Семинар 6. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий
Структура занятия
1. Понятие «педагогическая технология». Взаимосвязь педагогической технологии с педагогической методикой и педагогическим мастерством.
2. Понятийный аппарат педагогических технологий.
3. Функции педагогических технологий.
4. Разнообразие подходов к классификации педагогических технологий.
5. Ключевые операции педагогических технологий (Я-сообщение, положительное подкрепление, безусловность нормы).
6. Критерии эффективности выбора педагогических технологий.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Самылкина Н.А. Современные средства оценивания результатов обучения М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
Семинар 7. Общая характеристика современных технологий обучения
Структура занятия
1. Характеристика процесса обучения в информационно-образовательной среде. Новые требования к методам и технологиям обучения.
2. Характеристика современных технологий обучения: полного усвоения знаний, поэтапного формирования умственных действий, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, проектной деятельности, дистанционного обучения.
3. Современные технологии оценивания результатов обучения.
4. Портфолио – средство развития рефлексии учащихся.
5.Система дидактических средств и их использование в процессе обучения.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Под ред. И.М. Осмоловской. М., 2007.
4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2007.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А., Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие. М., 2007 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
3. Киселёв Р.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров М., 2012 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
5. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
6. Самылкина Н.А. Современные средства оценивания результатов обучения М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
7. Федунец Н.И.., Ярощук И.В. Применение мультимедиатехнологий в образовании. М., 2006 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||||||||||||
Теории и технологии обучения | Таблица | Тематический диктант | Письменная работа | Презентация | Схема | Реферат | Кроссворд | Тест | Творческая работа | План урока | Участие в конкурсе | Эссе | Письменная работа | Презентация | ||
1/ 0,028 | 1/ 0,028 | 12 /0,33 | 2 /0,056 | 1/ 0,028 | 3 /0,075 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | 15/ 0,41 | 2 /0,056 | 4 /0,11 | 1 /0,028 | 18 /0,5 | 4 /0,11 | 36 /1 | ||
Базовая самостоятельная работа – 20 /0,56 | Дополнительная самостоятельная работа – 16 /0,44 на выбор студента | |||||||||||||||
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Таблица | 1/ 0,028 | 1,2 | Проверка таблицы | |
2. | Презентация | 2/ 0,056 | 4 /0,11 | 3,4 | Беседа по представленной презентации |
3. | Схема | 1/ 0,028 | 5,6 | Обсуждение схемы по микрогруппам | |
4. | Письменная работа | 12/ 0,33 | 18/ 0,5 | 4-10 | Проверка письменной работы |
5. | Эссе | 1/ 0,028 | Проверка представленного материала | ||
6. | Тематический диктант | 1 /0,028 | 1,2 | Проведение диктанта по микрогруппам | |
7. | Реферат | 3 /0,075 | 5,6 | Защита реферата по микрогруппам | |
8. | Кроссворд | 1/ 0,028 | 3,4 | Решение кроссворда по микрогруппам | |
9. | Тест | 1/ 0,028 | 2,3 | Решение теста по микрогруппам | |
10. | Творческая работа | 15 /0,41 | 2-10 | Проверка и обсуждение творческих работ по микрогруппам | |
11. | План урока | 2 /0,056 | 4-6 | Проверка и обсуждение представленных планов по микрогруппам | |
12. | Участие в конкурсе | 4 /0,11 | 8,9 | Непосредственное участие в конкурсе «Грани таланта», либо поддержка участников |
Задания базовой СРС (20 часов /0,56 ЗЕ)
Раздел № | Задание | Час | ЗЕ | |||||||||||||
1. Сущность процесса обучения.Категориальный аппарат дидактики | Используя пособие И.П. Подласого «Педагогика» (ч.I), начертить в тетради таблицу, отражающую особенности структуры деятельности учителя и деятельности учащихся (Таблица с учётом обозначенных критериев). | 0,028 | ||||||||||||||
Подготовиться к тематическому диктанту на знание категориального аппарата дидактики (Тематический диктант на знание основных категорий дидактики). | 0,028 | |||||||||||||||
2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | Найти варианты базисного учебного плана разных лет, скопировать их в конспект, провести сравнительный анализ, написать отчет по сравнительному анализу (письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу). | 0,056 | ||||||||||||||
Сделать анализ школьного учебника (с учетом специфики преподаваемого предмета) в соответствии с дидактическими требованиями (Педагогика В.А. Сластёнин и др.)(письменная работа, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу). | 0,028 | |||||||||||||||
3. Методы и средства обучения | Сделать на выбор презентацию по одному из вопросов: - Сущность и особенности классификации методов обучения по источнику знания. - Сущность и особенности классификации методов обучения по типу познавательной деятельности. (Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал, задание на микрогруппу). | 0,056 | ||||||||||||||
Выполнить творческую работу по теме «Оборудование учебного кабинета» (с учетом специфики преподаваемого предмета).(Письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |||||||||||||||
4. Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке) | Письменно ответить на вопросы (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).: - Какие требования предъявляются к учебным экскурсиям? - Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся? - Какими особенностями характеризуются кружковая работа, факультативные занятия? | 0,028 | ||||||||||||||
Посетить урок в школе (с учетом специфики преподаваемого предмета). Составить план посещенного урока и проанализировать его .(Письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу). | 0,056 | |||||||||||||||
5. Современные дидактические концепции | Осуществить сравнительный анализ дидактических теорий по следующей схеме (Схема по обозначенным критериям).
