Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития

Принцип — это основное положение, которое распространяет­ся на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.

Под дидактическими принципами понимают основные поло­жения, которыми руководствуются в деле обучения подрастаю­щего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориенти­ров и являются универсальными для всех учебных предметов.

Большой вклад в разработку принципов обучения детей с на­рушением интеллекта внесли Э.Сеген, Е. К. Грачева, В. П. Кащен­ко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еремен­ко и другие.

В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нор­мально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том идругом случае реализу­ются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающе­го обучения, связи обучения с жизнью, научности идоступности, систематичности и последовательности, сознательности и актив­ности, наглядности, прочности результатов обучения, коллектив­ного характера обучения и учета индивидуальных особенностей

учащихся.

Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков снарушением интеллекта. К ним можно отнести принцип коррек-

ционной направленности обучения, профессионального характе­ра трудового обучения, взаимосвязи общеобразовательной итру­довой подготовки, опоры на сохранные анализаторы.

Рассмотрим сначала общие принципы обучения.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию лич­ности каждого ребенка.

В специальной (коррекционной) школе VIIIвида у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нрав­ственные представления, нравственные чувства. Особенно важным для дальнейшей жизни школьников с нарушением интеллекта иовладения ими профессией является формирование правильного отношения к труду, навыков поведения в трудовом и учебном кол­лективах, представлений об их обязанностях перед обществом.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализу­ется в содержании учебного материала, которое отражено в про­граммах и учебниках. Например, первоначальные нравственные представления о дружбе, честности, справедливости могут быть сформированы на материале рассказов и отрывков из литератур­ных произведений, помещенных в учебниках по чтению для IIи IIIклассов специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Чув­ство гордости за свою страну может быть сформировано в стар­ших классах на уроках истории, где учащиеся узнают о героичес­ком прошлом своей Родины, на уроках географии, где их знако­мят с природными богатствами России, и на других уроках.

Принцип развивающего обучения реализуется в формирова­нии у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной (коррекционной) школе он тесно связан с принципом коррекционной направлен­ности обучения, который будет раскрыт ниже.

Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, спо­собствует формированию у них умения применять полученные зна­ния на практике.

Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания икак они могут использовать их в жизни. Мышление учащихся спе­циальной (коррекционной) школы VIIIвида конкретное, и учеб­ный материал, который не связан с их личной практикой, не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано сих деятельностью в повседневной жизни, усваивается значительно лучше. В связи с этим при изучении новой темы школьникам снарушением интеллекта целесообразно объяснить, как они смо-

гут применить полученные знания в жизни. Например, перед изу­чением темы «Проценты» в курсе математики IX класса учащим­ся важно показать, что умение вычислять проценты от числа по­надобится им для того, чтобы высчитать зарплату, чтобы узнать денежную сумму, которая накопится на их счете в банке через 1 год, и т.д. Полученные в школе знания и умения должны быть закреплены на практике, в новых условиях, перенесены в реаль­ную жизнь.

Принцип научности и доступности в обучении предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в про­цессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.

Содержание обучения в специальных (коррекционных) шко­лах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассмат­риваемой категории. Значительно снижены по сравнению с про­граммой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно ме­нее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучают­ся. Например, в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида отсутствует такой раздел, как «Алгебра». Вместо большого курса «Геометрия» изучаются только элементы геомет­рии. Вместе с тем формируемые у учащихся специальной (кор­рекционной) школы VIII вида знания, умения и навыки вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.

Усвоение учебного материала учащимися с нарушением ин­теллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овла­девают за девять — одиннадцать лет.

В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы и приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каж­дой составляющей в отдельности — методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обуче­ние проводится пооперационно.

Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к позна­вательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер. Как писал Г. М.Дульнев, «... как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащим­ся вспомогательной школы, они должны быть научными»1.

1 Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1981.-С. 33.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида в начальных классах, как правило, не готовы к усвоению системы научных знаний по предмету. Они в силу недостаточно сформи­рованного восприятия, слабости анализа, синтеза и других мыс­лительных операций часто имеют недостаточные, искаженные и неправильные представления об объектах и явлениях окружаю­щей действительности. «Вместо понимания сущности вещей и яв­лений у умственно отсталого нередко формируются ложные пред­ставления об окружающем по чисто внешним, случайным свя­зям, по несуществующему сходству»1. Необходимо также отметить, что круг представлений детей с нарушением интеллекта очень ограничен.

Для того чтобы сформировать, уточнить и расширить круг пред­ставлений и подготовить школьников к восприятию учебного ма­териала, в специальной (коррекционной) школе VIII вида перед изучением систематического курса ряда учебных дисциплин (ма­тематика, русский язык и др.) выделен пропедевтический (под­готовительный) этап.

В процессе изучения учебных дисциплин школьники знакомятся с логикой, идеями соответствующей науки.

Принцип систематичности и последовательности в обучении яв­ляется необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.

При обучении школьников с нарушением интеллекта этот прин­цип приобретает особую значимость, так как известно, что пред­ставления и знания детей этой категории отрывочны, бессистем­ны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у детей системы доступ­ных знаний, умений и навыков. Сообщаемый школьникам мате­риал увязывается внутри каждого учебного предмета в опреде­ленную систему элементарных понятий. Так, в курсе «Биология» выделяются следующие разделы: «Растения», «Животные», «Че­ловек».

Лишь в некоторых случаях не обязательна строгая систематиза­ция в изложении учебного материала. Так, известно, что изучение исторических событий в определенной их последовательности вы­зывает большие трудности у учащихся, поэтому учебный матери­ал по истории представлен как яркие рассказы из прошлого.

Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспе­чить формирование в сознании школьников целостной картины мира. Для того чтобы преодолеть такую разобщенность в содержа-

Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — С 33.

нии программ и учебников, предусматриваются внутрипредмет-ные и межпредметные связи, а в учебный план включаются пред­меты интегративного характера. Например, на уроках математики решаются задачи, содержание которых связано с уроками трудо­вого обучения, географии, биологии. На уроках русского языка учащиеся учатся заполнять деловые бумаги (заявления, бланки и т.п.), закрепляют написание слов, значение которых они изуча­ют на уроках труда, математики, географии и т.д. На одних уроках используются знания и умения, которые получены на других. На­пример, после того как учащиеся на уроках математики научи­лись чертить геометрические фигуры, это умение закрепляется на уроках ручного труда, где школьники уже не используют готовые шаблоны, а самостоятельно их изготавливают. Поэтому для каж­дого олигофренопедагога важно знание учебного материала в со­отнесении с возможностями школьников с нарушением интел­лекта не только по своему предмету, но и по другим. В этой связи особо важное значение имеет взаимопосещение педагогами уро­ков.

В учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида включены такие интегративные предметы, как «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром», «Социально-быто­вая ориентировка». Обучение профессиональному труду также тре­бует знаний интегративного характера из разных смежных учеб­ных дисциплин.

Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащих­ся на уроках. Начиная с младших классов учитель приучает школь­ников к последовательным устным и письменным ответам на воп­росы, к выполнению заданий по плану. Поскольку школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают действия, которые для нормально развивающихся детей являются достаточно про­стыми, в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко используются памятки, алгоритмы, схемы, технологические кар­ты, определяющие последовательность операций. Сначала учитель показывает, как ими пользоваться, впоследствии он привлекает учащихся к их применению.

Важное значение для систематизации знаний учащихся приоб­ретают уроки обобщающего повторения.

Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с нарушением интеллекта реализуется также в том, что при поступлении в школу обязательно проводится обследова­ние детей, в процессе которого выявляются имеющиеся знания, умения и навыки. Это является необходимым, так как поступаю­щие в школу дети имеют разный опыт организованного обучения (специальные и массовые детские сады, общеобразовательная школа, семья).

Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвое­ние ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность.

Этот принцип имеет особо важное значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Как показывают исследо­вания (Н. Г. Морозова и др.), умственно отсталые дети поступают в школу с несформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием.

На первых порах обучения в школе прежде всего необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения. Школьники лучше ус­ваивают материал, имеющий для них личностную значимость, поэтому необходимо связывать изучаемый материал с личным опытом учащихся. Например, на уроках математики при знаком­стве с новым числом и цифрой целесообразно выяснить, где дети раньше видели их.

Велика роль педагога в формировании у учащихся специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида интереса к предмету и стремления хорошо учиться. Желание угодить любимому учите­лю, заслужить его похвалу побуждает учеников получать хорошие отметки, расширять знания по предмету.

Л.С.Выготский указывал, что педагоги должны не пассивно приспосабливаться к возможностям детей, а активно воздейство­вать на их познавательное развитие в целях максимального ис­пользования потенциальных возможностей каждого. В специаль­ной (коррекционной) школе VIII вида учитель должен учить уча­щихся наблюдать, сравнивать в процессе наблюдения, выделять существенные и второстепенные признаки, делать выводы и обоб­щения.

В обучении детей с нарушением интеллекта используется как познавательная, так и практическая активность: работа с практи­ческим материалом для изучения нового материала и закрепле­ния и обобщения пройденных знаний.

Критерием успешного сознательного овладения знаниями и Умениями является их самостоятельное применение в новых ус­ловиях.

принцип наглядности в обучении. Наглядность всеми педагога­ми признается исходным началом обучения, так как, во-пер­вых, наглядность выступает как важное средство познания окру­жающего мира, во-вторых, использование наглядности основа-° На ос°бенностях мышления детей, которое развивается от кон-

кретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интерес­ным.

Принцип наглядности в обучении детей и подростков с нару­шением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего особенностя­ми восприятия, преобладанием конкретного мышления и огра­ниченной способностью к развитию абстрактного мышления.

Исследования Н. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, М. М. Ну-дельмана, И.М.Соловьева, Н.М.Стадненко, Ж.И.Шиф и дру­гих ученых показали, что учащиеся специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида имеют нарушения восприятия. Этих детей характеризуют замедленность, узость, недостаточная дифферен-цированность зрительного и слухового восприятия, что затрудня­ет знакомство с окружающим миром, а также формирование некоторых навыков, например письма, чтения, счета. При рас­сматривании школьники с нарушением интеллекта выделяют круп­ные и опускают мелкие детали и предметы, не называют суще­ственные части и детали. Они часто называют предметы ошибоч­но, у них отмечается слабость узнавания общего, особенного, ин­дивидуального. Особые сложности у детей с нарушением интел­лекта вызывает восприятие картин. Они не понимают взаимосвя­зи между предметами, изображенными на картине, допускают грубые ошибки в толковании мимики и пантомимики. Это меша­ет им отчетливо выделить основную ситуацию, связанную с сю­жетом картины. Вместе с тем в исследованиях указывается, что под воздействием обучения восприятие детей с нарушением ин­теллекта развивается.

Важное значение в специальной (коррекшюнной) школе VIII ви­да имеет выбор наглядности. На первых годах обучения детей в школе предпочтение отдается реальным предметам, игрушкам, ярким, привлекательным картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной. Большое место в образова­тельном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида занимает использование технических средств обучения.

Используя наглядность в обучении школьников с нарушением интеллекта, необходимо помнить о правильном соотношении на­глядных и словесных методов. «Если в младших классах чувствен­ный, непосредственный опыт ребенка должен занимать главную роль в процессе обучения, то в старших классах все более и более должны углубляться опосредованные, словесно-логические пути усвоения учебного материала»1.

1 Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — С. 33.

Принцип коллективного характера обучения и учета индивиду­альных особенностей учащихся предполагает необходимость воспи­тывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программ­ного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопут­ствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а так­же условий дошкольного и семейного воспитания.

Вместе с тем коллектив очень значим для школьников с нару­шением интеллекта, так как, находясь в коллективе, они приоб­ретают опыт коллективной деятельности, учатся подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Коллектив стимулирует детей к достижению более вы­соких результатов в учебной деятельности, дисциплинирует, вос­питывает чувство ответственности.

Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осу­ществлять дифференцированный подход в обучении.

В основе дифференцированного подхода в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида лежат разные возможности школь­ников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвое­ния ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В. Ворон-кова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).

Первую группу составляют ученики, успешно овладева­ющие программным материалом в процессе фронтального обуче­ния. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные зна­ния и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначи­тельная активизирующая помощь взрослого.

Во вторую группу вошли ученики, также успешно обуча­ющиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяс­нение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняют­ся сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает мень­шая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

К третьей группе относятся ученики, которые с трудом Усваивают программный материал и нуждаются в помощи учите­ля. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изу­чаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объясне­нии. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения мате­риала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесен-

ных ко второй группе. Значительно снижены у школьников дан­ной группы способности к обобщению.

Четвертую группу составляют ученики, которые овладе­вают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значи­тельно меньший объем знаний и умений, чем остальные школь­ники.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференциро­ванном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и при­емов обучения.

Принцип дифференцированного подхода отражен в примеча­ниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программно­го материала.

Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных осо­бенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обу­чения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащим­ся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются за­дачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. Оно про­водится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, днев­ники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, по­ступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вила. заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в тече­ние нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить дина­мику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекии-онные задачи, указываются способы их достижения и результаты. Проиллюстрируем осуществление индивидуального подхода на конкретном примере.

Саша У., 11 лет, обучается в 4-м классе специальной (коррек­ционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умствен­ная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие про­странственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значи­тельно успешнее он овладевает программным материалом по дрУ" гим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику пред­полагает прежде всего обучение его навыкам работы на компью­тере, что даст ему возможность не только работать устно, но и вы­полнять письменные работы.

Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является ее специфической особенностью. Г. М.Дульнев в своих работах указывал, что разно­образие состава учащихся является свойственным для этой шко­лы явлением. Поэтому проблема индивидуального и дифференци­рованного подхода будет оставаться актуальной всегда.

