Тема: Трудовое воспитание дошкольников
Задание № 1. Анализ содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах.
На основе анализа содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах составить следующую таблицу:
Виды труда | Содержание детского труда | ||||
1-я мл. гр. | 2-я мл. гр. | средняя | старшая | подготовительная | |
Самообслуживание Хозяйственно-бытовой Труд в природе Ручной труд |
Задание № 2. Формы организации детского труда в условиях ДОУ.
Охарактеризовать формы организации детского труда по следующим направлениям:
– педагогическое значение;
– виды;
– особенности содержания и руководства в разных возрастных группах.
Задание № 3. Подобрать и красочно оформить потешки, стихи, прибаутки, пословицы по теме. Разработать фрагмент занятия с использованием данного материала.
Тема: Художественно - эстетическое воспитание дошкольников
Задание № 1. Влияние окружающей среды и произведений искусства на эстетическое развитие детей.
На основе анализа педагогической и методической литературы подготовьте доклад, который может выступать в качестве консультации для родителей. Оформить материал для «Уголка родителей».
Задание № 2. Виды творческой деятельности дошкольников, их характеристика.
Подготовьте краткое сообщение об одном из видов художественной деятельности детей по следующим направлениям:
– становление на протяжении дошкольного возраста;
– содержание и особенности руководства;
– условия организации.
Задание № 3. Методы художественно - эстетического воспитания дошкольников.
Из предложенной литературы выберите примеры использования методов убеждения, приучения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию в разных видах художественной деятельности (на выбор). Разработайте задания для развития творческих способностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы специалистов дошкольного образования. В условиях гуманизации дошкольного образования педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии альтернативных и вариативных программ обучения и воспитания дошкольников, в широком спектре современных педагогических технологий.
Именно данную задачу решает учебно-методическое пособие, которое знакомит студентов с факторами социализации личности ребенка; рассматривает закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста; выделяет перспективные направления организации развивающей среды детского сада; определяет основы обучения и воспитания детей в современных социокультурных условиях.
В результате изучения материала у студентов формируются теоретические знания и практические навыки, позволяющие отобрать оптимальные инновационные педагогические технологии, оценить влияние социальных факторов на формирование личности ребенка, планировать педагогический процесс в ДОУ.
Дошкольное образование благодаря внедрению инновационных технологий позитивно отражается на развитии, воспитании и обучении детей, что позволяет сделать следующие выводы:
— дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учетом их возможностей и способностей;
— гуманизация дошкольного образования позволяет создать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка;
— широкого спектра задач повысить роль до
школьного образования, что увеличивает психолого-педагогическое
воздействие на детей.
— эффективность обучения и воспитания зависит от оптимального
выбора технологий, методов, приемов, средств, форм обучения и воспитания.
Материалы пособия можно использовать в практике профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.
Примерная тематика контрольных работ
1. Профессиональная деятельность специалиста по дошкольному воспитанию.
2. Воспитание и развитие детей 1-го года жизни.
3. Особенности воспитания и развития детей 2-3 лет.
4. Адаптация детей к ДОУ.
5. Содержание, задачи, формы физического воспитания дошкольников.
6. Режим дня в ДОУ.
7. Оздоровительная работа в условиях ДОУ.
8. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей.
9. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
10. Игра как средство нравственного воспитания дошкольников.
11. Роль этической беседы в нравственном воспитании старших дошкольников.
12. Влияние художественной литературы на развитие нравственных чувств детей.
13. Содержание, задачи и методы трудового воспитания дошкольников.
14. Формы и условия организации детского труда.
15. Сенсорное воспитание дошкольников.
16. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
17. Процесс обучения в ДОУ и его основы.
18. Методы обучения и их применение на занятиях и в повседневной жизни.
19. Занятие как основная форма обучения в ДОУ.
20. Экскурсия как форма обучения.
21. Приемы активизации мышления дошкольников на занятиях.
22. Эстетическое воспитание дошкольников.
23. Роль предметной среды в эстетическом воспитании дошкольников.
24. Виды творческой деятельности дошкольников, их характеристика.
25. Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста.
26. Игрушка и её роль в жизни ребенка.
27. Становление творческой игры дошкольника.
28. Формирование взаимоотношений детей в игре.
29. Становление строительно-конструктивной игры и специфика руководства ею.
30. Игры с правилами и готовым содержанием.
31. Дидактическая игра как средство обучения и воспитания дошкольников.
32. Особенности подвижных игр и руководство ими в разных возрастных группах.
33. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе.
34. Работа ДОУ с семьей.
35. Преемственность в работе ДОУ и школы.
36. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ
1. Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков.
2. Развитие художественной деятельности в условиях ДОУ.
3. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Продуктивная деятельность дошкольников как средство сенсорного воспитания.
5. Праздники и развлечения в детском саду как средство воспитания и обучения дошкольников.
6. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада.
7. Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в трудовой деятельности.
8. Окружающая среда как средство эстетического воспитания дошкольников.
9. Использование произведений искусства для эстетического воспитания дошкольников.
10. Формирование взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
11. Развитие сенсомоторных представлений в строительно-конструктивных играх.
12. Трудовое воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада.
13. Методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.
14. Режим дня как средство полноценного развития дошкольников.
15. Осуществление индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
16. Игрушка как средство всестороннего воспитания дошкольников.
17. Строительно-конструктивные игры как средство подготовки детей к школе.
18. Использование нетрадиционных форм обучения для повышения познавательной активности дошкольников.
19. Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
20. Нравственное воспитание дошкольников в совместной деятельности.
21. Умственное воспитание дошкольников в условиях развивающей среды.
22. Половое воспитание дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
23. Проведение оздоровительно-профилактической работы в условиях ДОУ.
24. Использование занимательного материала как средства активизации познавательной деятельности дошкольников.
25. Строительно-конструктивные игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
26. Дидактические игры как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Вопросы к экзамену по дошкольной педагогике
1. Дошкольная педагогика как наука.
2. Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики.
3. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
4. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
5. Закономерности развития детей раннего возраста.
6. Закономерности развития детей дошкольного возраста.
7. Типы и функции современной семьи.
8. Факторы жизнедеятельности семьи.
9. Характеристика педагогической деятельности
10. Личностные качества педагога и его профессиональные функции и умения.
11. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь.
12. Планирование целостного педагогического процесса в ДОУ.
13. Организация воспитательно-образовательной работы и контроль за ней.
14. Воспитание и развитие детей 1-го года жизни.
15. Особенности воспитания и развития детей 2- го года жизни.
16. Особенности воспитания и развития детей 3- го года жизни..
17. Адаптация детей к ДОУ.
18. Содержание, задачи, формы физического воспитания дошкольников.
19. Организация рационального питания в условиях ДОУ
20. Организация прогулок в детском саду.
21. Режим дня в ДОУ.
22. Оздоровительная работа в условиях ДОУ.
23. Значение, задачи и средства умственного воспитания дошкольников.
24. Специфика умственного воспитания детей раннего возраста.
25. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
26. Принципы обучения дошкольников.
27. Методы обучения детей дошкольного возраста.
28. Занятие – ведущая форма обучения дошкольников.
29. Специфика организации экскурсии в ДОУ.
30. Содержание, задачи и методы трудового воспитания дошкольников.
31. Формы и условия организации детского труда.
32. Виды детского труда.
33. Сенсорное воспитание дошкольников.
34. Содержание, задачи и методы художественно-эстетического воспитания.
35. Роль предметной среды в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.
36. Виды творческой деятельности дошкольников, их характеристика.
37. Сущность и структура дидактических игр.
38. Виды дидактических игр.
39. Руководство дидактическими играми дошкольников.
40. Значение игрушек и требования к ним.
41. Классификация игрушек.
42. Специфика подбора игрушек для каждой возрастной группы.
43. Значение и виды музыкальных игр.
44. Особенности руководства музыкальными играми дошкольников.
45. Значение и виды подвижных игр.
46. Особенности руководства подвижными играми дошкольников.
47. Сущность и значение театрализованных игр.
48. Виды и особенности развития театрализованных игр.
49. Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.
50. Значение и сущность строительно-конструктивных игр дошкольников.
51. Особенности становления строительно-конструктивных игр дошкольников.
52. Руководство строительно-конструктивными играми детей.
53. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
54. Становление сюжетно - ролевой игры.
55. Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх.
56. Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
57. Происхождение и сущность игры.
58. Классификация детских игр.
59. Работа ДОУ с семьей.
60. Сущность и содержание преемственности в работе ДОУ и школы.
61. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
62. Формы связи ДОУ и школы.
63. Планирование воспитательно-образовательной работы.
64. Методическая работа в ДОУ.
65. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
66. Значение праздников и развлечений. Требования к организации и проведению.
67. Виды праздников и их содержание. Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю.А.Семейная педагогика любви и свободы / Ю.А Азаров. - М.,1993.
2. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В Андреева, Р. Стеркина // Дошкол. воспитание.-1991.- № 11.
3. Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова - М.,1987.
4. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. -С. 29-36.
5. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М.,1985.
6. Буряк, В.К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В.К. Буряк //Среднее специальное образование. - 1990. - № 6.— С. 20-21.
7. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Т.И.Ерофеева [и др.]. – М., 1996. – 50 с.
