Проблемы экономического обеспечения специального
образования
Со второй половины 80-х гг. XX в. экономика СССР вступила в период затяжного кризиса, который был отчасти преодолен Россией к концу 90-х гг. XX в. В кризисный период финансирование системы специального образования вновь было передано в ведение региональных и местных бюджетов.
Как и в 30-х гг. XX в., благополучие специальных учреждений оказалось в прямой зависимости от уровня компетентности представителей власти на местах и знания ими реальных проблем и нужд людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Однако в отличие от 30-х гг. 90-е годы XX в. характеризовались развитием экономики страны в условиях иного социально-политического устройства. Происходил медленный возврат к утраченным много десятилетий назад духовным и нравственным ценностям — меценатству, благотворительности, участию церкви в социальной помощи населению. Через совместные проекты с российскими образовательными учреждениями специальное образование стало получать материальную поддержку от зарубежных благотворительных организаций.
На протяжении трудных 90-х годов XX в. функционирование Федеральной целевой программы «Дети России» через подпрограмму «Дети-инвалиды» поддерживало финансирование первоочередных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в социальной и медицинской помощи и специальном образовании. На эти цели государством были выделены сотни миллионов рублей.
Большое значение в укреплении экономических позиций системы специального образования имело принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании».
Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт,
видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, получившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права.
Перспективным представляется введение государственного именного образовательного обязательства. Это — именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти по месту жительства осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности при их обучении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ.
Другими словами, средства на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья поступают целевым образом и «следуют» за ребенком в то образовательное учреждение, которое выбирают его родители или он сам. Таким может быть как образовательное учреждение общего назначения, так и специальное (кор-рекционное) образовательное учреждение. Благодаря этому ребенок и его родители получают по-настоящему демократическое право выбора образовательного учреждения.
Реализация этой идеи в жизнь в 90-х гг. XX в. не представлялась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые потребовались бы для одномоментного изменения системы финансирования учреждений специального образования.
Перед системой специального образования стоит еще одна проблема, требующая ответственного решения, — перестройка традиционных форм финансирования содержания и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
В современных условиях, когда резко активизировалась деятельность общественных организаций, объединений, ассоциаций родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, растет и стремление воспитывать таких детей в условиях семьи. В России начался процесс деинституциализации, главными тенденциями которого являются желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интернатных учреждений. Такой же процесс происходил более 20 лет назад в США и в ряде развитых стран Европы. Опыт деинституциализации оказался положительным. Главные ее преимущества — более рациональное расходование государственных средств и возможность не отрывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее время в учреждения социального обеспечения. При наличии системы именных образовательных обязательств данная проблема может быть успешно решена.
История экономического развития системы специального образования в России и за рубежом показывает, что эта сфера обра-
ювания более ресурсоемкая, чем система образования общего назначения, а ее экономический эффект всегда ниже. В связи с этим необходима научно обоснованная сбалансированность организации финансирования системы специального образования, чтобы отпускаемые средства, с одной стороны, использовались рационально, без потерь, а с другой — имели такой размер, который позволял бы удовлетворять особые образовательные потребности и той мере, которая предусмотрена современными гуманистически ориентированными международными стандартами, касающимися условий жизнедеятельности, образования, всех видов аби-литации и реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Специалисты подсчитали (об этом свидетельствует и зарубежный опыт), что экономически более выгоден перенос приоритетов финансирования на систему ранней помощи и дошкольное образование детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит многим детям влиться в систему образования общего назначения. Соответственно меньшее число детей будут нуждаться в учреждениях специального образования. Именно таким образом за рубежом удалось значительно сократить число учреждений специального образования, которые, понятно, более дорогостоящи, чем обычные. Точно так же зарубежными специалистами установлено, что экономически выгоднее обеспечить людей с ограниченной трудоспособностью высококачественным профессиональным образованием по специальностям, востребованным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизерные пенсии или пособия по инвалидности.
Известно, что материальный уровень системы специального образования определяется общим текущим материальным положением страны. Кризисные периоды резко снижают экономическую стабильность в системе специального образования.
Для функционирования и развития системы специального образования на основе гуманистических принципов современной цивилизации необходимы:
- гарантированность государственного финансирования, закрепленная федеральным законодательством;
- интеграция государственного и общественного (благотворительного) финансирования;
- признание личностных потребностей детей и их родителей;
- экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество;
- адресность, вариативность и гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей, имеющих отклонения в развитии, и их специфическими потребностями, социально-экономическими возможностями, социокультурными и этнокультурными условиями.
Контрольные нопросы и задания
Глава ()
1. Что вы знаете о церковной С>лаготворительности на Руси? Какое воздействие она оказала на развитие специального образования?
2. Что такое светская благотворительность? С какими историческими событиями в жизни России и видными деятелями она была связана?
3. Охарактеризуйте экономическую сторону деятельности Мариинского ведомства.
4. Какие изменения в материальном положении специального образования произошли после Октябрьской революции 1917 г.?
5. Проведите анализ современного этапа экономического положения специального образования России и рассмотрите возможности его совершенствования.
Литература для самостоятельной работы
Аксенова Л. И. Механизм взаимодействия общественных организаций и государственных структур в системе социальной помощи детям с инвалидностью // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 1999.
Благотворительность и милосердие: Рубеж XIX —XX веков // сост. В.Н.Занозина, Е.А.Адаменко. — СПб., 2000.
Галагузова М.А., Штинова Г.Н. и др. Благотворительность на Урале: парадоксы времени / под ред. А. М.Лушникова. — Екатеринбург, 2003.
Ежегодный информационный бюллетень по реализации Федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды».
Ключевский В. Добрые люди Древней Руси. — М., 1896.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом — М., 1996.
Назарова Н. А/., Пенин Г. Н. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2007. — Т. 1.
Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминание о прошлом и наказ на будущее // Социальная работа. — 1992. — № 1.
ШипицынаЛ.М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб 1997.
Якобий А.И. Благотворительность. — СПб., 1899.