Классификация потребностей и мотивов учения (по Маслоу)
Лекция № 2
Психология обучения.
План.
1. Научение – понятие, виды.
2. Понятие обучения (Талызина Н.Ф., Зимняя И.А., Селиверстова Е.Н.).
3. Цели обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
4. Структура обучения: содержание образования (чему учить), деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение).
5. Характеристики процесса обучения: мотивированность, развитость структуры обучения, гибкость обучения.
6. Типы обучения: 1) пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации; 2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации; 3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации. Процедуры обучения (Роберт Ганье).
7. Учебная деятельность – понятие и структура.
Соотношение понятий: научение, учение, обучение (А.И. Маркова)
Научение –приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков. Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
Учение– деятельность (сознательная) ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.
Обучение– совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения новых знаний.
Научение – понятие, виды.
Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием «научение». Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.
Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. У человека есть несколько видов научения.
1. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.
2. Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.
3. Третий вид научения - оперантное.При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Все три вида свойственны и животным.
4. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме.
5. Во-вторых, это вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого.
Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.
2. Понятие обучения. Наряду со стихийным освоением знаний и умений научение во многих случаях осуществляется в специально организованных условиях как целенаправленный процесс. Обучением называют целенаправленную организацию научения.
ОБУЧЕНИЕ в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» (индивидуальные показатели скорости и качества усвоения ЗУН) и результат этого процесса в термине «обученность».
Обычно под обучением понимается передача человеку определенных ЗУН. Но ЗУН – это формы, результаты определенных психических процессов в психике человека, которые возникают в результате его собственной деятельности. Поэтому отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. (Воз. И пед. Психология. Под ред. Петровского А.В.)
Талызина Н.Ф. выдвигает теорию обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащегося, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Поэтому, задача обучения – сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Зимняя И.А.: Обучение – это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза.
Селиверстова Е.Н.: обучение понимается как 2-хсторонняя деятельность, 2-хстороннее взаимодействие учителя и ученика, гармоничная связь, внутренняя согласованность которых основана на неодинаковости позиций учителя и ученика: учитель выполняет функцию организатора и руководителя, основные усилия которого направлены на стимулирование самостоятельной деятельности ученика по усвоению содержания образования. Деятельность ученика, занимаемая им позиция – это позиция человека познающего, человека как субъекта познания. Таким образом, говоря о процессе обучения, подчеркивается, что эта деятельность особая, обусловленная взаимосвязью 2-х субъектов, находящихся в гармонии.
Следовательно, обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные ЗУН. При этом обучающий управляет активностью обучаемого, создавая необходимые условия, направляя, контролируя ее, предоставляя нужные средства и информацию. (Пед. Теории, системы и технологии. Под ред. Селиверстовой Е.Н.)
Существенные признаки процесса обучения (С.П. Баранов)
· специально организованная познавательная деятельность
· ускорение познания в индивидуальном развитии
· усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества
3. Возр. И пед. Псих-я. Под ред. Гамезо М.В.
Цели обучения рассматривается не только в плане приобретения знаний, а в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Эльконина Д.Б., «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является прежде всего изменение самого ученика, его развитие».
Рубинштейн С.Л.: освоение определенной системы знаний (восприятие материала, его осмысливание, запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях) и развитие способностей ребенка. В процессе усвоения знаний выделяется несколько взаимосвязанных сторон: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, его осмысление, специальная работа по его закреплению и овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Каждый из этих моментов зависит от всех этапов процесса обучения. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы, включая и повторительную.
Основные цели процесса обучения (Петровский А.В.):
1) образовательная – обогащение учащихся ЗУН, обеспечивающее способность к сомоорганизации деятельности, выходящей за пределы усвоенных ЗУН;
2) развивающая – направленное умственное и духовное развитие человека; развивает только такое обучение, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, использует особые подходы к обучению, которые не только учитывают содержание знаний, но и поисковую деятельность учащихся, которое формирует у учащихся способы приобретения знаний и умений;
3) воспитательная – формирование у учащихся системы ценностных отношений, соответствующих современной культуре; она реализуется тогда, когда учитель учитывает имеющиеся у учащихся реальные мотивы и опирается на них при организации обучения, ведет специальную работу по развитию положительного отношения к предмету и познанию вообще.
