Семинарское занятие №16 по теме
«Направленность развития инновационной деятельность в образовании»
Вопросы для рассмотрения:
1. Раскройте содержание понятий «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая система». Обусловьте их взаимосвязь.
2. Определите сущность интенсивного и экстенсивного подходов в совершенствовании педагогической системы, интегрированные инновации.
3. Назовите и охарактеризуйте виды педагогических инноваций, инновационный педагогический процесс.
4. Определить значимость принципов природосообразности и гуманизма в инновационном педагогическом процессе. Проанализируйте отличительные признаки гуманистической педагогики, формы и методы инновационной педагогической деятельности.
5. Представьте и обоснуйте акмеограмму педагога-новатора. Используйте при этом деятельность педагогов-новаторов (В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили, И. Волкова и др.)
Литература:
1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999
2. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн., 2002
3. Стастенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002
4. Степаненков Н.К. Педагогика школы. – Мн., 2008
5. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000
Семинарское занятие по теме 18 «Педагогика современной школы»
Вопросы для рассмотрения:
- Охарактеризуйте педагогическую профессию. Проследите этапы её становления. Выделите профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Раскройте содержание понятия «педагогическая деятельность». Обоснуйте структуру педагогической деятельности.
- Образование как социокультурный феномен. Охарактеризуйте систему образования в Республике Беларусь.
- Объект, предмет, категориальный аппарат педагогической науки. Покажите её связь с другими науками.
- Раскройте содержание понятие «методология педагогики». Назовите её уровни. Охарактеризуйте теоретические, эмпирические методы научного познания.
- Выделите и охарактеризуйте педагогические ценности.
- Проанализируйте основные факторы формирования личности. Обусловьте значимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей в её формировании.
- Определите основные компоненты и закономерности педагогического процесса.
- Определите сущность понятия цели образования. Обоснуйте целеполагание как вид деятельности педагога.
- Продемонстрируйте систему методов обучения (Краевский В.И., Хуторский А.В.). Обусловьте их личностно ориентированную направленность.
- Проанализируйте урок как форму обучения. Представьте типологию, структуру, систему требований к современному уроку.
- Определите структуру процесса воспитания. Выделите принципы и задачи гуманистического воспитания. Назовите методы воспитания и самовоспитания.
- Определите значимость педагогического общения в учебно-воспитательном процессе. Раскройте содержание понятия педагогический конфликт. Обоснуйте методы преодоления конфликтов.
- Раскройте содержание понятия «педагогическая инновация». Обоснуйте значимость педагогических инноваций в учебно-воспитательном процессе современной школы.
- Проследите основные тенденции мировой образовательной системы. Определите причины образовательных кризисов.
Литература:
- Закон «Об образовании в Республике Беларусь».// Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. - № 37.- с. 5-24
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999
- Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2000
- Прокопьев И.И. Педагогика. Учебное пособие. – Мн., 2002
- Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн. 2001
Cеминарское занятие №17
По теме:
«Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности»
Вопросы для рассмотрения:
1. Раскройте сущность понятия «Содержание образования». Сделайте ссылку при этом на Закон «Об образовании в Республике Беларусь»
2. Определите источники и детерминанты формирования содержания образования
3. Обоснуйте значимость компетентностного подхода в формировании содержания образования
4. Проанализируйте тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
5. Назовите и охарактеризуйте документы, определяющие содержание образования на разных уровнях. Отметьте особенности современных учебных планов и программ.
Литература:
1. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». 2002. № 37, с. 5-24
2. Основы педагогики: учебное пособие / А.И. Жук и др., под общей ред. А. И. Жука. Мн., 2006
3. Прокопьев А.И., Михалкович Н.В. Педагогика: учеб. Пособие. Минск, 2002
4. Сластенин В.А и др. Педагогика: учеб. пособие – М., 2002
5. Степаненков Н.К. Педагогика школы: пособие для студентов высших учебных заведений. Мн., 2008.