Программа воспитания младших школьников

Программа воспитания младших школьников

«Истоки»

Введение

Содержательные линии программы

Образовательная– содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная– способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Принципы

· Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.

· Принцип культуросообразности.

· Природосообразность воспитания.

· Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.

· Прикладная направленность.

· Интегративность.

Средства реализации проблемы:

Деятельность:

· изучениеистории семьи, своей родословной;

· совместная с родителями и родственниками работа воспитанниковпо изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;

 знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

 проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;

· исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;

 Проектная деятельность

Формы работы:

 Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

 Деловые игры;

 Классные часы;

 Беседы, диспуты, викторины;

 Исследовательская деятельность;

 Коллективные творческие дела;

 Смотры-конкурсы, выставки;

 Соревнования;

 Экскурсии, поездки, походы;

 Трудовые дела;

 Тренинг

· Организация и работа:

-Клуба юных знатоков истории Малой России;

- Детской Службы Милосердия;

- Интер - клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);

- Центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края).

· Организация и работа родительской школы:

- «Духовно нравственные основы семьи».

- «Пишем историю своей семьи».

- «Родословная семьи».

- «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.

Класс «Моя родословная».

Класс «Мир дому моему».

Класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

Класс «Моя семья – моя Россия».

Объект деятельности:

программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

· систему краеведческих знаний,

· устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

· уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

· любовь и бережное отношение к родной природе;

· посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

· честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Содержание программного материала

Класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

Класс – «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми норма ми, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость  
4.1. Уважительное отношение к старшим. 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость.
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. 3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен.
4.3. Милосердие. 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток.
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен.

Отношение к себе

5. Самодисциплина.  
5.1. Развитая добрая воля. 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
5.3. Организованность и пунктуальность. 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет.
5.4. Требовательность к себе. 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия Форма Класс
Русь, Россия, Родина моя Праздник 1,2,3,4.
День матери Классный час 1,2,3,4
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» Праздник 1,2,3,4
Праздник игры и игрушки Праздник
Откуда берутся грязнули? Игра-путешествие
Праздник урожая Игра-соревнование 1,2,3,4
Приятного аппетита! Этикет за столом. Игровой тренинг 1,2,3,4
Как украсить дом к Новому году. Урок творчества 1,2,3,4.
Вежливые слова Беседа, игровой тренинг. 1,2.
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. Беседа 1,2.
Честной семик. Масленица. Игровая программа. 1,2,3,4
Из бабушкиного сундука. Праздник-выставка. 1,2,3,4
Красота родной природы Фотовыставка 1.
Папа, мама, я – спортивная семья. Спортивный праздник. 1,2,3,4.
Режим дня. Беседа. 1,2.
История школы Экскурсия в школьный музей. 1,2.
Составим правила поведения в школе. Аналитическая беседа 2.
Вот моя деревня, вот мой дом родной. Игра-путешествие. 2.
Семейные династии Мини проект.
Сельские профессии Деловая игра.
Святые места Самарского края Экскурсия, мини проект.
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. Беседа 1,2.
Труд в почете любой! Мир профессий большой. Игровой классный час 1,2.
Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. Трудовое дело. 1,2,3,4.
Приветствие ветеранов ВОВ. Выступление, подарки. 2,3,4.
Береги природу. Конкурс плакатов, рисунков 2,3,4
Изучаем родную природу. Уроки окружающего мира. 2,3.
Учись учиться. Беседа. 2.
День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков 1,2,3,4. 1-4
Участие в проведении «Дня здоровья».   1,2,3,4.
Зов леса. Спортивно-интеллектуальная игра. 1,2,3,4.
Погост, селение, городища. Беседа. 4.
Семейные походы по родному краю Экскурсия 1, 2,3,4.
Город Салехард на карте Тюменской области. Игра-путешествие по карте. 4.
Население Салехарда Беседа, встреча с интересными людьми. 4.
Какие люди в селе, котором я живу! (художники, поэты, музыканты) Беседа, экскурсия.
Фольклор, традиции, обычаи. Устный журнал. 3, 4
Традиционные промыслы. Игра-путешествие, встречи. 3, 4
Музей имени Шемановского Экскурсия. 4.
Настоящий мальчишка, какой он? Классный час. 3, 4
«Когда все вместе». Конкурсная семейная программа. 3, 4
Золотые правила этики Классный час. 2, 3.
Мир природы «На волшебной полянке» Экскурсия-тренинг поведения. 3 ,4.
Городок весёлых затей. Конкурс-выставка. З., 4
Государственные символы России. Классный час. 1,2,3,4.
Народы России. Игра-путешествие. 4.
ЯНАО на карте России. Игра-путешествие по карте. 4.
История Салехарда в истории России. Беседа 4.
Памятники культуры и архитектуры города Салехарда. Игра-путешествие. 4.
Природа Самарской области. Интеллектуальная игра, работа с картой. 4.
Экскурсия в Обдорск. Поездка-экскурсия. 4.
Экскурсия в Салехарде (по выбору). Поездка-экскурсия. 4.
Народные промыслы России. Классный час. 4.
Экологические проблемы ЯНАО. Классные часы, внеурочные занятия, трудовые дела.  
Все работы хороши, выбирай на вкус! Утренник. 4.
Честь имею. Классный час. 4.
Кому нужна моя помощь? Классный час. 4.
Умеем ли не обижаться? Классный час. 4.
История моей семьи в истории России. Проектная деятельность. 4.
Мероприятия, посвященные государственным праздникам России Классные часы, внеурочные занятия, праздники 1, 2, 3, 4
«По волнам нашей памяти» Утренник 3,4
Детство наших бабушек и дедушек Устный журнал 1,2
Я на бабушку похожа Классный час. 1,2
«Если бы я был(а) мамой, папой» Сочинение 3,4
Рисуем милой мамочки портрет Конкурс рисунков 1, 2, 3, 4.
Кто, кто в моем доме живет? Беседа
Профессии в моей родословной Классный час.
Чтим великий День победы Классный час. 1, 2, 3, 4
Кто я, какие мы? Классный час.
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах Игровой классный час 1,2
Зачем человеку семья Классный час - диспут 2, 3
Семейные реликвии Классный час.
Семейные династии Мини проект
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой Устный журнал
Мир дому моему, мир дому твоему Мини проект

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Программа воспитания младших школьников

«Истоки»

Введение

Наши рекомендации