Специальные педагогические способности учителя истории

(по Л.Н. Лавровой)

                 
    Специальные педагогические способности учителя истории - student2.ru
 
   
Умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, изучаемыми на уроке истории
   
Умение учитывать специфику исторического материала в процессе изучения его в школе
 
 
   
Умение выявить закономерности исторического развития общества в процессе изучения истории на уроке
   
Умение заранее предвидеть возможности ошибочного восприятия учащимися исторического материала на уроке и предупредить эти ошибки
 
 
   
Умение вызвать интерес учащихся на уроке к событиям исторического прошлого и настоящего
     
Умение работать над историческими документами на уроке
 
 
   
Умение давать яркое, образное словесное описание исторического события, формируя у учащихся образы, соответствующие наглядные представления  
     
Умение работать над историческими понятиями на уроке
 
 
   
Умение работать с историческими картами различного вида, формируя у учащихся пространственные представления
   
Умение передавать учащимся свое отношение к изучаемым историческим событиям
 
 
 
Умение реализовать возможности учебно-исторического материала в восприятии учащихся на уроке истории
 
Умение работать с исторической хронологией на уроке, формируя у учащихся правильное понимание времени
 

 
  Специальные педагогические способности учителя истории - student2.ru

Другим свойством личности учителя является его характер— система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения. Способы эмоционального реагиро­вания учителя могут быть:

1) по содержанию — оценочными (объективная или неспра­ведливая оценка ученика), защитными (проникновение в мо­тивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирую­щими (мобилизующими ученика или запрещение, указание);

2) по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности — конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими ви­димость участия педагога в решении проблемы), деструктив­ными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

3) по характеру активности - наступательными (оценка уче­ника и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому), рационализирующими (выявление положительных ка­честв и затруднений у себя и другого);

4) по функции — мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирую­щими (разоблачение другого, упрямство);

5) а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).

Однако важнейшим фактором, определяющим успешность формирования профессиональной пригодности, является устойчивая профессиональная направленность специалиста. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Она является одним из важнейших факторов достижения вершины в профессиональной педагогической деятельности. Направленность личности учителя проявляет­ся во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его воспри­ятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.

Виды профессиональной направленности: 1) социально-нравственная; 2) профессионально-педагогическая; 3)познавательная.

Социально-нравственная: ее выражают следующие свойства и характеристики личности: социальные потребности, моральные ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

Профессионально-педагогическая: ее составляют: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии учителя находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и ее видам, в стремлении к овладению знаниями и умениями. Педагогическое призвание – это склонность, вырастающая из осознания способностей к педагогической деятельности. Субъективное переживание призвания к выполняемой или избранной деятельности может оказаться значительным фактором в развитии личности: вызывать увлеченность деятельностью, побужденность пригодности к ней.

Познавательная: ее основа: духовные потребности и интересы. Одно из проявлений духовных потребностей личности – потребность в знаниях. Необходимым условием профессионального самостановления и совершенствования является непрерывное педагогическое самообразование. Один из главных факторов познавательного интереса – это любовь к преподаваемому предмету. Для современного учителя важно уметь хорошо ориентироваться в отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности, быть в курсе новых исследований.

Интегральные характеристики личности:

1.Профессиональное педаго­гическое самосознаниеучителя - комплекс представлений учителя о себе как профессионале. Профессиональное самосознание проявляется в следующих формах:

1) осознание учителем норм, правил и моделей педагогической профессии как эталонов для осознания своих качеств;

2) осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом как абстрактным, так и в образе коллеги;

3) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (учеников, коллег, руководства), учет ожиданий со стороны других;

4) самооценка учителем своих отдельных сторон: в когнитивном аспекте – понимание и осознание себя, своей педагогической деятельности, общения и личности, в эмоциональном аспекте – эмоциональное отношение и оценивание учителем самого себя, в поведенческом аспекте – способность к действиям на основе самосознания;

5) положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание положительной Я-концепции.

2. Индивидуальный стиль деятельности и общение - это характерные для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения и более частные особенности: ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями. А. Я. Никоновой выделено че­тыре стиля, в том числе два крайних: рассуждающе-методич­ный и эмоционально-импровизационный. Для учителя первого стиля характерно четкое структури­рование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Учитель тяготеет к определенности в плани­ровании урока, уделяет много внимания повторению и за­креплению, не упускает средних и слабых учеников, работает в невысоком темпе и со всеми учениками, обеспечивает хоро­шее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Профессиональная самооцен­ка чаще невысокая. Учитель эмоционально-импровизационного стиля не стре­мится к четкому планированию уроков, строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, предпочитает рабо­тать с «яркими» учениками и поощряет их, увлекается самим процессом работы, проводя ее в быстром темпе, ориентирует учащихся на поиск нового, но не всегда обеспечивает прочное усвоение знаний и навыков школьников. Профессиональная самооценка обычно завышена.

3. Творческий потенциал: Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций зна­ний, умений, продуктов.

Неадекватность типовых приемов педагогической деятельности многообразным ситуациям объективно стимулируют учителя к творчеству. Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества:

первый уровень творчества — это уровень элемен­тарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее резуль­татам. Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.

Второй уровень — это уровень опти­мизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.

Третий уровень — эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало.

Выделяют звенья творческого процесса:

1) потребность в новой идее;

2) выделение проблемы;

3) отказ от первого решения ради поиска других путей;

4) переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждению;

5) свободные умозрительные рассуждения;

6) поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди возможных;

7) многократные усилия по приближению решения: чаще внезапно;

8) кристаллизация решения.

Таким образом, педагогическое творчество само по се­бе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существенно­го опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситу­ации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Педагогику (как и психологию) нельзя строить равнодушно, потому что это - наука о человеке, а человек не прощает равнодушного к себе отношения.

А.H.Леонтьев.

Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.

К.Д.Ушинский. Человек как предмет воспитания.

Наши рекомендации