Задачи обучения.
К проблеме развивающего обучения существует разный подход.
1. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов решающее значение придают изменению содержания и формы образования.
2. Занков Л.В., Менчинская и Богоявленский считали, что достижение развивающего
эффекта обучения должно происходить главным образом посредством
усовершенствования методов обучения - пытались средствами обучения изменить
способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить
эффективность усвоения программы.
Таким образом, развивающее обучение – это такой вид обучения, который оказывает влияние на умственное и психическое развитие ребенка.
Задачи:
1. Способствовать повышению или ускорению умственного развития детей разных
возрастов.
2. Способствовать эффективному развитию психических процессов и личностных
качеств средствами обучения через учебную деятельность.
3. Способствовать формированию мотивов учения, развитию устойчивых
познавательных потребностей и интересов учащихся.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей ученика.
5. Формировать развитие навыков в учебной деятельности.
6. Направить работу на реализации возрастных возможностей ребенка в усвоении системы научных знаний.
4. Структура обучения: педагоги главными структурными элементами процесса обучения выделяют следующие три: 1) содержание образования (чему учить); 2) деятельность учителя (преподавание); 3) деятельность ученика (учение).
Содержание образования определяет цели обучения. В содержании образования преимущественно реализуется заказ общества, то есть то, что должен освоить ребенок, чтобы войти в этот мир. Очень важно каким образом учитель представляет себе содержание образования, так как именно этим обусловливается организация им процесса обучения.
Преподавание – это деятельность учителя по организации усвоения учеником содержания образования и по руководству этим усвоением. Задача учителя состоит не в передаче «готового» знания, а в организации активной познавательной деятельности ребенка.
Деятельность ученика – учение – это организованная учителем активная познавательная деятельность ученика, направленная на овладение содержанием образования и обеспечивающая самоуправление процессом учения.
Немов Р.С. в структуре обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой: основная цель обучения – это развитие ученика;
2) содержательный: «чему учить», определяется спецификой предмета, возрастом учащихся, программой; стандартом
3) мотивационный: мотивы педагога, лежащие в основе его деятельности, педагог формирует мотивационную сферу учащихся;
4) исполнительный: методы, способы, приемы, формы обучения;
5) результативный.
Такман Б.У. Пед. Психология.
Теория обучения Роберта Ганье описывает учение как последовательность процессов или стадий, каждая из которых требует, чтобы удовлетворялись разные условия для нормального процесса научения. Она фокусируется на процессах (стадиях), которые проходят учащиеся, и условиях, облегчающих ученику прохождение каждой стадии.
Процессы обучения:
1) внимание - если ученик не обращает внимания на обучение, он не будет стимулирован и никакого обучения не произойдет;
2) мотивация побудительная – обучающийся стремится достичь определенной цели, а затем получает что-либо за достигнутый результат; мотивация устанавливается благодаря созданию ожиданий результатов учения, которые основаны на ожидании того, что по завершении учения ученик сможет узнать или научиться делать что-то новое;
3) выборочное восприятие характеристик - ученики должны сосредоточить свое внимание на характеристиках новой информации; выбор основан на цели или ожидании, которые мотивируют ученика; воспринятая информация хранится в кратковременной памяти, которая сохраняется путем повторения;
4) семантическое кодирование: смысловая организация новой информации для лучшего запоминания (н: иллюстрация слов);
5) хранение в долговременной памяти - путем периодического «просмотра» и практического использования;
6) поиск и воспроизведение информации - можно использовать наводящие вопросы;
7) практическое применение;
8) обратная связь - при ее наличии ученик может понять, выполнил ли он правильно задание.
