Семинарское занятие №16 по теме

«Направленность развития инновационной деятельность в образовании»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте содержание понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая система». Обусловьте их взаимосвязь.

2. Определите сущность интенсивного и экстенсивного подходов в совершенствовании педагогической системы, интегрированные инновации.

3. Назовите и охарактеризуйте виды педагогических инноваций, инновационный педагогический процесс.

4. Определить значимость принципов природосообразности и гуманизма в инновационном педагогическом процессе. Проанализируйте отличительные признаки гуманистической педагогики, формы и методы инновационной педагогической деятельности.

5. Представьте и обоснуйте акмеограмму педагога-новатора. Используйте при этом деятельность педагогов-новаторов (В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили, И. Волкова и др.)

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999

2. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002

3. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002

4. Степаненков Н.К. Педагогика школы. – Мн., 2008

5. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000

Семинарское занятие по теме 18 «Педагогика современной школы»

Вопросы для рассмотрения:

  1. Охарактеризуйте педагогическую профессию. Проследите этапы её становления. Выделите профессионально обусловленные требования к личности педагога.
  2. Раскройте содержание понятия «педагогическая деятельность». Обоснуйте структуру педагогической деятельности.
  3. Образование как социокультурный феномен. Охарактеризуйте систему образования в Республике Беларусь.
  4. Объект, предмет, категориальный аппарат педагогической науки. Покажите её связь с другими науками.
  5. Раскройте содержание понятие «методология педагогики». Назовите её уровни. Охарактеризуйте теоретические, эмпирические методы научного познания.
  6. Выделите и охарактеризуйте педагогические ценности.
  7. Проанализируйте основные факторы формирования личности. Обусловьте значимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей в её формировании.
  8. Определите основные компоненты и закономерности педагогического процесса.
  9. Определите сущность понятия цели образования. Обоснуйте целеполагание как вид деятельности педагога.
  10. Продемонстрируйте систему методов обучения (Краевский В.И., Хуторский А.В.). Обусловьте их личностно ориентированную направленность.
  11. Проанализируйте урок как форму обучения. Представьте типологию, структуру, систему требований к современному уроку.
  12. Определите структуру процесса воспитания. Выделите принципы и задачи гуманистического воспитания. Назовите методы воспитания и самовоспитания.
  13. Определите значимость педагогического общения в учебно-воспитательном процессе. Раскройте содержание понятия педагогический конфликт. Обоснуйте методы преодоления конфликтов.
  14. Раскройте содержание понятия «педагогическая инновация». Обоснуйте значимость педагогических инноваций в учебно-воспитательном процессе современной школы.
  15. Проследите основные тенденции мировой образовательной системы. Определите причины образовательных кризисов.


Литература:

  1. Закон «Об образовании в Республике Беларусь».// Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - № 37.- с. 5-24
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000
  3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999
  4. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2000
  5. Прокопьев И.И. Педагогика. Учебное пособие. – Мн., 2002
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн. 2001

Cеминарское занятие №17

По теме:

«Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности»

Вопросы для рассмотрения:

1. Раскройте сущность понятия «Содержание образования». Сделайте ссылку при этом на Закон «Об образовании в Республике Беларусь»

2. Определите источники и детерминанты формирования содержания образования

3. Обоснуйте значимость компетентностного подхода в формировании содержания образования

4. Проанализируйте тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь

5. Назовите и охарактеризуйте документы, определяющие содержание образования на разных уровнях. Отметьте особенности современных учебных планов и программ.

Литература:

1. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». 2002. № 37, с. 5-24

2. Основы педагогики: учебное пособие / А.И. Жук и др., под общей ред. А. И. Жука. Мн., 2006

3. Прокопьев А.И., Михалкович Н.В. Педагогика: учеб. Пособие. Минск, 2002

4. Сластенин В.А и др. Педагогика: учеб. пособие – М., 2002

5. Степаненков Н.К. Педагогика школы: пособие для студентов высших учебных заведений. Мн., 2008.

Наши рекомендации