8. Васильева, А. Старший воспитатель детского сада / А.Васильева [и др.] – М.,1990.
9. Венгер, Л.А. А.В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер // Дошкол. воспитание. - 1990. - №8.
10. Венгер, Л.А.. Психология / Л.А.Венгер, В.С. Мухина. – М.,1988.
11. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г.М.Ляминой. – М.,1976.–239 с.
12. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М.Виноградовой. - М.,1989.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997. – 224 с.
15. Галузяк, В.М. Проблема личностной референтности педагога / В.М. Галузяк, Н.И Сметанский // Педагогика. – 1998.- № 3.
16. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.
17. Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988.
18. Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.
19. Ерофеева, Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях полипрограммности и вариативности / Т. Ерофеева // Дошкол. воспитание. – 2000. - №7.
20. Желеску, Р. Психологические условия адаптации / Р. Желеску // Дошкол. воспитание.-1984.- № 2.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А..Зимняя. – Ростов-н/Д., 1997. – 480 с.
22. Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю. Змановский // Дошкол. воспитание. - 1993. - №9.
23. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский. - М.,1987.
24. Каплан, Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер / Л.И. Каплан. - М.,1980.
25. Квятковский, Е. Главные педагогические заповеди / Е.Квятковский // Дошкол. воспитание. - 1994. - №9,10.
26. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова. // Дошкол. воспитание. – 2001. - №9. – С. 98.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А..Куликова - М., 2000. – 416 с.
28. Комарова, Т. Воспитатель детского сада, каким он должен быть? / Т.Комарова // Дошкол .воспитание.-1990.- №3.
29. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С.Кон. – М., 1988.
30. Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5.
31. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А..Куликова. – М.,1989.
32. Лихачев, Б.Т. Педагогика:курс лекций / Б.Т. Лихачев.– М., 1998. – 464 с.
33. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.,1993.
34. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкол. воспитание. - 1993. - №2.
35. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкол. воспитание.-1992.-№ 5-6.
36. Михайленко, Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования / Н. Михайленко // Дошкол. воспитание. – 2000. - №6. – С.48.
37. Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкол. воспитание.-1995.-№ 9.
38. Москаленко В. К вопросу о физическом воспитании детей / В. Москаленко // Дошкол. воспитание. - 1993. - №2.
39. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В.Мудрик.– Пенза, 1994. – 171 с.
40. Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустафаева. – М.,2002. – 416 с.
41. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкол. воспитание. - 1993. - №9.
42. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П.Никитин.– М., 1991. – 160 с.
43. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г Нечаевой.-М.,1984.
44. Орлик, Н. Тематический контроль в детском саду / Н.Орлик //Дошкол. воспитание. – 2000. - №3. – С.59.
45. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.,1980. – 272 с.
46. Парамонова, Л.А. Содержание дошкольного образования: с чем связано его обновление / Л.А Парамонова // Дошкол .воспитание. – 2003. - №3. – С.65.
47. Педагогика / под ред. С.А.Смирнова. – М.,1999.
48. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 603 с.
49. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В.Петерина. – М.,1986.
50. Подласый, И.П. Педагогика / И.П Подласый. – М., 2001.
51. Примерный договор между ДОУ и родителями // Дошкольное образование в России. – М.,1997. - С 168-172.
52. Примерный устав ДОУ // Дошкольное образование в России. – М.,1997.С 156-168.
53. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Дошкол. воспитание. – 2000. - №7.
54. Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности / М. Рунова // Дошкол. воспитание. – 2000. - №6. – С.31.
55. Семенов, В.Д. Социальная педагогика. История и современность / В.Д.Семенов. – Екатеренбург, 1993. – 128 с.
56. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др]. - М.,2000.
57. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И.Ерофевой. – М., 1999.
58. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2000. – 416 с.
59. Стеркина, Р.Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкол. воспитание. - 1992. - №2.
60. Таранкова, Н. Воспитатель: его нравственные качества / Н Таранкова // Дошкол воспитание. - 1990. - №4.
61. Типовое положение о ДОУ // Дошкольное образование в России. – М.,1997.С 148-155.
62. Фуряева, Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности / Т. Фуряева // Дошкол. воспитание. - 1994. - №1.
63. Харламов, И.Ф. Нерешенные проблемы семейного воспитания / И.Ф. Харламов, Б.С. Кобзарь // Педагогика. - 1990. - №1.
64. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2000. – 519 с.
65. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г.Харчев, М.С.Мацковский - М.,1978.
66. Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.,1974.
67. Чумичева, Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения / Р. Чумичева // Дошкол. воспитаине. – 1995. -№4.
68. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред.Н.А.Ветлугиной. - М.,1978.