Тема 3. Школа и педагогика советского и современного периода (ХХ в.- ХХІ в.).
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Преобразования в области просвещения в 1917–1920 гг. Деятельность Наркомпроса. Единая трудовая школа. Система школьного образования в 20-е гг. Основные типы школ. Комплексные программы ГУСа. Развитие системы образования в 30–40-е гг. Идея политехнизма в образовании. Должность классного руководителя. Учительские институты. Школы в годы Великой Отечественной войны. Всеобщее обязательное семилетнее образование. Система образования в 50–80-е гг. Всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Школьная реформа 1984 г. Советская школа в конце 80-х – начале 90-х гг. Демократизация и гуманизация образования во второй половине ХХ в.С.Т. Шацкийи опыт его работы в учреждениях внешкольного воспитания. Экспериментальный центр "Опытная станция". Роль П.П. Блонского в работе Академии социального воспитания. Научно-педагогическое наследие П.П. Блонского. Научно-педагогическое наследие А.С. Макаренко. Опыт работы А.С. Макаренко в системе детских воспитательных учреждений. Коллектив как основа воспитательной системы А.С. Макаренко. Учительская деятельность В.А. Сухомлинского. Общественно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Книга «Сердце отдаю детям». Размышления В.А. Сухомлинского о нормах нравственности. Советы молодому директору школы. Концепции поликультурного воспитания. Проблема воспитания детей с различными патологиями.Воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. Расширение контактов школьников со сверстниками из других стран мира. Идеи религиозного воспитания. Опыт и мастерство педагогов-новаторов. Место кредитно-модульного обучения в Болонском процессе.
Содержательный модуль 2. История зарубежной педагогики
Тема 4. Возникновение воспитания и его развитие в условиях
Цивилизаций Древнего Востока
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Предметы и знаки воспитания эпохи первобытности. Практическое воспитание и его проявление в традициях и фольклоре. Воспитание как передача жизненного опыта. Подражательные детские игры, ритуалы, церемонии и праздники как методы воспитания."Дома молодежи" для детей и подростков. Специально организованное воспитание в условиях расслоения общества. Воспитание как объективная потребность общества и важнейшая предпосылка его развития.Школы в государствах Междуречья. "Дома табличек". Содержание и методы обучения учеников в "домах табличек". Дворцовые и храмовые школы. Семейное воспитание в Древнем Египте. Содержание и методика обучения в древнеегипетских школах. Методы воспитания.Древнеиндийская идея об ученичестве. Кастовое различие в воспитании и образовании. Порядок обучения в доме "гуру". Буддийские традиции воспитания. Школы Древнего Китая. Цель обучения – освоение иероглифического письма. Школа Конфуция. Идея Конфуция об идеально воспитанном человеке. Трактат Конфуция "Беседы и суждения". Последователи Конфуция и составление трактата "Книга обрядов".
Тема 5. Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Спартанская система воспитания. Система афинского воспитания. Происхождение названия науки о воспитании – педагогики. Типы афинских школ. Характер обучения и воспитания в афинских школах.Педагогические идеи Демокрита. Сократический метод обучения. Педагогическая проблематика трактатов Платона. Аристотель и его учебное заведение «Ликей». Педагогические идеи Аристотеля.Римская система воспитания. Появление профессии наставника. Типы учебных заведений в Древнем Риме. Грамматические и риторические школы. «Семь свободных искусств» как основа содержания обучения в римских школах. Характер обучения в римских школах. Ораторское искусство как цель римского обучения.Педагогические идеи Цицерона и его афоризмы о воспитании. Взгляды Сенеки на обучение и воспитание детей. Квинтилиан и его риторическая школа. Педагогические принципы Квинтилиана и его требования к учителю.
Тема 6.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной