Специфика лекции, ее особые возможности.
Мосина А.В., к.п.н., доцент
РГПУ им. А.И.Герцена
Материалы из книги :
Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие. Часть1\ Под ред.проф.,Тряпицыной А.П.-
С-Пб., 2007
Современная лекция
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
|
Адольф Дистервег
Существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов.
Лекция должна не научить…а приучить к работе, создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности.
П.А.Флоренский
Основные понятия: Лекция как ведущая форма обучения в вузе. Роль и назначение современной лекции. Специфика лекции и ее возможности. Современная лекция в историческом контексте. Функции лекции. Традиционная лекция. Структура лекции. Типы и виды (классификация) лекций. Достоинства и недостатки лекционного обучения. Как подготовиться к лекции?
Теория вопроса
Лекция – ведущая форма обучения в вузе?!
Лекция (от лат. lectio – чтение XIII – XIV вв.) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе.
Но на сегодняшний день отношение к этой форме обучения неоднозначно.
Уже в конце XIX — начале XX в. лекцию пытались отнести к «пассивным» методам, не играющим определяющей роли в учебном процессе, на том основании, что студенты, слушая ее, получали уже готовое знание, а не добывали его самостоятельно.
Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и творчества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план.
Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.
Необходимо отметить, что в зарубежных университетах лекции имеют в образовательной программе значительно меньший удельный вес, чем в нашей отечественной высшей школе. Большая часть учебного времени отводится для самостоятельной работы на компьютерах, в библиотеках, лабораториях, для консультаций и отчетов.
В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает центральной фигурой обучения, а на лекционное преподавание выделяется до 50 % учебного времени.
При этом, как известно, качество отечественного образования, которое в советское время было не ниже, а по ряду направлений значительно выше зарубежного, на сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, существенно уступает ему по целому ряду показателей.
Истинная роль и назначение современной вузовской лекции.
Переход к рынку, движение к демократии и правовому государству требуют от человека широкого общекультурного кругозора, готовности к постоянному повышению общей и профессиональной компетентности, к возможной переквалификации, переподготовке, вызывают необходимость формирования у современного человека потребности в непрерывном развитии и самосовершенствовании.
Цель вуза в современных условиях — подготовка специалиста, умеющего инициативно, самостоятельно решать сложнейшие профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование.
В свете требований, предъявляемых обществом к современному специалисту, совершенно ясно, что лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста и гражданина, разностороннему развитию молодого человека. И делать это надлежит специфическими, присущими именно лекционному преподаванию способами, ибо сейчас конкурентом лекции выступают другие обучающие формы и источники информации, имеющие немало преимуществ: видео- и кинотехника, телевидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конференция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные активные формы и средства обучения.
Из всего сказанного выше вытекает целый ряд противоречий:
- между новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному образованию, и традиционным (по сути) лекционным преподаванием;
- между пониманием преподавателями новых целей образования и неумением использовать различные виды и жанры лекционной работы;
- между желанием преподавателей организовать активную, познавательную деятельность студентов на лекции и ограниченностью технологических, образовательных ресурсов отечественных университетов (видео-, теле-, мультимедийных средств и т.п.).
Функции современной лекции.
Если учесть значительно возросшую информированность молодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов информации, то ясно, что информационнаяфункция современной лекции — важная, но далеко не единственная и не ведущая ее функция.
В.И. Загвязинский отмечает, что в современных условиях не утрачивается, а возрастает роль таких функций вузовской лекции, как:
- мотивационная(развитие интереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости изучаемого);
- методологическая(образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);
- организационно-ориентационная(ориентация в источниках, литературе, советы по организации работы),
- профессионально-воспитательная(воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей);
- оценочная и развивающая(формирование мыслительных умений, чувств, отношений, оценок).
Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов, именно поэтому воспитательную функциюможно считать не рядоположенной остальным, а интегрирующей.
В.Н. Карандышев отмечает, что наряду с информационной функцией лекции особую значимость представляют систематизирующая, разъясняющая и развивающая функции.
Исторически информационная функциябыла первичной. Главная цель лекции в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам.
