Семинарское занятие по теме 1.2.

«Общие положения о семейных правоотношениях»

Цели и задачи: изучить понятие, виды, основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений; особенности осуществления и защиты семейных прав, выработать способность профессионально грамотно давать правовую оценку процессам, явлениям и событиям, происходящим в обществе.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике ( с использованием презентации в MS Power Point) (темы докладов смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 1.2»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Семинарское занятие по теме 2.1. «Правовое регулирование брака»

Цели и задачи: изучить условия и порядок заключения брака, основания для признания брака недействительным и порядок его прекращения.

Вопросы к обсуждению:

1. Принцип государственного признания зарегистрированного брака и его развитие в семейном праве РФ.

2. Формирование и развитие в законодательстве России принципа свободы развода и права каждого из супругов на расторжение брака.

3. Институт недействительности брака: понятие, значение, правовая природа.

4. Расторжение брака в судебном порядке.

5. Правовые последствия расторжения брака.

6. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

7. Особенности заключения и расторжения брака иностранными гражданами на территории Российской Федерации и российскими гражданами за пределами Российской Федерации.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием презентации в MS Power Point); выполнение иных заданий (темы докладов, задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 2.1»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Семинарское занятие с ИАМ по теме 2.1. «Правовое регулирование брака»

Семинар-диспут

Цели и задачи: изучить правовую природу института брака; выработать способность на основе знаний приемов, правил и средств познания смысла норм права квалифицированно осуществлять уяснение и разъяснение содержания норм права.

Вопросы к обсуждению:

1. Является ли насущной социальной потребностью признание юридической силы за союзами мужчины и женщины, не оформленными в установленном законом порядке?

2. Предоставлена ли действующим СК РФ суду возможность вынести решение об отказе в расторжении брака?

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка обоснования своих позиций по предложенным к обсуждению вопросам.

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Практическое занятие с ИАМ в форме разбора конкретной ситуации на основе кейс-метода по теме2.2. «Права и обязанности супругов»

Цели и задачи: изучить личные неимущественные и имущественные правоотношения между супругами, приобрести практические навыки выработки соответствующих правовых решений, в том числе на основе кейс-метода; выработать способность юридически верно оценивать обстоятельства и выбирать в конкретной ситуации наиболее оптимальный вариант действий основанных на законодательстве Российской Федерации, выбирать соответствующую норму права, толковать и применять ее к конкретной правовой ситуации.

Вопросы к обсуждению:

1. Личные неимущественные права и обязанности супругов.

2. Имущественные права и обязанности супругов.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; решение правового кейса, подготовка к защите выработанного решения по конкретной правовой ситуации (с использованием презентации в MS Power Point и подготовкой материала к смоделированному судебному процессу); решение задач (правовой кейс и задачи смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 2.2.»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Семинарское занятие по теме3.1. «Установление происхождения детей»

Цели и задачи: уяснить снования возникновения прав и обязанностей между родителями и детьми; основания, порядок установления и оспаривания отцовства или материнства; обстоятельства, на которые недопустимо ссылаться при оспаривании отцовства или материнства; выработать способность профессионально грамотно давать правовую оценку процессам, явлениям и событиям, происходящим в обществе.

Вопросы к обсуждению:

1. Установление материнства (основания и порядок).

2. Установление отцовства в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей и по заявлению отца; основания подачи заявления об установлении отцовства до рождения ребенка.

3. Установление отцовства в судебном порядке; установление судом факта признания отцовства.

4. Государственная регистрация рождения ребенка.

5. Основания и порядок оспаривания отцовства или материнства; обстоятельства, на которые недопустимо ссылаться при оспаривании отцовства или материнства.

6. Семейно-правовое регулирование вопросов применения методов вспомогательных репродуктивных технологий (искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона).

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием презентации в MS Power Point); решение задачи (темы докладов, задачу смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.1»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Практическое занятие по теме3.2. «Правовое регулирование отношений между родителями и несовершеннолетними детьми»

Цели и задачи: изучить систему личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних детей в семье; права и обязанности родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей (родительские права), их защиту; правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента; выработать способность грамотно использовать правила, средства и приемы юридической техники для составления официальных письменных документов, порождающих определенные юридические последствия и исключающих возникновение правового спора по существу изложенного в документе, признание его недействительным или ничтожным.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и виды родительских правоотношений.

2. Права несовершеннолетних детей в семье.

3. Право родителей на воспитание детей: понятие и содержание. Виды родительских прав.

