Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития
Принцип — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.
Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориентиров и являются универсальными для всех учебных предметов.
Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли Э.Сеген, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и другие.
В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том идругом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности идоступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности результатов обучения, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей
учащихся.
Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков снарушением интеллекта. К ним можно отнести принцип коррек-
ционной направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, взаимосвязи общеобразовательной итрудовой подготовки, опоры на сохранные анализаторы.
Рассмотрим сначала общие принципы обучения.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребенка.
В специальной (коррекционной) школе VIIIвида у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нравственные представления, нравственные чувства. Особенно важным для дальнейшей жизни школьников с нарушением интеллекта иовладения ими профессией является формирование правильного отношения к труду, навыков поведения в трудовом и учебном коллективах, представлений об их обязанностях перед обществом.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализуется в содержании учебного материала, которое отражено в программах и учебниках. Например, первоначальные нравственные представления о дружбе, честности, справедливости могут быть сформированы на материале рассказов и отрывков из литературных произведений, помещенных в учебниках по чтению для IIи IIIклассов специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Чувство гордости за свою страну может быть сформировано в старших классах на уроках истории, где учащиеся узнают о героическом прошлом своей Родины, на уроках географии, где их знакомят с природными богатствами России, и на других уроках.
Принцип развивающего обучения реализуется в формировании у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной (коррекционной) школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения, который будет раскрыт ниже.
Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике.
Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания икак они могут использовать их в жизни. Мышление учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида конкретное, и учебный материал, который не связан с их личной практикой, не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано сих деятельностью в повседневной жизни, усваивается значительно лучше. В связи с этим при изучении новой темы школьникам снарушением интеллекта целесообразно объяснить, как они смо-
гут применить полученные знания в жизни. Например, перед изучением темы «Проценты» в курсе математики IX класса учащимся важно показать, что умение вычислять проценты от числа понадобится им для того, чтобы высчитать зарплату, чтобы узнать денежную сумму, которая накопится на их счете в банке через 1 год, и т.д. Полученные в школе знания и умения должны быть закреплены на практике, в новых условиях, перенесены в реальную жизнь.
Принцип научности и доступности в обучении предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности.
Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Например, в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида отсутствует такой раздел, как «Алгебра». Вместо большого курса «Геометрия» изучаются только элементы геометрии. Вместе с тем формируемые у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида знания, умения и навыки вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять — одиннадцать лет.
В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы и приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности — методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно.
Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер. Как писал Г. М.Дульнев, «... как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащимся вспомогательной школы, они должны быть научными»1.
1 Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — М., 1981.-С. 33.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида в начальных классах, как правило, не готовы к усвоению системы научных знаний по предмету. Они в силу недостаточно сформированного восприятия, слабости анализа, синтеза и других мыслительных операций часто имеют недостаточные, искаженные и неправильные представления об объектах и явлениях окружающей действительности. «Вместо понимания сущности вещей и явлений у умственно отсталого нередко формируются ложные представления об окружающем по чисто внешним, случайным связям, по несуществующему сходству»1. Необходимо также отметить, что круг представлений детей с нарушением интеллекта очень ограничен.
Для того чтобы сформировать, уточнить и расширить круг представлений и подготовить школьников к восприятию учебного материала, в специальной (коррекционной) школе VIII вида перед изучением систематического курса ряда учебных дисциплин (математика, русский язык и др.) выделен пропедевтический (подготовительный) этап.
В процессе изучения учебных дисциплин школьники знакомятся с логикой, идеями соответствующей науки.
Принцип систематичности и последовательности в обучении является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира.
При обучении школьников с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания детей этой категории отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у детей системы доступных знаний, умений и навыков. Сообщаемый школьникам материал увязывается внутри каждого учебного предмета в определенную систему элементарных понятий. Так, в курсе «Биология» выделяются следующие разделы: «Растения», «Животные», «Человек».
Лишь в некоторых случаях не обязательна строгая систематизация в изложении учебного материала. Так, известно, что изучение исторических событий в определенной их последовательности вызывает большие трудности у учащихся, поэтому учебный материал по истории представлен как яркие рассказы из прошлого.
Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании школьников целостной картины мира. Для того чтобы преодолеть такую разобщенность в содержа-
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — С 33.
нии программ и учебников, предусматриваются внутрипредмет-ные и межпредметные связи, а в учебный план включаются предметы интегративного характера. Например, на уроках математики решаются задачи, содержание которых связано с уроками трудового обучения, географии, биологии. На уроках русского языка учащиеся учатся заполнять деловые бумаги (заявления, бланки и т.п.), закрепляют написание слов, значение которых они изучают на уроках труда, математики, географии и т.д. На одних уроках используются знания и умения, которые получены на других. Например, после того как учащиеся на уроках математики научились чертить геометрические фигуры, это умение закрепляется на уроках ручного труда, где школьники уже не используют готовые шаблоны, а самостоятельно их изготавливают. Поэтому для каждого олигофренопедагога важно знание учебного материала в соотнесении с возможностями школьников с нарушением интеллекта не только по своему предмету, но и по другим. В этой связи особо важное значение имеет взаимопосещение педагогами уроков.
В учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида включены такие интегративные предметы, как «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром», «Социально-бытовая ориентировка». Обучение профессиональному труду также требует знаний интегративного характера из разных смежных учебных дисциплин.
Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся на уроках. Начиная с младших классов учитель приучает школьников к последовательным устным и письменным ответам на вопросы, к выполнению заданий по плану. Поскольку школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают действия, которые для нормально развивающихся детей являются достаточно простыми, в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко используются памятки, алгоритмы, схемы, технологические карты, определяющие последовательность операций. Сначала учитель показывает, как ими пользоваться, впоследствии он привлекает учащихся к их применению.
Важное значение для систематизации знаний учащихся приобретают уроки обобщающего повторения.
Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с нарушением интеллекта реализуется также в том, что при поступлении в школу обязательно проводится обследование детей, в процессе которого выявляются имеющиеся знания, умения и навыки. Это является необходимым, так как поступающие в школу дети имеют разный опыт организованного обучения (специальные и массовые детские сады, общеобразовательная школа, семья).
Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность.
Этот принцип имеет особо важное значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Как показывают исследования (Н. Г. Морозова и др.), умственно отсталые дети поступают в школу с несформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием.
На первых порах обучения в школе прежде всего необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения. Школьники лучше усваивают материал, имеющий для них личностную значимость, поэтому необходимо связывать изучаемый материал с личным опытом учащихся. Например, на уроках математики при знакомстве с новым числом и цифрой целесообразно выяснить, где дети раньше видели их.
Велика роль педагога в формировании у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида интереса к предмету и стремления хорошо учиться. Желание угодить любимому учителю, заслужить его похвалу побуждает учеников получать хорошие отметки, расширять знания по предмету.
Л.С.Выготский указывал, что педагоги должны не пассивно приспосабливаться к возможностям детей, а активно воздействовать на их познавательное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В специальной (коррекционной) школе VIII вида учитель должен учить учащихся наблюдать, сравнивать в процессе наблюдения, выделять существенные и второстепенные признаки, делать выводы и обобщения.
В обучении детей с нарушением интеллекта используется как познавательная, так и практическая активность: работа с практическим материалом для изучения нового материала и закрепления и обобщения пройденных знаний.
Критерием успешного сознательного овладения знаниями и Умениями является их самостоятельное применение в новых условиях.
принцип наглядности в обучении. Наглядность всеми педагогами признается исходным началом обучения, так как, во-первых, наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых, использование наглядности основа-° На ос°бенностях мышления детей, которое развивается от кон-
кретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным.
Принцип наглядности в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего особенностями восприятия, преобладанием конкретного мышления и ограниченной способностью к развитию абстрактного мышления.
Исследования Н. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, М. М. Ну-дельмана, И.М.Соловьева, Н.М.Стадненко, Ж.И.Шиф и других ученых показали, что учащиеся специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида имеют нарушения восприятия. Этих детей характеризуют замедленность, узость, недостаточная дифферен-цированность зрительного и слухового восприятия, что затрудняет знакомство с окружающим миром, а также формирование некоторых навыков, например письма, чтения, счета. При рассматривании школьники с нарушением интеллекта выделяют крупные и опускают мелкие детали и предметы, не называют существенные части и детали. Они часто называют предметы ошибочно, у них отмечается слабость узнавания общего, особенного, индивидуального. Особые сложности у детей с нарушением интеллекта вызывает восприятие картин. Они не понимают взаимосвязи между предметами, изображенными на картине, допускают грубые ошибки в толковании мимики и пантомимики. Это мешает им отчетливо выделить основную ситуацию, связанную с сюжетом картины. Вместе с тем в исследованиях указывается, что под воздействием обучения восприятие детей с нарушением интеллекта развивается.
Важное значение в специальной (коррекшюнной) школе VIII вида имеет выбор наглядности. На первых годах обучения детей в школе предпочтение отдается реальным предметам, игрушкам, ярким, привлекательным картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной. Большое место в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида занимает использование технических средств обучения.
Используя наглядность в обучении школьников с нарушением интеллекта, необходимо помнить о правильном соотношении наглядных и словесных методов. «Если в младших классах чувственный, непосредственный опыт ребенка должен занимать главную роль в процессе обучения, то в старших классах все более и более должны углубляться опосредованные, словесно-логические пути усвоения учебного материала»1.
1 Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — С. 33.
Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а также условий дошкольного и семейного воспитания.
Вместе с тем коллектив очень значим для школьников с нарушением интеллекта, так как, находясь в коллективе, они приобретают опыт коллективной деятельности, учатся подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Коллектив стимулирует детей к достижению более высоких результатов в учебной деятельности, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности.
Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.
В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе VIII вида лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В. Ворон-кова, П.Г.Тишин, В.В.Эк, Е.А.Ковалева и др.).
Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Во вторую группу вошли ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
К третьей группе относятся ученики, которые с трудом Усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесен-
ных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.
Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения.
Принцип дифференцированного подхода отражен в примечаниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программного материала.
Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются задачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. Оно проводится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, дневники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, поступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вила. заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в течение нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить динамику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекии-онные задачи, указываются способы их достижения и результаты. Проиллюстрируем осуществление индивидуального подхода на конкретном примере.
Саша У., 11 лет, обучается в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умственная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие пространственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значительно успешнее он овладевает программным материалом по дрУ" гим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику предполагает прежде всего обучение его навыкам работы на компьютере, что даст ему возможность не только работать устно, но и выполнять письменные работы.
Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является ее специфической особенностью. Г. М.Дульнев в своих работах указывал, что разнообразие состава учащихся является свойственным для этой школы явлением. Поэтому проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда.
В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека.
У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значительные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь разную степень выраженности. У большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоминаемого материала, причем установлена зависимость между объемом запоминания и степенью абстрактности материала: чем абстрактнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точность и прочность запоминания также снижены. При воспроизведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциациях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием.
Исходя из этих особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование прочных знаний и умений приобретает особо важное значение.
Исследования Л. В.Занкова, Х.С.Замского, Г.В.Муратова, Ж. И.Шиф и других показали, что при обучении школьников с нарушением интеллекта приемам осмысленного запоминания — разделению текста на части, выделению основной мысли, определению опорных слов и выражений, установлению смысловой связи между частями текста — можно добиться значительных успехов. Следовательно, овладение учащимися рациональными приемами запоминания — одно из важных условий прочного усвоения ими знаний и умений.
Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосредоточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков. Так, известно, что школьники с нарушением интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и деления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на Устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить повторение.
Для того чтобы знания и умения были прочно усвоены, детям нарушением интеллекта необходимо большее количество уп-
ражнений и заданий для закрепления, чем их нормально развивающимся сверстникам.
Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. В начале каждого учебного года планируется повторение, основными задачами которого являются восстановление и систематизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется повторение, цель которого — закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIIIвида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках.
Перейдем к характеристике специфических принципов обучения.
Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глубоко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В.Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации.
Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIIIвида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока.
В специальной (коррекционной) школе VIIIвида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.
На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются также и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осуществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно усложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррек-ционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале.
Проиллюстрируем решение коррекционных задач на уроках математики.
В I классе при изучении чисел первого десятка могут решаться следующие задачи.
Для коррекции зрительного восприятия, например для эффективного запоминания образов печатной и письменной цифры, усвоения пространственного расположения составляющих ее элементов, предлагается использовать моделирование из палочек, из картонных или пластмассовых элементов, лепку цифры, изготовление цифры из проволоки.
Для закрепления счета в прямом и обратном порядке может быть использована таблица с числами, которые расположены вразброс.
Учащимся дается задание быстро показать и назвать числа по порядку (или в обратном порядке). При выполнении этого задания расширяется зрительное поле учащихся, развивается внимание.
При выполнении заданий, в которых требуется назвать число, соответствующее количеству прослушанных звуков, у школьников с нарушением интеллекта будет развиваться слуховое восприятие, произвольное внимание.
Коррекция мышления осуществляется при выполнении заданий на сравнение («Что общего в записи цифр 1 и 4? Чем они отличаются?»), на классификацию («Разделить числа 1; 2; 7; 4; 9; 5 на две группы»; «Записать примеры 2 + 3;4-2;1 + 1;5-Зв два столбика»).
Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIIIвида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойшика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIIIвида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким образом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, кото-Рая помогает им занять свое место в обществе.
Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе VIIIвида обеспечивайся направленностью всех общеобразовательных предметов на еспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного Материала по труду.
Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше. школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рассмотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит.
Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития
Процесс обучения— это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.
Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:
- теория обучения;
- теория воспитания;
- система управления специальной (коррекционной) шко
лой — школоведение.
Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства.
Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя.
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д.
К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей
учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального развития и ближайшего развития. Результат процесса обучения находится в прямой зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся, применяемой технологии.
Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, условиями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педагогический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И.П.Подла-сый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педагогического процесса (схема 2).
Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно отсталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержательной наполняемости этой модели.
Под содержанием обучения необходимо понимать систему получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума.
Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.
Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в Учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:
качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей;
- первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;
- низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).
- гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию;
- особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.
В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность.
Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, стимулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным.
Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с позиций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика ученика как неразвитого в физическом и психическом развитии верна только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками.
При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, определяющие современное состояние обучения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.
2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной)
школы VIIIвида
Учебный план — это нормативный док<