В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекции отчасти потеряла свое значение. Вероятно, для преподавателя нецелесообразно пересказывать на лекции материал учебника, который студенты могут прочитать самостоятельно, причем быстрее и эффективнее.
Однако эта функция сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым. Информационная функция остается актуальной при чтении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.
Вторая важнейшая функциялекции — систематизирующая.Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.
Третья функциялекции — разъясняющая.Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.
Развивающая функциялекции заключается в том, что она стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний.
Традиционная лекция
В вузе с традиционной системой обучениялекция как основная форма занятий должна выполнять следующие дидактические функции: постановку и обоснование задач обучения, сообщения и усвоения новых знаний, привития интеллектуальных умений и навыков, мотивирования студентов к дальнейшей учебной деятельности, интегрирования преподаваемой дисциплины с другими предметами, а также выработку интереса к теоретическому анализу.
Традиционная лекция содержит три основных этапа:
1) вводная часть (формулирование цели и задачи лекции, краткая
характеристика проблемы, показ состояния проблемы, список литературы);
2) основная часть (доказательства, анализ, разбор фактов, демонстрация опыта, характеристика различных точек зрения, определение своей позиции, достоинства и недостатки объектов рассмотрения, область применения);
3) заключительная часть (формулирование основного вывода, установка для самостоятельной работы, методические советы, ответы на вопросы).
В зависимости от роли в организации учебного процесса можно выделить такие основные разновидности лекций, как:
• вводная — первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки;
• мотивационная — возбуждение интереса у студентов, создание стимула для всей дальнейшей деятельности;
• подготовительная — подготовка студентов к более сложным мыслительным процессам, закладка основ использования остальных методов и форм обучения;
• интегрирующая — представление науки в системе и развитии как логическое целое; выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами первоначального понимания;
• установочная — ориентация студентов к источникам информации, указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделение наиболее важных и трудных частей материала.
Дидактическими элементами лекций выступают:
1) методика изложения лекционного материала;
2) совокупность предварительных знаний студентов;
3) содержание и структура лекционного материала;
4) контроль и оценка знаний (обратная связь);
5) учебная литература и ТСО.
Нетрадиционная лекция
Модернизация системы образования предъявляет новые требования к лекционным занятиям, личности преподавателя, методам и технике преподавания.
Лектор должен учить не только тому, что уже есть, а и тому, чего еще нет, учить видению проблем в перспективе и умению определять подходы к их решению.
Н.В. Борисова и А.А. Соловьева предлагают различные формы активной лекции наравне с традиционной, что позволяет значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории.
Приведем краткие характеристики некоторых нетрадиционных лекций.
Проблемная лекция — в ней моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний слушателями как бы самостоятельно.
Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ активизации мышления и способ обучения перекодированию информации с помощью разных знаковых систем (например, метод В.Шаталова).
Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с аудиторией. Проблематизация происходит за счет как формы, так и содержания.
Лекция-пресс конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.
Лекция-консультацияблизка по типу предыдущей. Различие — приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание слушателей и использовать профессионализм лектора.
Лекция-провокация(или лекция с запланированными ошибками), формирующая умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые слушатель должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу лекции относится также программируемая лекция-консультация.
Лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, метод конкретных ситуаций и т.п.), когда студенты сами формируют проблему и сами пытаются ее решить.
Лекция – исследование - знакомит студентов с методами научного познания и исследовательской деятельностью с целью творческого освоения учебного материала на основе организации собственно исследовательской работы, результатом которой является совместное «производство» научных знаний педагогами и студентами.
Итак, в современных условиях роль вузовской лекции вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, многофункциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы организации самостоятельной деятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней.
Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли правомочен термин "лекция — ведущая форма обучения"?
2. Какова истинная роль и назначение современной вузовской лекции?
3. Назовите и прокомментируйте основные отличия традиционной и современной вузовской лекции.
Практикум
Задание 1.
Используя материал, представленный в теоретической части, проведите творческий анализ и сравнение современной лекции с традиционной.
Выберите сравнительные характеристики для проведения анализа. Для удобства можно воспользоваться приведенной ниже таблицей или предложить свою схему анализа.