В соответствии с процессами выделяют следующие процедуры обучения: они обеспечивают осуществление в ходе урока каждого процесса обучения:
1) овладение вниманием учеников (стимуляция интереса к содержанию урока, создание установки быть внимательным, практическая значимость извлекаемого материала, использование наглядного материала (яркость, новизна, структурирование), организация изложения материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм, смена видов деятельности на уроке), темп ведения урока, организация активности учащихся, словесное указание, использование сильного раздражителя н: звука);
2) информирование учеников о цели учения: сообщение учителем цели и задачи урока, имеющих отношение к последующему обучению или практической деятельности;
3) стимулирование припоминания усвоенного ранее материала, имеющего отношение к изучению нового;
4) представление стимула: его отличительных особенностей (н: правило, определение);
5) обеспечение руководства учением: руководство учащимися при овладении выполнением какого-либо задания Гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.
6) обеспечение практического применения: домашнее задание, письменная работа в классе, ответ;
7) обеспечение обратной связи: информация о результате деятельности учеников со стороны учителя;
8) оценка практического применения: оценка понимания выученного материала, а не просто заучивания;
9) закрепление информации в памяти и ее перенос: повторение и применение полученных знаний (установка на запоминание, привлечение внимания к тому, что следует запомнить, использование нескольких видов памяти, учет эффектов проактивного и ретроактивного торможения, организация материала – дозирование по объему, распределение по времени, структурирование материала (логическое запоминание: осознание цели, понимание смысла, анализ материала, выявление существенных мыслей, обобщение, запоминание обобщения), языковое оформление, организация повторения, мнемические приемы).
Кривая забывания нем. Германа Эббингауза: через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 процентов (интенсивное забывание), в дальнейшем идет медленнее и через 48 часов на одном уровне 20 – 30 процентов. По Шардакову М.Н., если своевременно в первый день организовать повторение, на второй день сохраняется 88 процентов информации. Чтобы из кратковременной памяти перевести в долговременную, надо повторить через 20 мин., затем через 9 часов и затем через сутки.
Мнемотехника (мнемоника) – приемы рационального заучивания информации (привнесение искусственных связей в запоминаемый материал). Мнемозина в Греции богиня памяти.
· С номерами – привязка к значимым для вас цифрам, установление зависимости 35-89-54 (сумма крайних), количество букв соответствует цифрам число Пи 3,14159 – это я знаю и помню прекрасно Ритмический ряд
· Вешалка (1 дату прочно, остальные по отношению к ней). При запоминании дат рождения русских классиков: Пушкин родился за год до начала 19 столетия, Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина (1809), Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя: родился в 1814 г., а умер в 1841 году (14 – 41), Тургенев родился в 1818 г. (18-18)
Расположение на доске: л.н. – 16 %, л.в. – 28 %, п.н. 23 %, п.в. 33 %
5. Характеристики процесса обучения (Немов Р.С.):
1) мотивированность: личная заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал; глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности;
2) развитость структуры обучения: наличие в арсенале преподавателя разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции, передавая учащимся ЗУН, развивая их умственно и нравственно;
3) Гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.
6. Типы обучения (Петровский А.В., Ительсон Л.Б.): обучение складывается из определенных действий. Они зависят от положения, которое занимает ученик в поле педагогических воздействий:
1)пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации - учащегося рассматривают только как объект формирующих воздействий педагога. В основе научения лежат сообщение обучаемому готовой информации и требование к определенным учебным действиям. (Преподнесение готовых знаний и умений – преподавание - осуществляется типичными следующие методами: сообщение, разъяснение, преподнесение, показ.;
2) активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации - учащийся рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. В основе такого научения лежат поиск и выбор учащимся информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям. Естественное самонаучение - обучения как стимуляция - методы: пробуждение интереса, удивления, любопытства..;
3) организуемый извне направленный поиск, обнаружение и использование информации - учащийся выступает и как объект педагогических воздействий, и как субъект познавательной деятельности. Педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы и ценности учащегося, а последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой информации - обучения как руководство. Его типичные методы – постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование.
Т. о. проблема обучения не является прерогативой только педагогической психологии. Обучение рассматривается в дидактике и методиках обучения разным учебным дисциплинам. Только каждую из этих наук интересует свой аспект. Если педагогика изучает содержание, формы организации и методы обучения, а частные методики – их реализацию в конкретных учебных предметах, то педагогическая психология рассматривает психологические основы и механизмы овладения учебным содержанием, причины, осложняющие этот процесс.
7. Учебная деятельность – понятие и структура.