В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, преж­де всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психи­ческой жизни человека.

У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значи­тельные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь раз­ную степень выраженности. У большинства учащихся специаль­ной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоми­наемого материала, причем установлена зависимость между объ­емом запоминания и степенью абстрактности материала: чем аб­страктнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точ­ность и прочность запоминания также снижены. При воспроиз­ведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциа­циях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамерен­ным (непроизвольным) запоминанием.

Исходя из этих особенностей учащихся специальной (коррек­ционной) школы VIII вида, формирование прочных знаний и умений приобретает особо важное значение.

Исследования Л. В.Занкова, Х.С.Замского, Г.В.Муратова, Ж. И.Шиф и других показали, что при обучении школьников с нарушением интеллекта приемам осмысленного запоминания — разделению текста на части, выделению основной мысли, опре­делению опорных слов и выражений, установлению смысловой связи между частями текста — можно добиться значительных ус­пехов. Следовательно, овладение учащимися рациональными при­емами запоминания — одно из важных условий прочного усвое­ния ими знаний и умений.

Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосре­доточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продол­жаться на ряде уроков. Так, известно, что школьники с наруше­нием интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и де­ления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на Устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен про­являть большую изобретательность, чтобы разнообразить повто­рение.

Для того чтобы знания и умения были прочно усвоены, детям нарушением интеллекта необходимо большее количество уп-

ражнений и заданий для закрепления, чем их нормально развива­ющимся сверстникам.

Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. В начале каждого учебного года планируется повторение, ос­новными задачами которого являются восстановление и систе­матизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется по­вторение, цель которого — закрепить, обобщить и систематизи­ровать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIIIвида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках.

Перейдем к характеристике специфических принципов обуче­ния.

Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глу­боко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Мо­розовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В.Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.

Принцип коррекционной направленности предполагает кор­рекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIIIвида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока.

В специальной (коррекционной) школе VIIIвида помимо пред­метов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружаю­щим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеоб­разным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразователь­ной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: рас­ширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются пред­ставления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мыш­ления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.

На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются так­же и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с со­держанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осу­ществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно ус­ложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррек-ционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале.

Проиллюстрируем решение коррекционных задач на уроках математики.

В I классе при изучении чисел первого десятка могут решаться следующие задачи.

Для коррекции зрительного восприятия, например для эффективного запоминания образов печатной и письменной цифры, усвоения пространственного расположения составляющих ее элементов, предлагается использовать моделирование из па­лочек, из картонных или пластмассовых элементов, лепку цифры, изготовление цифры из проволоки.

Для закрепления счета в прямом и обратном порядке может быть использована таблица с числами, которые расположены вразброс.

Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития - student2.ru

Учащимся дается задание быстро показать и назвать числа по порядку (или в обратном порядке). При выполнении этого задания расширяется зрительное поле учащихся, развивается внимание.

При выполнении заданий, в которых требуется назвать число, соответствующее количеству прослушанных звуков, у школьников с нарушением интеллекта будет развиваться слуховое восприятие, произвольное внимание.

Коррекция мышления осуществляется при выполнении заданий на сравнение («Что общего в записи цифр 1 и 4? Чем они отличаются?»), на классификацию («Разделить числа 1; 2; 7; 4; 9; 5 на две группы»; «Записать примеры 2 + 3;4-2;1 + 1;5-Зв два столбика»).

Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIIIвида является профессиональный ха­рактер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллек­та обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойшика окон, озеленителя, санитар­ки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к про­изводственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIIIвида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким об­разом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, кото-Рая помогает им занять свое место в обществе.

Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготов­ки в специальной (коррекционной) школе VIIIвида обеспечива­йся направленностью всех общеобразовательных предметов на еспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного Материала по труду.


Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития - student2.ru

Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше. школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окру­жающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рас­смотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит.

Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения— это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

- теория обучения;

- теория воспитания;

- система управления специальной (коррекционной) шко­
лой — школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с на­правлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального разви­тия и ближайшего развития. Результат процесса обучения нахо­дится в прямой зависимости от характера взаимодействия педаго­га и учащихся, применяемой технологии.

Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, усло­виями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педаго­гический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, ме­тоды, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И.П.Подла-сый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педа­гогического процесса (схема 2).

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно от­сталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержатель­ной наполняемости этой модели.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему по­лучаемых научных знаний, практических умений и навыков, ко­торыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потреб­ностей индивидуума.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в Учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

- первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

- низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

- гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

- особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включе­ны основы всех наук, определяющие современное состояние обу­чения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения пред­метное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной)

школы VIIIвида

Учебный план — это нормативный док<

Наши рекомендации