Тип лекций | Характерные признаки | Достоинства | Недостатки |
Традиционная | |||
Современная |
Задание 2.
Обозначьте свою позицию (точку зрения) на следующее утверждение «Современная лекция должна базироваться на «трех китах»».
Свои комментарии занесите в соответствующую графу таблицы.
Современная лекция должна базироваться на «трех китах»: | Ваши комментарии | |
Позиция «За» | Позиция «Против» | |
I. Мысли о том, что мир состоит не из готовых законченных предметов, а представляет совокупность процессов, в которых предметы…находятся в беспрерывном изменении | ||
II. Информации о том, как добываются научные знания | ||
III. Понимании того, что истину приобретают не в декларациях и предписаниях, - она рождается в научных дискуссиях и спорах |
Задание 3.
Талантливый педагог и лектор, профессор МГУ А.П.Минаков, говоря о роли лектора в учебно-воспитательном процессе, подчеркивал, что преподаватель высшей школы должен быть ученым, философом, артистом, воспитателем и человеком, ибо преподавание не ремесло, не профессия, а образ жизни.
1. Согласны ли Вы с суждением профессора А.П. Минакова о роли лектора в учебно-воспитательном процессе? Обоснуйте Вашу позицию.
2. Напишите краткое эссе своего видения роли и функций современного преподавателя-лектора высшей школы.
Задание 4.
Ознакомьтесь с рядом правил деятельности преподавателя-лектора высшей школы, разработанных Л.И. Цехновичем, представленных ниже в тексте.
Используя прием технологии критического мышления «Инсерт» (чтение с пометками), поставьте рядом с каждым абзацем текста значок, соответствующий вашему восприятию современной лекции, соответственно:
«V» - правило хорошо известно и полностью соответствует моему представлению о деятельности преподавателя-лектора (в контексте проведения современной лекции);
«+» - новое для меня правило, которое Я разделяю;
«- » - правило, неприемлемое с моей точки зрения;
«?» - правило вызывает сомнения и/или требует дополнительного размышления.
1. Лектор будет оставаться на высоте своей должности до того времени, пока сам будет учиться, ибо темпы развития современной науки, техники и культуры таковы, что за годы преподавания много лекционных дисциплин, особенно специальных, приходится обновлять неоднократно и радикально.
2. Труда и терпения требует и усовершенствование личного педагогического мастерства — речи, стиля, умения использовать иллюстративно-графические и технические средства, а также приобщение к новейшим педагогическим исследованиям.
3. Лектору необходимы широкий научный кругозор, знания в смежных дисциплинах. Задачи и аппарат разных дисциплин - естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических, обще профессиональных и специальных - тесно переплетаются, и межпредметные связи в принципиальном и практическом отношениях становятся все более значимыми.
4. Лектор должен быть ученым и вести научно-исследовательскую работу в той отрасли, в какой выполняет преподавательскую деятельность. Единение научной и педагогической деятельности необходимо и плодотворно по многим причинам. Прежде всего потому, что преподаватель учит других на том научном уровне, на каком стоит сам.
5. Привить студентам научное мышление, научный подход, научить их отличать предпосылки от фактов, которые определены теорией или экспериментами, научить отличать домыслы от доказательств, показать, как ставятся научные задачи и какими средствами их решают, — это способен выполнить только истинный ученый.
6. Лектор должен проводить занятия с увлечением, эмоционально. Чтобы иметь для этого необходимые качества, он должен испытать сам как исследователь трудности аналитической работы и тягу к достижению истины.
Задание 5.
Продолжите предложенный список правил деятельности преподавателя-лектора (приведенный в задании 4) в контексте современной лекции высшей школы или составьте свой вариант.
1. ________________
2. ________________
3. ________________ и т.д.
Задание 6.
Говоря о научных дискуссиях, необходимо отметить, что вопрос об их основаниях, функциях и характере по существу всегда был и остается сам по себе дискуссионным.
Используя материалы Текста 1, заполните «Дискуссионную таблицу».