Наряду с понятием «учение» (обучение) в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова), а затем и в зарубежной (Й.Ломпшер, Й.Лингарт) всё чаще используется понятие «учебная деятельность», в содержание которого входят не только процессуальность и результативность, но и структурная организация, и самое главное - субъектность учения. Этот переход к определению учения как учебной деятельности включает три этапа (А.К.Маркова, Г.С.Абрамова). На первом этапе - в конце 50-х годов - Д.Б.Элькониным была выдвинута гипотеза о строении учебной деятельности, о её значении в психическом развитии ребёнка и начато её экспериментальное изучение. На втором этапе исследовались особенности этой деятельности, её структурные компоненты. Третий этап - изучение тех психических новообразований, которые формируются в этой деятельности.
Учебная деятельность: возрастная психология – ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, во мн. др. источниках - синоним научения, учения, обучения.
Д.Б. Эльконин: Учебная деятельность – прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте. Т.Е. Если цели обучения приняты учащимися как личностно-значимые – деятельность обучающихся подлинно учебная.
Согласно Д.Б.Эльконину, «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий, ... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщённых способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».
Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как её субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщённых способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО В.В.ДАВЫДОВУ:
1) Потребность в учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических знаний.
2) Мотивы учебных действий.
Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.
3) Учебная задача.
Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).
4) Учебные действия (от общего к конкретному):
• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
• моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
• преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»;
• построение системы частных задач, решаемых общим способом;
• контроль за выполнением предыдущих действий;
• оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.
5) Учебные операции.
Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную
учебную задачу (действие соотносится с целью задачи, а его операции - с условиями задачи).
Первоначально школьники не умеют самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. Поэтому до поры до времени в этом им помогает учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики (формирование самостоятельной учебной деятельности, т. е. умения учиться).
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ:
· Учебная мотивация
· Учебная ситуация
· Контроль (самоконтроль)
· Оценка (самооценка)
1) Учебная мотивация.
Мотив –это личностный смысл той или иной деятельности для человека; то, во имя чего он учится, работает, играет. Мотивы оказывают существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятельности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими.
Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности.
Ребёнок приходит в школу, имея мотив в осуществлении общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Этот мотив не соотносится с содержанием учебной деятельности. У ребёнка необходимо формировать учебно-познавательные мотивы.
Внешние (связаны с результатом учебной деятельности)– наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Являются внешними к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей.
· Мотивы самообразования
· Мотивы престижа и другие социальные мотивы
· Мотивы избегания неприятностей
· Игровой мотив
Внутренние (связаны с самим процессом учебной деятельности) – интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т.е. все, что побуждает человека к учению как своей цели.
· Желание узнавать новое (познавательный интерес)
· Радость от преодоления трудностей
Г.И. Щукина считает, что сильный внутренний мотив – познавательный интерес – занимает одно из центральных мест среди мотивов учения, развитие его проходит 3 основных этапа: 1) ситуативный, в условиях новизны; 2) устойчивый интерес к предметному содержанию деятельности, 3) включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Познавательные мотивы:
1. 1) широкие познавательные мотивы: состоят в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;
2) учебно-познавательные мотивы: состоят в ориентации учеников на усвоение способов добывания знаний;
3) мотивы самообразования: это направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы.
1) широкие социальные мотивы: состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным, в понимании необходимости учения;
2) узкие социальные мотивы или позиционные мотивы: состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение и заслужить у них авторитет;
3) мотивы социального сотрудничества: стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношения с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.
Виды контроля.
· итоговый(контроль по результату, усвоение темы, курса)
· пооперационный(пошаговый – более эффективный, но трудоемкий)
Чаще всего в школьной практике используется контроль по результату. Более того, педагоги сами учат детей такому контролю. Например, проверка правильности арифметического действия другим действием: правильность сложения - вычитанием, деления - умножением. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.
Воспитывая установку на получение правильного результата можно сформировать невнимательность.
Контроль по результату имеет смысл в том случае, если он возвращает к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда ученик совершил ошибку. Но и в этом случае целесообразнее вернуть ученика к развёрнутому действию и пооперационному контролю.
