Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования
Практическое занятие № 1
Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования
Цель: формирование системы знаний о профессионально-педагогических способностях учителя, путях их развития и совершенствования; развитие педагогического мышления и креативности; воспитание культуры педагогического труда, побуждение к творческой педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Профессионально-педагогические способности учителя, их сущность.
2. Характеристика педагогических способностей учителя: академических, дидактических, организаторских, коммуникативных, перцептивных, суггестивные.
3. Система работы учителя над совершенствованием профессионально-педагогических способностей.
4. Пути и средства развития креативности учителя.
5. Связь авторитета личности учителя с его профессионально-педагогическими способностями.
Практические задания:
1. Диагностика собственных профессионально-педагогических способностей
2. Подготовить доклады по работе В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Литература:
1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.
2. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
5. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.
Практическое занятие № 2
Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.
Цель: формирование системы знаний о педагогике начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Об основных категориях.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогика начального образования как наука, ее объект и предмет.
2. Взаимосвязь педагогики начального образования с другими науками.
3. Возникновение и основные этапы развития педагогики.
4. Структура педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.
Практические задания:
1. Подготовиться к терминологическому диктанту по основным педагогическим категориям. воспитание, обучение, образование, развитие и формирование, «самовоспитание», «саморазвитие», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование», «педагогические технологии», «учебно-воспитательные инновации».
2. Подготовить презентацию на тему «Возникновение и развитие педагогики».
3. Подготовить сравнительную характеристику преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности: сходства и отличия.(в таблице).
4.. Литература:
7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.
8. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
11. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие №6
Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы.
Цель: формирование системы знаний о содержании образования; развитие аналитического мышления студентов; воспитание творческого отношения к анализу содержания образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о содержании образования как общечеловеческой ценности. Культурно-гуманистические функции образования.
2. Цели образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Категория «содержание образования».
3. Социальный опыт – основной источник содержания школьного образования. Принципы отбора содержания общего образования.
4. Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе Российской Федерации.
5. Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Компоненты государственного стандарта общего среднего образования: федеральный, национально-региональный, школьный.
6. Учебная литература (учебники и учебные пособия) как форма отражения и реализации содержания учебных программ на уровне учебного материала. Требования к учебнику: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Практическое задание:
1. Охарактеризовать учебник (по выбору студентов) в соответствии с современными требованиями.
Литература:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1997.
2. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. – М., 1996.
3. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
5. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. – М., 1991.
Практическое занятие № 7
Практическое занятие № 8
Функции педагогического процесса в начальной школе. Виды обучения и их характеристика
Цель:Знакомство с видами обучения в начальной школе; наблюдение за работой учителя-мастера
Содержание занятия:
1. Знакомство с объяснительно-иллюстративным, программированным, проблемным, дифференцированным, индивидуальным, компьютерным видами обучения в начальной школе.
2. Наблюдение за осуществлением дифференцированного обучения на уроке математики по программе Л.В. Занкова (учительница Г.А. Жабской, лицей № 10 г. Белгорода).
3. Анализ посещенных уроков.
Литература:
1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.
8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1997.
9. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. – М., 1996.
10. Педагогический поиск М., 1990
11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. – М., 1990.
Практическое занятие №9
Практическое занятие № 10
Практическое занятие № 11
Практическое занятие № 1
Профессионально-педагогические способности учителя. Пути их развития и совершенствования
Цель: формирование системы знаний о профессионально-педагогических способностях учителя, путях их развития и совершенствования; развитие педагогического мышления и креативности; воспитание культуры педагогического труда, побуждение к творческой педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Профессионально-педагогические способности учителя, их сущность.
2. Характеристика педагогических способностей учителя: академических, дидактических, организаторских, коммуникативных, перцептивных, суггестивные.
3. Система работы учителя над совершенствованием профессионально-педагогических способностей.
4. Пути и средства развития креативности учителя.
5. Связь авторитета личности учителя с его профессионально-педагогическими способностями.
Практические задания:
1. Диагностика собственных профессионально-педагогических способностей
2. Подготовить доклады по работе В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
Литература:
1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.
2. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
3. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
5. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.
Практическое занятие № 2
Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.
Цель: формирование системы знаний о педагогике начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Об основных категориях.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогика начального образования как наука, ее объект и предмет.
2. Взаимосвязь педагогики начального образования с другими науками.
3. Возникновение и основные этапы развития педагогики.
4. Структура педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.
Практические задания:
1. Подготовиться к терминологическому диктанту по основным педагогическим категориям. воспитание, обучение, образование, развитие и формирование, «самовоспитание», «саморазвитие», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «социальное формирование», «педагогические технологии», «учебно-воспитательные инновации».
2. Подготовить презентацию на тему «Возникновение и развитие педагогики».
3. Подготовить сравнительную характеристику преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности: сходства и отличия.(в таблице).
4.. Литература:
7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа – Пресс, 1997.
8. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.
9. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.
11. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1994.
Практическое занятие № 3