Пример фрагмента дискуссионной таблицы
Тезис | Аргументы в пользу тезиса | Аргументы в пользу антитезиса | Антитезис |
1. Только в спорах рождается истина | Персоналии, разделяющие данную точку зрения | Персоналии, разделяющие другую точку зрения | 1. Новое знание может быть результатом только конкретного исследования |
К. А. Тимирязев сравнивал дискуссии с борьбой за существование» идей Кто еще? Что еще? | И. Ньютон - к научным спорам относились с явной неприязнью Кто еще? Что еще? | ||
2. … | … | … | 2. … |
(продолжите заполнение дискуссионной таблицы) |
Текст 1
Отношение ученых к дискуссиям в науке далеко не однозначно. Одни из них, например И. Ньютон, к научным спорам относились с явной неприязнью. Другие — вслед за А. Шопенгауэром — рассматривали дискуссии только как следствие различий в психике спорящих людей. Однако подавляющее большинство исследователей воспринимали дискуссии как форму коллективного творчества.
К. А. Тимирязев сравнивал дискуссии с процедурой естественного отбора или своеобразной «борьбой за существование» идей, которая даже в ее худших формах оказывается фактором, упорядочивающим фактический и теоретический материал.
Д. И. Менделеев видел в дискуссиях реальное отражение противоречий роста научных знаний и источник их синтеза. «Замечательна судьба нашей науки, — говорил он, — что важнейшие открытия эпохи ведут вначале к крайним гипотезам, борьба между которыми поднимает науку на новую ступень».
Крупнейшие физики, явившиеся великими преобразователями естествознания в первой четверти XX столетия и участниками широко известных дискуссий по проблемам релятивистской физики, в частности А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, Л. де Бройль и другие, рассматривали борьбу мнений как неизбежную процедуру, позволяющую решать самые разнообразные задачи. В числе этих задач они видели:
1) выявление скрытых парадоксов, контрастов и всякого рода противоречий в структуре научного знания;
2) коллективную разработку научно-исследовательских программ или направлений стратегии развития науки;
3) коллективную шлифовку понятийного аппарата науки, конкретизацию смысла «размытых» и неустоявшихся научных понятий;
4) фильтрацию идей — «выбраковку» малоценных и выделение наиболее перспективных мыслей;
5) благотворное стимулирующее воздействие состязательности мысли, предельную мобилизацию нравственных и интеллектуальных сил в решении научно-исследовательских задач.
Задание 7.
Сравните две формы обучения: традиционной лекции (смотри выше текст «Традиционная лекция»), лекции-дискуссии (Текст 1 «Лекция-дискуссия» приводится ниже) и лекции-консультации (Текст 2 «Лекция-консультация» приводится ниже). Заполните сравнительную таблицу. Основания для сравнения разработайте самостоятельно.
Основания для сравнения | Традиционная лекция | Лекция-дискуссия | Лекция-консультация |
1. Целевая направленность | |||
2. Какие еще? |
Текст 1
Лекция-дискуссия
Эта форма обучения представляет собой объединение обычной лекции с дискуссиями об изложенном материале. Во время дискуссионной фазы учебный материал лекции анализируется, освещается и оценивается со всех сторон. В дискуссию должны включаться по возможности все участники.
Необходимость данного вида лекций обусловлена наличием большого количества сложных, часто мало или совсем не разработанных теоретических и трудно решаемых практических проблем.
Неразработанность ряда теоретических проблем во многом связана с появлением новых явлений в жизни общества, не вписывающихся в ранее выявленные закономерности, что требует формирования нового экономического мышления, способного обеспечить критический подход к оценке теоретических вопросов, «свежего» взгляда на некоторые современные проблемы. Например, сложен и противоречив путь формирования новой экономической системы в нашей стране, следовательно, сложен и противоречив процесс выбора механизма практического осуществления этой глобальной задачи.
Основные требования к лекции применимы и к данному виду обучения. Однако целевое назначение лекции-дискуссии, а следовательно, и методика ее презентации имеют свою специфику. Цель лекции-дискуссии – рассмотрение, анализ различных позиций, точек зрения ученых на содержание той или иной проблемы, концепции выбора путей практической реализации стоящих перед обществом задач. Одновременно лекция-дискуссия имеет своей целью обучение методике анализа важнейших проблем, ведения научных дискуссий, применения и умелого использования необходимых аргументов для защиты своих позиций или критики точек зрения оппонентов.