По масштабу целей обучения | Стратегический Тактический Оперативный |
По этапам обучения | Начальный (отборочный) Учебный (промежуточный) Итоговый (заключительный) |
По временной направленности | Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий |
По частоте контроля | Разовый Периодический Систематический |
По широте контролируемой области | Локальный Выборочный Сплошной |
По организационным формам обучения | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
По формам социальной опосредованности | Внешний (социальный) Смешанный (взаимоконтроль) Внутренний (самоконтроль) |
По способам осуществления контроля | Письменный Устный Стандартизированный и нестандартизированный Машинный Матричный и др. |
Стадии проявления самоконтроля(П.П. Блонский)
1. Отсутствие всякого контроля (уч-ся не усвоил материал и не может ничего контролировать)
2. «полного самоконтроля» - уч-ся проверяет полноту репродукции усвоенного материала и правильность репродукции
3. выборочного самоконтроля – уч-ся контролирует, проверяет только главное по вопросам
4. отсутствие выборочного контроля – контроль осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
4) Оценка (самооценка) учебной деятельности.
В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действии и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении. Таким образом, оценка относится к выполнению всей учебной задачи в целом. Она раскрывает степень освоенности всего действия в целом и отдельных входящих в его состав операций. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой(формально-логическицй итог деятельности).
Существуют разные виды педагогических оценок:
1. Предметные оценки (что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности: содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект)
2. Персональные оценки (относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам,
отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности,
его старание, умения, прилежание и т. п.)
3. Материальные оценки (разные способы материального
стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе: деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве
средства удовлетворения материальных потребностей детей)
4. Моральные оценки (похвала или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали)
5. Результативная оценка (относятся к конечному результату
деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет
или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается
то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было
достигнуто)
6. Процессуальная оценка (оценка самого процесса деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения,
направленного на достижение соответствующего результата.)
7. Количественная (соотносятся с объемом выполненной работы, например с
числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.)
8. Качественная (касаются качества выполненной работы,
точности, аккуратности, тщательности н других аналогичных показателей ее совершенства)
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования
учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание,
одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение
социальной роли, престижа и статуса человека.
Функция отметки в процессе обучения(Борис Герасимович Ананьев)
Оценка становится средством воспитания, если она выполняет ориентирующую(воздействующую на умственную работу школьника, содействующая осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний) и стимулирующую(воздействующая на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений) функции. Парциальные (частичные) оценки формируются в 3 большие группы:
· исходные: отсутствие оценки (2% самый худший вид оценки, дезориентирующее и депрессирующее действие, самооценку строит на истолковании невербалики), опосредованнаяоценка (6% через другого - «Садись и ты» как предпочтение другому или «Вот так математик! Спросите меня, она все равно не знает», через класс – «Лес рук, когда ты не знаешь» - формируются отрицательные формы поведения, от пассивного до негативного отношения к предмету и учебной деятельности, импульсивность и агрессивность), неопределенная оценка (16% Ну, садись, ладно без положительной акцентировки – понукание формирует неуверенность в себе – ни ориент., ни стимул. функции.)
· отрицательные оценки: замечание(18% средство дисциплинирования ученика на уроке (обращено не к знаниям, а формам поведения ученика на уроке): Тише, мешаешь, прекрати, Становится оценочным, когда ряд замечаний падает на одного ученика, в остальных - стимулятивное значение), отрицание (5% противоположно согласию, важны для развития мышления, т.к. указывают на неправильность ответа и стимулируют перестройку хода решения, играют положительную ориентирующую роль в случае, что не надо, что надо и что можно сделать, не несет аффективного напряжения, оперирование словами «Нет, не так делаешь, не то»), порицание (18,7% противоположно одобрению, не просто регулируют и коррегируют интеллектуальную работу, но и воздействуют на эмоционально-волевую сферу посредством характеристики как знаний, так и личности – способностей, достоинств, недостатков), с включением сюда сарказма(6% злая насмешка Все равно толку не будет, мух ловишь, огород нагородил), упрека (5% совершенно не работаешь, стыдно так отвечать), угрозы (0,3%), нотации(7% Неуж