История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России

История оказания помощи детям с нарушениями интеллек­туального развития, их воспитания и обучения распадается на три больших периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоя­щее время. Каждый из выделенных периодов отличается конкрет­ными подходами и направлениями. До Октябрьской революции об­щественность в лице передовых мыслителей, философов, педаго­гов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевско­го, Н.А.Добролюбова. Именно Н.А.Добролюбов раскрыл положе­ние «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним. В статье «Учение с медленным пониманием», опубликованной в 1858 г. в «Журнале для воспитателей», он писал: «Ни одному разряду уче­ников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя называют бездар­ными, бестолковыми. ... А между тем они-то заслуживают самого тщательного внимания и попечения со строны воспитателя»1. Мож-

1 Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. — М., 1952. — С. 232.

но считать, что данная статья одна из первых в истории отече­ственной олигофренопедагогики.

В 1954 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл лечебно-педаго­гическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилеп­тиков и слабоумных. Обучение и воспитание детей в данном заве­дении проводилось по системе Э. Сегена.

Не оправдала себя система военных прогимназий, в которые попадали дети с задержанным развитием. Как отмечает Х.С.Зам-ский, «среди отстающих детей, видимо, были и умственно отста­лые дети». И хотя часто в работах И. А. Сикорского, Д. И. Азбукина эти прогимназии называются первыми вспомогательными школа­ми России, с этим согласиться нельзя, так как прогимназии не были предназначены для обучения «малоспособных».

Количество детей с умственной отсталостью из года в год уве­личивалось, но особых попыток в организации помощи, обуче­ния и воспитания не предпринималось, а если и были попытки, то они осуществлялись по линии частной инициативы и благо­творительности.

Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли вра­чи-психиатры (В.И.Яковенко, И.Г.Игнатьева, П.И.Ковалев­ский), которые среди детей с приобретенными психозами выде­лили умственно отсталых.

Следует отметить деятельность супругов И. В. и Е.Х. Малярев-ских. Это они в Петербурге в 1882 г. открыли учреждение для ано­мальных детей, именовавшееся «Врачебно-воспитательное заве­дение доктора И.В.Маляревского». Учреждение было частным, платным, обслуживались дети с различными формами аномалий: умственно отсталые, эпилептики, психически больные, с нару­шениями поведения, социально опасные и др.

Учреждение имело свою структуру, цели и задачи и успешно оказывало медицинскую и педагогическую помощь. Во врачебном отделении оказывалась медицинская помощь; в воспитательном проводилось обучение по методу Э.Сегена и Е.Х.Маляревской; в кабинете по типу современных медико-педагогических кон­сультаций проводился амбулаторный прием детей, велось их об­следование, давались рекомендации по обучению, лечению. Боль­шое внимание уделялось урокам рисования, лепки, гимнастики, музыки. Воспитанник мог пребывать в учреждении от нескольких месяцев до пяти лет. Со временем в учреждение стали поступать дети со всех концов России. Систему работы данного учреждения И. В. Маляревский раскрыл в издаваемом им журнале «Медико-педагогический вестник». Опыт работы этого заведения лег в ос­нову организации учреждений для этой категории детей.

Важную роль в истории воспитания и обучения умственно от­сталых в России сыграл Второй съезд русских деятелей по техни-

ческому и профессиональному образованию (С.-Петербург, 1895 — 1986, декабрь-январь)1. Это был первый съезд дефектологов (так считают многие). Именно программа XII секции этого съезда была проектом системы обучения слабоумных. Выступали многие дея­тели медицины — Я.А.Боткин, А.В.Кожевников, С.А.Корсаков, Г. И. Россолимо и др. Для современной дефектологии большой ин­терес представляет выступление Г. И. Россолимо. Он предложил решить следующие задачи:

- выяснить необходимые условия призрения, создать предпо­сылки обучения и воспитания умственно отсталых детей;

- разработать необходимые врачебно-педагогические приемы, способствующие включению ребенка в трудовые процессы;

- создать необходимые программы образования.