Специфика назначения лекции-дискуссии определяет ее методическое содержание. Структура лекционного материала определяется преподавателем, который выбирает дискуссионные вопросы. Большое количество дискуссионных вопросов и ограниченность лекционного времени диктуют необходимость выбора для анализа в ходе лекции наиболее значимых теоретических и практических проблем. В ходе критического анализа разного рода позиций ученых, концепций существенное значение имеют объективная трактовка лектором сущности дискуссионных проблем, раскрытие аргументов сторонников различных позиций. Естественно, это потребует и убедительной аргументации для доказательства точки зрения преподавателя.
Критический анализ дискуссионных вопросов, осуществляемый в лекции на основе научной методологии, способствует формированию позиции обучающихся при решении сложных социально-экономических и управленческих проблем. Новое экономическое мышление поможет более четко осмыслить сущность и пути создания новой системы экономических отношений, что позволит наиболее полноправно и взвешенно участвовать в принятии решений в ходе будущей практической деятельности. Грамотно методологически и методически построенная лекция прививает навыки теоретического анализа сложных процессов, протекающих в нашей стране, обучает приемам вести эффективные дискуссии со своими оппонентами по возникающим спорным научным и практическим вопросам.
В связи с тем, что лекция-дискуссия, как правило, затрагивает наиболее острые и насущные проблемы, у обучающихся могут появиться дополнительные вопросы. Порядок ответа на них может быть разным. В случае чтения лекции в небольшой аудитории вполне возможно разрешить задавать вопросы по ходу лекции и тут же отвечать на них. В многочисленной аудитории, где возможен большой разброс мнений, рациональнее будет разрешить задавать вопросы и отвечать на них после окончания анализа относительно самостоятельной проблемы (вопроса плана лекции). Вопросы, реплики по ходу лекции в этом случае могут перерасти в неуправляемую дискуссию.
Для повышения эффективности дискуссии преподаватель должен подготовить не только доклад, но и дискуссию, что предполагает:
- подготовку провокационных вопросов;
- определение проблем, дающих импульсы к размышлениям;
- разработку дополнительных примеров и сравнений;
- подбор конкретных материалов для дискуссии;
- выделение и структурирование ожидаемых узловых вопросов (главных пунктов) дискуссии.
Дискуссия всегда должна завершаться обзором высказываний участников и подведением итогов.
Текст 2
Лекция-консультация
Одной из разновидностей форм обучения являются лекции-консультации, которые отличаются от традиционных лекций прежде всего своим назначением и методическим содержанием.
Методическое содержание лекции-консультации имеет свою специфику, обусловленную ее назначением. Исходным положением при этом следует считать смысл ключевого слова в названии данной формы занятий – «консультация» – совещаюсь, забочусь, обсуждаю. Конечно, эти действия осуществляются в данном случае в рамках лекции, а не других форм консультаций.
Целевая направленность лекций-консультаций определяет их методологическое содержание. При этом, конечно, к данному виду лекций применимы основные требования к лекции как форме обучения: отбор для рассмотрения наиболее актуальных вопросов, четкость изложения, выделение главного, аргументация выдвигаемых положений, использование технических средств обучения и раздаточного материала и т. д.
Если лекция-консультация имеет своей целью ознакомление с той или иной темой дисциплины впервые (или после длительного перерыва) изучающих данный предмет, то необходимо последовательное и прежде всего положительное изложение материала. При этом следует обратить внимание обучающихся на сущность и формы проявления основных категорий, закономерностей развития социально-экономи-ческих явлений. Детальный разбор отдельных положений вызывает необходимость их рационального отбора для обсуждения на лекции. Рекомендуется сосредоточить основное внимание на наиболее сложных вопросах, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Здесь возможно допустить, в известных пределах, фрагментарность в изложении темы (выбор главного звена).
Некоторые положения той или иной проблемы, четко их определив, можно рекомендовать обучающимся для самостоятельного изучения, указав для этого необходимую учебную литературу.
Последовательное изложение материала не отрицает обращения к рассмотрению дискуссионных моментов рассматриваемой проблемы.