4. Обязанности родителей по воспитанию детей. Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.

5. Осуществление и защита родительских прав.

6. Споры между родителями о воспитании детей, особенности их разрешения.

7. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

8. Особенности ответственности родителей.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием презентации в MS Power Point); решение задач и выполнение заданий (темы докладов, задачи и задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.2»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Семинарское занятие по теме3.3.

«Общая характеристика алиментных обязательств»

Цели и задачи: изучить понятие, признаки, основания возникновения алиментного обязательства; уяснить порядок уплаты алиментов; выработать способность анализировать и оценивать правовые явления и на этой основе формулировать выводы и предложения, а также давать разъяснения по правовым вопросам в рамках своей профессиональной деятельности.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие алиментного обязательства, отличие его от сходных гражданско-правовых обязательств.

2. Основания возникновения алиментных обязательств. Понятие нетрудоспособности и нуждаемости.

3. Размер алиментов, порядок и основания их изменения.

4. Исполнение алиментного обязательства.

5. Соглашение об уплате алиментов, его содержание, изменение и расторжение.

6. Основания и порядок признания соглашения об уплате алиментов недействительным.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение задачи (темы докладов, задачу смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.3»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Семинарское занятие по теме 3.4. «Виды алиментных обязательств»

Цели и задачи: изучить отдельные виды алиментных обязательств, выработать способность воздерживаться от поведения, которое противоречит российскому законодательству, общепризнанным принципам, нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Вопросы к обсуждению:

1. Основания возникновения отдельных видов алиментных обязательств.

2. Алиментные обязательства между родителями и детьми (с защитой решения по правовому кейсу «МАМА, ПАПА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ?»).

3. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

4. Алиментные обязательства других членов семьи.

5. Правовое регулирование алиментных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием презентации в MS Power Point); решение правового кейса с применением международных норм права (правовой кейс и темы докладов смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 3.4.»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Практическое занятие по теме4.1. «Общие положения об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Цели и задачи: изучить вопросы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей; уяснить соотношение понятий «устройство» и «воспитание» в отношении детей, оставшихся без попечения родителей; получить знания о современных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей; выработать способность профессионально грамотно давать правовую оценку процессам, явлениям и событиям, происходящим в обществе.

Вопросы к обсуждению:

1. Соотношение понятий «устройство» и «воспитание» в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Понятие и принципы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности граждан и организаций по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сравнительно – правовой анализ.

4. Сравнительная характеристика форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление; опека, попечительство; приемная семья; патронатная семья) (защита выполненного задания-таблицы).

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием презентации в MS Power Point), решение задачи и выполнение иных заданий (темы докладов, задачи и задания смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 4.1»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Практическое занятие по теме4.2. «Усыновление (удочерение) как правовая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство над детьми. Приёмная семья»

Цели и задачи: изучить особенности отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; выработать способность анализировать и оценивать правовые явления и на этой основе формулировать выводы и предложения, а также давать разъяснения по правовым вопросам в рамках своей профессиональной деятельности.

Вопросы к обсуждению:

1. Проблемы социальной и правовой защищенности усыновленных детей, пути их решения. Право ребенка на общение с родственниками при его усыновлении.

2. Проблемы реализации тайны усыновления, пути решения.

3. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (с приведением примера из судебной практики региона проживания).

4. Усыновление и гражданство. Особенности усыновления российских детей иностранными гражданами (с приведением примера из судебной практики региона проживания).

5. Понятие, правовое регулирование и цели опеки и попечительства над детьми.

6. Осуществление опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей. Прекращение опеки и попечительства над детьми (с приведением примера из судебной практики региона проживания).

7. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье (с приведением примера из судебной практики региона проживания).

8. Порядок создания патронатной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в патронатной семье (на примере закона субъекта Российской Федерации).

9. Иные (непоименованные в Семейном кодексе Российской Федерации) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (на примере закона субъекта Российской Федерации).

Задания: проработка рекомендованной и иной литературы; подготовка докладов по заданной тематике (с использованием материалов судебной практики по рассматриваемым вопросам и оформлением в виде презентации в MS Power Point); решение правового кейса, подготовка к защите выработанного решения по конкретной правовой ситуации (в том числе с использованием презентации в MS Power Point); решение задач (темы докладов, задачи, правовой кейс смотри п. 6.2. настоящей программы раздел «Задания на самостоятельную работу по теме № 4.2»).

Источники:

- рекомендованная литература - основная: 1-4;

- дополнительная: см. список дополнительной литературы

Наши рекомендации