| 0,056 | ||||||||||||||
6. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий. | Выполнить творческую работу на тему «Влияние педагогических технологий на формирование компетенций обучающихся» (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | ||||||||||||||
7. Общая характеристика современных технологий обучения | Пользуясь книгой Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», выполнить следующие задания: 1). Изучить тему «технологии проблемного обучения». Разработать проблемные ситуации с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу). | 0,028 | ||||||||||||||
2) Изучить тему «технологии игрового обучения». Разработать игру с учетом специфики преподаваемого предмета(письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см, задание на микрогруппу). | 0,056 | |||||||||||||||
3) Подготовить реферат для участия в конкурсе творческих работ «Грани таланта» (см. положение о конкурсе) (Реферат с учётом требований, предъявляемых к такого рода работам с обязательным введением, заключением и списком литературы). | 0,078 | |||||||||||||||
Задания дополнительной СРС (на выбор студента в суммарном объеме 16 часов /0,44 ЗЕ)
Раздел № | Задание | Час | ЗЕ |
1. Сущность процесса обучения. Категориальный аппарат дидактики | Составить кроссворд с использованием терминов категориального аппарата дидактики (Кроссворд, по 6 заданий) | 0,028 | |
Составить тест на знание терминов категориального аппарата дидактики (Тест на знание терминов дидактики). | 0,028 | ||
2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности | Найти варианты современного базисного учебного плана для профильных школ или классов, скопировать их в конспект, провести сравнительный анализ, написать отчет по сравнительному анализу (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
Творческая работа на тему «Эволюция Государственного образовательного стандарта» (творческая работа; объём –3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | ||
3. Методы и средства обучения | Подготовить презентацию на тему «Интерактивные методы обучения» (презентация объемом 15-20 слайдов) | 0,056 | |
Подготовить презентацию на тему «Компьютер как средство обучения» (презентация объемом 15-20 слайдов) | 0,056 | ||
4.Организационные формы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Формы организации учебного процесса (фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся на уроке) | 1) Составить план урока (тип урока – любой на выбор).(План урока с анализом целевого, содержательного и результативного компонентов). | 0,056 | |
2) Принять участие в конкурсе творческих работ «Грани таланта», либо посетить конкурс в качестве группы поддержки представителей своего факультета (Участие в общеуниверситетском конкурсе «Грани таланта») | 0,11 | ||
5. Понятие педагогических технологий. Научные основы педагогических технологий. Основные качества современных педагогических технологий. | Подготовить работу на тему «Соотношение понятий «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»» (Письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | |
Подготовить эссе на тему «История появления педагогической категории «педагогическая технология»» (Эссе, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | ||
6. Общая характеристика современных технологий обучения | Пользуясь книгой Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», выполнить любые два из следующих заданий. Изучить тему «технологии блочно-модульного обучения». Разработать структуру обучающего модуля с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | |
Изучить тему «технологии задачного обучения». Выполнить творческую работу на тему«Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса»(творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «технологии проектного обучения». Разработать план проектной деятельности с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «технологии развивающего обучения». Выполнить творческую работу на тему «Особенности использования технологии развивающего обучения в начальных, средних и старших классах»(творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «технологии case-обучения». Разработать кейс с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «технологии концентрированного обучения». Разработать план урока погружения с учетом специфики преподаваемого предмета (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «технологии интегрирования». Разработать план бинарного урока (письменная работа, объём – 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
Изучить тему «информационные технологии обучения». Выполнить творческую работу на тему «Особенности использования информационных технологий в процессе обучения»(творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,08 | ||
7. Современные дидактические концепции | Творческая работа на тему «Сравнительный анализ ассоциативных и деятельностных теорий обучения» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
Творческая работа на тему «Оптимизация процесса обучения» (творческая работа, объём – 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 |
Дидактическая единица
«Основы управления педагогическими системами»
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов /ЗЕ по формам обучения |
Очная | |
Номера семестров: | |
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | 10 /0,28 |
Лекции (Л) | 4 /0,11 |
Практические занятия (ПЗ) | |
Семинарские занятия (СЗ) | 6/0,17 |
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | 30 /0,83 |
Схема | 4 /0,11 |
Письменная работа | 14 /0,39 |
Эссе | 2 /0,056 |
Таблица | 3 /0,075 |
Презентация в Pover Point | 7 /0,19 |
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 30 /0,83 |
Входной контроль(вид, № семестра) | Тест, 4 семестр |
Текущий контроль(вид, № семестра) | |
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | тест, 4 семестр |
Распределение часов по темам и видам учебной работы*
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя семестра* | Всего час./ ЗЕ | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в час./ ЗЕ) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
1. | Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами | 2/ 0,05 | 2 /0,05 | 2 /0,05 | 3* /0,075 | ||||
2. | Школа как педагогическая система и объект управления | 2/ 0,05 | 2/ 0,05 | 7 /0,19 | 5 /0,14 | ||||
3. | Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования | 12-14 | 2/ 0,05 | 2/ 0,05 | 2 /0,05 | 4* /0,11 | |||
4. | Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений | 5,6 | 4 /0,11 | 2/ 0,05 | 2/ 0,05 | 5 /0,14 | 16* /0,44 | ||
Итого: | 10 /0,28 | 4 /0,11 | 6 /0,17 | 16 /0,44 | 14 /0,39 |
* Количество часов и недель может быть изменено с учетом возможностей факультета.
Содержание дисциплины
Лекции