Не можем не вспомнить деятельность Е. К. Грачевой, А. С. Гри­боедова, В.П.Кащенко, М.П.Постовской, Г.Я.Трошина. Имен­но эти дефектологи создали оригинальные труды по проблеме вос­питания и обучения слабоумных (Грачева Е.К. Беседы с сестра­ми-нянями о воспитании и развитии детей — идиотов и эпилеп­тиков. — 1902; Трошин Г.Я. Сравнительная психология нормаль­ных и ненормальных детей. — 1915).

Вопрос о создании вспомогательных школ для умственно от­сталых детей решался на Первом Всероссийском съезде по вопро­сам народного образования (13 декабря 1913 г. — 3 января 1914 г.). Он считается вторым съездом дефектологов. На съезде было ут­верждено положение о вспомогательных школах, так как они уже действовали в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону. Было предложено открывать сельские вспомогательные школы. В резолюции съезда нашли отражения многие вопросы деятельности вспомогательной школы:

- о создании соответствующего типа учреждений для умствен­но отсталых детей;

- о подготовке педагогического и врачебного персонала для

вспомогательной школы;

- о регистрации дефективных детей в начальной школе.
Огромная роль в возникновении и организации помощи глу­
боко умственно отсталым детям принадлежит Е. К. Грачевой (1866 —

1934).

Благотворительная деятельность имела большое значение в воз­никновении учреждений для умственно отсталых детей. Именно Е. К. Грачевой принадлежат начинания в этой благородной мис­сии. Привлекая многих видных деятелей к участию в благотвори­тельной деятельности, Е. К. Грачевой удалось создать первые в Рос­сии приюты для детей —идиотов и эпилептиков (1895 г. — в Пе-

' См.: Замский Х.С. Умственно отсталые дети, история их изучения, воспита­ния и обучения. — М., 1995.

тербурге, на Белозерской; 1902 г. — в Курской губернии; 1905 г. — в Москве; 1907 г. — в Вятке). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей —инвалидов и эпилептиков» яви­лась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушени­ями интеллектуального развития.

В. П. Кащенко (1870—1943) был одним из активных участни­ков организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков. Как и некоторых членов студенческих кружков, его исключают из университета, высылают из Москвы. Закончить университет В. П. Кащенко сумел только 1897 г. в Кие­ве. В.П.Кащенко принимает участие в революции 1905 года, его лишают права работать в государственных учреждениях. В 1908 г. он открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве, на Погодинской улице. Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко в то время была первым лечебно-воспита­тельным учреждением, где путем лечения (оздоровления), воспи­тания и обучения исправлялись (корригировались) недостатки раз­вития детей, их готовили к полезной жизни, труду. Это был один из первых научно-методических центров по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС.

В разработку основ олигофренопедагогики значимый вклад внес А. Н. Граборов (1885— 1949). В 1915 г. в Петербурге он открыл част­ную школу-пансионат, которая в дальнейшем стала считаться центральной вспомогательной школой.

Этот период был очень важным в развитии помощи, обучения и воспитания умственно отсталых детей, однако Министерство народного просвещения не включало вспомогательные школы в систему государственного образования.

Только после Октябрьской революции 1917 г. учреждения для детей с интеллектуальными нарушениями передаются в Народный комиссариат просвещения. Начинается создание государственной системы народного образования. Вырабатываются пути борьбы с безграмотностью, беспризорностью, дефективностью. Значимым событием в дефектологии становится Первый Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов (15 июня 1918 г.). На этом съез­де основным вопросом был вопрос о борьбе с детской дефектив­ностью, об изучении ее природы, о создании научных дефекто­логических центров. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать, исследовать детскую дефективность, готовить кадры для обучения и воспитания дефективных детей.

