общения человека его эмоциональное состояние и поведение могут оказать на характер развития, продуктивность и результативность вербального контакта. Приведите соответствующие примеры из жизни, литературы, кино, рефлексируя при этом уровни «мобилизации» и «веса» героев приведенных Вами ситуаций коммуникативного взаимодействия.

3. На основании анализа информации о видах эмоциональных состояний и поведения людей («вес») составьте 2 – 3 небольших рассказа, которые иллюстрировали бы ситуации общения, отражающие различные виды «веса» участников диалога (полилога).

Задание № 3. Дайте характеристику компонентам невербального общения педагога, влияющим на восприятие его личности учащимися, продуктивность и результативность коммуникативного взаимодействия. Результаты представьте в Таблице 2.

Таблица 2.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Планы

Семинарских занятий

по курсу «Основы педагогики»

для студентов 2-го курса

факультета экономики и права

Специальность:

Правоведение

ЭУП

Старший преподаватель: Симченко О. С.

Могилев, 2013

Занятие № 1.

Наши рекомендации