В случае если тема лекции-консультации непосредственно связана с предстоящим семинарским занятием, собеседованием или другими формами занятий, то необходимо дать рекомендации обучающимся по подготовке их к активному участию в обсуждении выносимых на эти занятия проблем. Этому будет способствовать информация лектора о новых научных публикациях, об имеющихся источниках фактического материала, включая выступления политических деятелей, новые правовые акты, публикации в Интернете.
Одним из достоинств лекции-консультации является возможность в достаточной мере раскрыть методологические и методические подходы к анализу социально-экономических процессов. Преподаватель при этом может передать свой опыт использования методических приемов анализа, применения аргументов и доказательств в защиту или для критики тех или иных положений.
В целом лекция-консультация, выполняя свои функции, способствует как познанию содержания учебного материала, так и углубленному изучению теоретических проблем, повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся, раскрытию значения изучаемых теоретических положений для выработки практических рекомендаций.
Учитывая цель и назначение лекции-консультации, возможны постановка вопросов обучающимися и ответы на них после или даже в ходе рассмотрения отдельных вопросов, предусмотренных планом лекции.
Глоссарий
Диалог (от греч. dialogos) – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр (например диалоги Платона, Сократа).
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо вопроса, суждения.
Лекция (от лат. lectio - чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной темы.
Задание 8.
Ознакомьтесь со структурой и технологией проведения лекции по теме: «Педагогическое мастерство преподавателя Высшей школы».
Составьте таблицу приемов, используемых на разных стадиях стратегии технологии критического мышления «Вызов – Осмысление - Рефлексия».
Стадии технологии критического мышления | Используемые приемы технологии критического мышления |
«Вызов» | |
«Осмысление» | |
«Рефлексия» |
Данная лекция разработана студентами магистратуры в логике технологии критического мышления по дисциплине «Педагогика и психология ВШ».
Тема: «Педагогическое мастерство преподавателя Высшей школы».
Цель: Систематизировать и расширить основные понятия по данной теме, используя стратегию и приемы технологии критического мышления.
Задачи:
образовательные – систематизировать, обобщить и углубить знания студентов о педагогическом мастерстве преподавателя Высшей школы;
воспитательные – сформировать понятие особенностей педагогических действий при разных стилях деятельности преподавателей;
развивающие – развить умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Стадии лекции:
· Стадия ВЫЗОВА предполагает развитие у студентов пробуждения интереса к теме, структурирование процесса изучения, актуализацию имеющихся знаний (представлений).
· Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ предполагает получение новой информации и соотнесение её с собственными знаниями.
· Стадия РЕФЛЕКСИИ предполагает анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»).
Стадия вызова.
На данной стадии предполагается использование стратегии «З.Х.У.» - «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».Данная стратегия представляет собой способ организации материала с помощью таблицы.
Студентам предлагается заполнить первые две колонки таблицы «Знаю», «Хочу узнать». Данный вид работы способствует пробуждению интереса к теме, актуализации имеющихся знаний.
Ниже приводится фрагмент обобщенного варианта таблицы, которая заполняется на доске преподавателем (или студентами) по мере поступления информации от студентов.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Педагогическое мастерство и творчество является результатом индивидуального педагогического опыта. | В чем сущность педагогического мастерства? | |
В процессе долгих педагогических поисков преподаватель накапливает интересные факты педагогической работы. | Особенности педагогических действий при разных стилях преподавания | |
Существует четыре основных стиля деятельности преподавателя (демократический, авторитарный, конформный, индифферентный). | Кто из исследователей занимался проблемой педагогического мастерства? |
На выполнение данного задания отводится 5 минут. Работа ведется индивидуально или по группам.
Опираясь на полученные сведения в колонке «Знаю», преподаватель, с одной стороны, получает информацию о степени владения студентами проблематикой темы лекции (предварительная диагностика), а с другой стороны актуализирует знания студентов по данной проблеме.
Содержание колонки «Хочу узнать» дает представление о развитии у студентов интереса к теме.
Стадия осмысления.
Задание 1.Общий поток разбивается на группы по 6-8 человек. Каждой группе в