Современные технологии воспитания младших школьников
План
1. Воспитательная система как сфера применения новых педагогических технологий. Технология воспитательной деятельности (функции, средства, структура). Воспитательные метатехнологии (семейное, дошкольное, современное школьное, трудовое и профессиональное воспитание, социально-педагогические комплексы и др.).
2. Авторские концепции воспитательной системы школы (З.А. Малькова, Л.И. Новикова, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, О.С. Газман и др.)
3. Современные концепции воспитания (Н.Е. Щуркова, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, М.П. Щетинин, И.Ф. Гончаров, А.Н. Тубельский и др.)
4. Технология личностно-ориентированного воспитания (О.С. Газман, В.В. Давыдов). Технология педагогики гуманизации и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Технология общения «Я-педагог, Я-воспитанник» (Н.Е. Щуркова). Технология коллективно – творческого воспитания (И.П.Иванов). Технология введения в школьную жизнь (Г.А. Цукерман).
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов/Д., 1999.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2004
3.Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
5. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. - М , 1999. - 340 с.
7.Поляков С.Д. Новые технологии воспитания. – М., 2003.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М., 2002..
9. Рожков М.И.. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
10. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. – 1995. – № 8.
11. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. – Ярославль, 1996.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
13. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 126 с.
14. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008. – 566с.
15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.
17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996.
18. Шмаков И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел - М.,1989.
19. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: 1999.
20. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 1998.
21. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника, − М., 1998.
Тема 23
Разработка программы внеурочной деятельности младших школьников
План
1. Требования ФГОС к планированию внеурочной деятельности младших школьников.
2. Особенности планирования внеурочной работы в классе (рекомендации).
Практическая работа на занятии
1. Работа в микрогруппах по составлению программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
2. Анализ работы в микрогруппах и оценка деятельности.
Литература
1. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для ст-в и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000
2. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.
3. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.
4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-
5. Пресс, 2003
6. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
8. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002
10. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002
11. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000
12. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004
15. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004
16. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.
Тема 24