Новые подходы к воспитанию аномальных детей, принципы заботы о них рассматривались на Первом Всероссийском съезде Деятелей по охране детства (февраль 1919 г.). Тематика съезда была в основном направлена на социальное обеспечение охраны дет-

ства. Интерес вызвали доклады А. Н. Граборова и А. С. Грибоедова. Они касались проблемы семейного и общественного воспитания, врачебно-педагогической работы в детских домах. Не всегда отде­лы образования выполняли решения съездов. Но работники вспо­могательных школ по большей части ответственно относились к выполнению своих обязанностей. Москва становится центром даль­нейшего преобразования системы вспомогательного обучения.

В.П.Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем — Медико-педагогическая клиника (станция), научно-методический центр Наркомпроса в области изучения дефективности.

Значимыми в дефектологии считаются 1919—1920 годы, так как в этот период много было сделано в социальном обеспечении воспитанников детских учреждений, совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Итоги этой работы — Первый Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и пре­ступностью (июнь —июль 1920 г.). На съезд было представлено 83 доклада, в числе которых были выступления А. Н. Граборова, А.С.Грибоедова, В.П.Кащенко, М.П.Постовской, С.Я.Рабино­вич.

В 1920 г. в Москве при Наркомпросе открылись институты по подготовке учителей-дефектологов. В 1923 г. эти институты объ­единяются в один, а в 1925 г. преобразуются в дефектологическое отделение педагогического факультета Московского государствен­ного университета.

Улучшается качество работы вспомогательных школ, особенно в Москве и Петрограде. Создаются новые учебные планы, про­граммы. Особое значение придается «психической ортопедии», осуществляющей коррекцию недостатков психического развития. В учебном плане появились такие предметы, как физическая куль­тура, рисование, пение, ручной труд.

Для олигофренопедагогики, ее дальнейшего развития большое значение имел Второй съезд социально-правовой охраны несо­вершеннолетних (СПОН). На нем выступил талантливый уче­ный-психолог Л.С.Выготский (1896—1934), который сумел рас­крыть сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям. После Второго съезда СПОН наме­тился заметный подъем в деятельности вспомогательной школы. Значительный вклад в это дело внесли Д. И.Азбукин (1883— 1953) и Л.В.Занков (1901 — 1977). Во вспомогательных школах особое место занимают трудовое обучение и воспитание. Появляется рас­поряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреж­дения».

Вопросы диагностики отставания в развитии в дальнейшем разрабатывались в трудах Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия.

Теоретически обосновал науку об особенностях развития ано­мального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания Л.С.Выготский. В дальнейшем выдвинутые им положения развива­лись, уточнялись и углублялись в многочисленных исследованиях психологов, физиологов, медиков, дефектологов (Т.А.Власова, М.ФГнездилов, И.И.Данюшевский, Г.М.Дульнев, М.И.Кузь-мицкая, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Е. М. Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, Б. И. Пинский, Г.Е.Сухарева, Ж. И. Шиф). Ряд ученых и сегодня продолжают свою плодотвор­ную деятельность. Среди них В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, М.Н.Перова, С.Д.Забрамная.

Начиная с 1966 г. в олигофренопедагогике значительно акти­визировалась работа по разработке методик преподавания в спе­циальных школах отдельных учебных предметов (А.К.Аксенова, И. М. Бгажнокова, В.В.Воронкова, И. А. Грошенков, А.А.Дмит­риев, Е.А.Ковалев, Т.М.Лифанова, С.Л.Мирский, В.М.Мозго­вой, Н. П. Павлова, Б. П. Пузанов, Е. А. Стребелева, В. В. Эк и др.).

В настоящее время коррекционная школа VIII вида обеспечена учебниками, дидактическими пособиями в основном по всем учеб­ным предметам.

Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с на­рушениями интеллекта освещаются в журнале «Дефектология».

Исследования в области дефектологии, в том числе и олиго­френопедагогики, осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ.

Наши рекомендации