Классификация мотивов по п.м. якобсону

Мотивация отрицательного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация положительного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности и непосредственно связанная с целью учения
Осознание определенных неудобств и неприятностей, если не будет учиться (упреки родителей и учителей, страх наказания) Одобрение окружающих, чувство долга, путь к личному благополучию, карьера, желание занять лидирующую позицию в классе Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любознательности, реализация своих способностей, проявление интеллектуальной активности

· Школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу

· Часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию

· Проявляет интерес к анализу собственных ошибок

· Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других

· Учится ради одобрения родителей

· Справившить с задачей, ищет другие способы ее решения

· Испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания

Возрастные особенности мотивации учения в школе (Е.П. Ильин)

Мотивация поступления в школу– Еще не мотив обучения, наряду с познавательным, м.б. престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание «быть как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Мотивационная готовность к школе – отношение к учебе как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.

Мотивация учебной деятельности мл. школьника – особенность: беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют оценки, которые воспринимаются как оценка своих стараний, а не качество проделанной работы. Плохо осознаются, но являются реальными побудителями учебной деятельности мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. Мотив самоопределения, на который часто указывают дети, является нереально действующим, а просто знаемым. Специфика мотивации этого возраста – не могут долго удерживать энергию сформированного намерения, поэтому цели ставить ближайшие и небольшие.

Мотивация учебной деятельности школьников средних классов. Стойкий интерес к учебному предмету. При этом у многих общее снижение мотивации учения, как следствие изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что «надо». В мотивации появляются подростковые установки: осуждение ботанов, не дающих списывать и подсказывать. Ярко выражена потребность в познании и оценке себя как личности, отсюда чувствительность и ранимость.

Мотивация учебной деятельности школьников старших классов. Мотивы учебной деятельности отличаются от подростковых в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшеклассники интересуются теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. По Божович Л.И., если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего. подготовка к поступлению – основной мотив учения. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, утрачивая побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.

2) Учебная ситуация.

Учебная ситуация является единицей целостного образовательного процесса и включает: учебную задачу и учебные действия, необходимые для ее решения.

Учебная ситуация может быть:

· по характеру воздействия – конфликтной (препятствует обучению) и сотруднической

· по содержанию – проблемной или нейтральной. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек сам формулирует проблему, (задачу), сам находит решение ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения (В. Оконь, Алексей Михайлович Матюшкин, А.В. Брушлинский, М.И. Махмутов)

Создание проблемной ситуации есть предпосылка и форма предъявления обучающемуся учебной задачи.

Отличительные характеристики учебной задачи:

1. Учебная задача – определенное учебное задание, имеющее четкую цель (по А.Н. Лео: задача – это цель, заданная в определенных условиях)

2. По Д.Б. Эльконину: отличие учебной задачи от всех других задач – ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект

3. Учебная задача является неопределенной и неоднозначной

4. Учебная задача - это не одно задание, а целая их система.

Например, изучение морфо-семантического состава слова. Основные стороны слова как единицы сообщения - форма и значение. Всякое изменение формы слова есть и изменение его значения. Это общая характеристика слова. Если педагог научит детей видеть связь между формой и значением слова, то они легко смогут производить морфологический и звуковой анализ любого слова. Таким образом, правильное решение отдельных конкретных задач является следствием формирования общего способа действий.

Трудно выделить, удерживать, осознавать, поэтому чем младше, тем тем чаще проверять способность удерживать У/З. По Л.М. Фридману, решение задачи состоит в том, чтобы найти оператора задачи и применить (общие правила, теоремы, формулы, вообще общие знания некоторой области, соответствующей данной задаче, на основе которых строится система действий по решению задачи).

Модель решения У\З

· Ориентировочная часть,

· исполнительская часть,

· контрольная часть

Решение учебной задачи возможно только на основе осуществления учебных действий и операций. Классификации разнообразные:

Действия, входящие в деятельность учения

Общие виды познавательной деятельности Специфические виды познавательной деятельности
Используются в разных областях, при работе с разными знаниями · умение планировать свою деятельность · умение контролировать выполнение любой деятельности · все приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.) · «психологические» приемы (умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать и др.) Отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний (звуковой анализ, сложение)

· алгоритмические (четкое следование заданным схемам – прописываем букву…)

· эвристические (от греч. heuristic – нахожу – в Др. Греции система обучения путем наводящих вопросов) – (совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины) умение ребенка самому находить решение, определенная доля самостоятельности, креативности

Всякий способ действия усваивается сначала при полной развёрнутости всех операций, входящих в его состав и по возможности производимых материально, т.е. так, что за правильностью их выполнения можно следить (контроль и оценка учителя). Лишь постепенно те из операций, которые отработаны, могут производиться путём проговаривания, а затем и в уме. В результате происходит сокращение состава производимых операций, и, наконец, ученик как бы сразу даёт ответ на поставленный вопрос.

Наши рекомендации