Проблемы экономического обеспечения специального

Образования

Со второй половины 80-х гг. XX в. экономика СССР вступила в период затяжного кризиса, который был отчасти преодолен Рос­сией к концу 90-х гг. XX в. В кризисный период финансирование системы специального образования вновь было передано в веде­ние региональных и местных бюджетов.

Как и в 30-х гг. XX в., благополучие специальных учреждений оказалось в прямой зависимости от уровня компетентности пред­ставителей власти на местах и знания ими реальных проблем и нужд людей с ограниченными возможностями здоровья и жизне­деятельности. Однако в отличие от 30-х гг. 90-е годы XX в. характе­ризовались развитием экономики страны в условиях иного соци­ально-политического устройства. Происходил медленный возврат к утраченным много десятилетий назад духовным и нравствен­ным ценностям — меценатству, благотворительности, участию церкви в социальной помощи населению. Через совместные про­екты с российскими образовательными учреждениями специаль­ное образование стало получать материальную поддержку от зару­бежных благотворительных организаций.

На протяжении трудных 90-х годов XX в. функционирование Федеральной целевой программы «Дети России» через подпро­грамму «Дети-инвалиды» поддерживало финансирование перво­очередных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в социальной и медицинской по­мощи и специальном образовании. На эти цели государством были выделены сотни миллионов рублей.

Большое значение в укреплении экономических позиций сис­темы специального образования имело принятие в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании».

Экономические перспективы развития системы специального образования, как показывает отечественный и зарубежный опыт,





видятся в адресном финансировании каждого отдельного лица, по­лучившего документальное право на специальное образование, с момента установления такого права.

Перспективным представляется введение государственного имен­ного образовательного обязательства. Это — именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти по месту жительства осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности при их обу­чении в образовательных учреждениях всех типов и видов незави­симо от форм освоения образовательных программ.

Другими словами, средства на образование ребенка с ограни­ченными возможностями здоровья поступают целевым образом и «следуют» за ребенком в то образовательное учреждение, которое выбирают его родители или он сам. Таким может быть как образо­вательное учреждение общего назначения, так и специальное (кор-рекционное) образовательное учреждение. Благодаря этому ребе­нок и его родители получают по-настоящему демократическое право выбора образовательного учреждения.

Реализация этой идеи в жизнь в 90-х гг. XX в. не представлялась возможной из-за отсутствия необходимых средств, которые по­требовались бы для одномоментного изменения системы финан­сирования учреждений специального образования.

Перед системой специального образования стоит еще одна проблема, требующая ответственного решения, — перестройка традиционных форм финансирования содержания и обучения де­тей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В современных условиях, когда резко активизировалась деятель­ность общественных организаций, объединений, ассоциаций ро­дителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, рас­тет и стремление воспитывать таких детей в условиях семьи. В Рос­сии начался процесс деинституциализации, главными тенденция­ми которого являются желание и готовность родителей воспиты­вать ребенка в семье, а не в структуре закрытых интернатных уч­реждений. Такой же процесс происходил более 20 лет назад в США и в ряде развитых стран Европы. Опыт деинституциализации ока­зался положительным. Главные ее преимущества — более рацио­нальное расходование государственных средств и возможность не отрывать ребенка от семьи. Соответственно возникают проблемы изменения финансовых потоков, направляемых в настоящее вре­мя в учреждения социального обеспечения. При наличии системы именных образовательных обязательств данная проблема может быть успешно решена.

История экономического развития системы специального об­разования в России и за рубежом показывает, что эта сфера обра-

ювания более ресурсоемкая, чем система образования общего на­значения, а ее экономический эффект всегда ниже. В связи с этим необходима научно обоснованная сбалансированность организа­ции финансирования системы специального образования, чтобы отпускаемые средства, с одной стороны, использовались рацио­нально, без потерь, а с другой — имели такой размер, который позволял бы удовлетворять особые образовательные потребности и той мере, которая предусмотрена современными гуманистиче­ски ориентированными международными стандартами, касающи­мися условий жизнедеятельности, образования, всех видов аби-литации и реабилитации человека с ограниченными возможно­стями здоровья и жизнедеятельности.

Специалисты подсчитали (об этом свидетельствует и зарубеж­ный опыт), что экономически более выгоден перенос приорите­тов финансирования на систему ранней помощи и дошкольное образование детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевре­менная помощь позволит многим детям влиться в систему образо­вания общего назначения. Соответственно меньшее число детей будут нуждаться в учреждениях специального образования. Имен­но таким образом за рубежом удалось значительно сократить чис­ло учреждений специального образования, которые, понятно, бо­лее дорогостоящи, чем обычные. Точно так же зарубежными спе­циалистами установлено, что экономически выгоднее обеспечить людей с ограниченной трудоспособностью высококачественным профессиональным образованием по специальностям, востребо­ванным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизер­ные пенсии или пособия по инвалидности.

Известно, что материальный уровень системы специального образования определяется общим текущим материальным поло­жением страны. Кризисные периоды резко снижают экономиче­скую стабильность в системе специального образования.

Для функционирования и развития системы специального об­разования на основе гуманистических принципов современной цивилизации необходимы:

- гарантированность государственного финансирования, за­крепленная федеральным законодательством;

- интеграция государственного и общественного (благотвори­тельного) финансирования;

- признание личностных потребностей детей и их родителей;

- экономическое обеспечение полноценного включения чело­века с ограниченными возможностями в общество;

- адресность, вариативность и гибкость финансирования систе­мы специального образования в соответствии с особенностями раз­личных категорий детей, имеющих отклонения в развитии, и их специфическими потребностями, социально-экономическими воз­можностями, социокультурными и этнокультурными условиями.


Наши рекомендации