И воспитания детей и подростков

ВВЕДЕНИЕ

В системе разнопрофильных образовательных учреждений вы­деляются специальная (коррекционная) школа, детский дом, в которых обучаются, воспитываются дети и подростки с наруше­ниями интеллекта (умственно отсталые). Это специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIIIвида.

Образовательный процесс определяется программами, регла­ментируется учебными планами, расписанием, формами допол­нительного образования.

Участниками педагогического процесса являются педагогиче­ские, медицинские и другие работники специального (коррекционного) учреждения VIII вида. Огромная роль в специальных (коррекционных) учреждениях VIIIвида принадлежит учителям и воспитателям, имеющим соответствующую подготовку, т.е. дефектологическое образование. Это те специалисты, которые способны решать образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и социально-правовые задачи олигофренопедаго­гики.

Создавая это пособие, авторы использовали достижения со­временной медицины, педагогики, специальной психологии и дефектологии. Они преследовали цель:

- раскрыть особенности построения учебно-воспитательного процесса в условиях коррекционно-развивающегося обучения де­тей с нарушениями интеллекта;

- показать, что реализация принципов, методов и форм воздей­ствия на ученика возможна в том случае, если педагог-дефектолог четко представляет систему обучения и воспитания, стремится к конечному результату — социализации выпускника в обществе, обучает и воспитывает с позиции комплексного подхода к лично­стному развитию конкретного индивидуума с нарушениями ин­теллекта.

Думается, что студентам педагогических училищ, колледжей Данное пособие будет полезным.

Пособие состоит из четырех разделов, одиннадцати глав, при­ложения и общего списка литературных источников. В каждой главе представлен материал, раскрывающий общеметодические, психо­лого-педагогические и частные проблемы олигофренопедагогики.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Глава 1

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.


и воспитания детей и подростков - student2.ru

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ШКОЛЕ VIII ВИДА

Глава 2

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения— это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

- теория обучения;

- теория воспитания;

- система управления специальной (коррекционной) шко­
лой — школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с на­правлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального разви­тия и ближайшего развития. Результат процесса обучения нахо­дится в прямой зависимости от характера взаимодействия педаго­га и учащихся, применяемой технологии.

Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, усло­виями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педаго­гический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, ме­тоды, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И.П.Подла-сый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педа­гогического процесса (схема 2).

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно от­сталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержатель­ной наполняемости этой модели.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему по­лучаемых научных знаний, практических умений и навыков, ко­торыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потреб­ностей индивидуума.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в Учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

- первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

- низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

- гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

- особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включе­ны основы всех наук, определяющие современное состояние обу­чения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения пред­метное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной)

школы VIIIвида

Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

- определяет состав учебных предметов;

- устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

- указывает количество времени на каждый предмет;

- является основанием для определения режима деятельности
школы;

- помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;

- является основным документом, на основе которого состав­ляется школьное расписание;

- определяет функциональную нагрузку учащихся конкретно­го класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представ­лены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребо­вали изменения структуры и соответственно содержания обуче­ния детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекцион­ной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на деся-ти-одиннадиатилетний срок обучения с пропедевтическим пери­одом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

- пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс;

- этап начального обучения — 1—4-й классы;

- этап общего образования — 5 —8-й (9-й) классы;

- завершающий этап углубленной социально-трудовой подго­товки — 9—10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, со­держание которых приспособлено к возможностям умственно от­сталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биоло­гия, география, история, изобразительное искусство, пение, му­зыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обу­чение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока — общеобра­зовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррек­ция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0— 1 — 4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так назы­ваемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажноко-ва). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет имеются различия в названиях учебных предметов.

и воспитания детей и подростков - student2.ru и воспитания детей и подростков - student2.ru



и воспитания детей и подростков - student2.ru

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительно­го класса имеет огромное значение в социально-правовом и педа­гогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбепилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащих­ся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим обра­зом:

- подготовительный класс — 18 — 20 часов;

- 1-й класс — 20 часов;

- 2-й класс — 22 часа;

- 3-й класс — 23 часа;

- 4-й класс — 25 часов;

- 5-й класс — 28 часов;

- 6-й класс — 30 часов;

- 7-й класс — 30 часов;

- 8-й класс — 30 часов;

- 9-й класс — 30 часов;

- 10-й класс — 35 часов;

- 11-й (12-й) — 35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом фа­культативных занятий она увеличивается на 2 — 3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекшюн-ные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на од­ного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10—11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные клас­сы. Решение о создании таких классов принимается на региональ­ном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределе­ния общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестиднев­ная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул уста­навливаются в сроки, действующие для всех общеобразователь­ных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, по­могает правильно определить деятельность специальных (коррек-ционных) учреждений.

Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).

Педагогике

В педагогической науке на основе изучения и обобщения прак­тической деятельности учителей сложились определенные подхо­ды к выбору методов обучения. Выбор определяется прежде всего обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания.

Выбор методов обучения зависит:

- от целей образования, соответствующих современной дидак­тике;

- от особенностей изучаемого предмета, его содержания;

- от времени, отведенного на изучение материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств.

В общей дидактике до сих пор нет единого подхода к класси­фикации методов. Долгое время самой распространенной была классификация методов обучения, предложенная М.Н.Скатки-ным и И.Я.Лернером.

В этой классификации методы обучения делились в зависимо­сти от характера познавательной деятельности учащихся на уроке. Авторы выделили: объяснительно-иллюстративные, репродуктив­ные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследова­тельские методы.

Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на осно­ве теории деятельности человека (учителя) и выделяет: организа­цию и осуществление учебно-познавательной деятельности; сти­мулирование и мотивацию контроля и самоконтроля.

Т.А.Ильина и Т.И.Шамова считают необходимым классифи­цировать методы с учетом дидактической цели обучения:

- методы сообщения новых знаний;

- методы приобретения новых знаний;

- методы закрепления и выработки умений и навыков;

- методы работы с ТСО;

- методы программированного обучения;

- проблемно-поисковые методы;

- методы самостоятельной работы;

- методы контроля и самоконтроля.

Для коррекционной дидактики особое значение имеет класси­фикация методов с учетом целостного подхода. Такая классифи­кация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы мето-

I группа — методы организации и осуществления учебно-по­
знавательной деятельности. Данная группа методов включает в

- словесные, наглядные и практические (передача и восприя­тие учебной информации — источник знаний);

- индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

- репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышле-

- самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа — методы стимулирования и контроля.

III группа — методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, пред­ложенная В. А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие мето­ды обучения:

- коммуникативный;

- познавательный;

- преобразовательный;

- систематизирующий;

- контрольный.

Рассмотрев предложенные выше классификации, отметим: «Недостатки развития познавательной деятельности умственно от­сталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют ис­пользовать какую-то классификацию или подходы полностью»1.

Следовательно, в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обу­чения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А. Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко.

ШКОЛЕ VIII ВИДА

Урок как целостная система

Что такое урок? Существует мнение, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, вре­менным, организационным показателями учебного процесса. Урок — это сложная и ответственная форма организации обуче­ния группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодей­ствии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная фор­ма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный про­цесс.

В указанных определениях урока содержится три основных ас­пекта понятия «урок».

Первый — система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму деятельности учителей и учащихся (Г.А.Ильина, 1984; М.Н.Скаткин, 1974; А.Н.Грабо-Ров, 1951).

Второй — система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, вре­менным (Ю.К.Бабанский, 1989; И.Г.Еременко, 1985).

ретий — динамичная и вариативная форма организации про­са Целенаправленного воздействия учителей на учащихся

(М.И.Махмутов, 1992; П. И. Пидкасистый, 1996; Г. М.Дульнев, 1981; Б. Н. Пузанов, 2000).

Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплано­вый и конкретизированный; специально организованный и за­вершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Чет­кий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умствен­ной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельно­сти, свойственных хорошо организованному уроку, создают бла­гоприятные и щадящие условия для обучения умственно отстало­го ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряже­ния»1.

Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIIIвида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д. И.Азбукину, А.Н.Граборову, Г.М.Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внут­реннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные.

Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:

- реализация на уроке всех дидактических принципов, как об­щедидактических, так и коррекционных;

- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;

- использование достижений современной педагогической (кор­рекционной) теории и практики;

- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;

- учет индивидуальных и типологических особенностей уча­щихся;

- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практи­ческая направленность;

- рациональное использование на уроках наглядности;

- формирование необходимых знаний, умений и навыков, фор­мирование умения учиться.

Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразователь­ную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задача предполагает:

- четко определенную дидактическую цель;

1 Еременко ИГ. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985. — С. 123. 68

_ наполнение урока содержанием с учетом требований учеб­ных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

_ сочетание разнообразных методов обучения;

_ соответствующие интеллектуальным возможностям учащих­ся способы включения их в интеллектуально-познавательную дея­тельность.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкрет­ной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задача предлагает:

- формирование у учащихся потребности в овладении зна­ниями;

- воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

- использование воспитательных возможностей урока, его учеб­ного материала;

- формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;

- обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающие задачи урока:

- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

- изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;

- использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Типы и структура уроков

До настоящего времени существовало огромное количество под­ходов к классификации уроков, нет единой классификации и в ециальной педагогике. Действительно, трудно группировать уро-по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет и цели и задачи, на нем используются разные обучающие тех-стап°ГИИ' изучается разный учебный материал, ученический со-Де Не°Днороден по потенциальным возможностям и возрасту

is

осно ассиФикаЦия урока может быть проведена по следующим чованиям:

1) по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);

2) по логическому содержанию работы и характеру познава­тельной деятельности:

- вводный урок;

- урок первичного ознакомления с материалом;

- урок усвоения новых знаний;

- урок применения полученных знаний;

- урок закрепления, повторения, обобщения учебного мате­риала;

- контрольный урок;

- смешанный или комбинированный урок.
Наибольшую поддержку теоретиков и практиков (М.И.Мах-

мутов, В.И.Онишук, П.И.Подласый, М.Н.Скаткин, Н.АСо-рокин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.) получила классифи­кация по:

3) дидактической цели урока и месту урока в общей системе
уроков:

- уроки изучения новых знаний и их формирования;

- уроки обобщения и систематизации знаний;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений;

- комбинированные (смешанные) уроки;

- практические уроки.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, по­следовательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части — вводную, основную и заключительную, количество этапов в каж­дой части урока в целом может быть больше или меньше. Структу­ру урока общеобразовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), дидакты предлагают оценивать по эффективности учебного процесса, его конечному результату, а не по структурному совершенству и завершенности.

Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть пред­ставлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.

В условиях коррекционного обучения классификация уроков может проводится в соответствии:

1) с дидактической задачей и способами ее решения (А. Н. Гра-
боров):

- вводные уроки;

- уроки сообщения новых знаний;

- обобщающие уроки;

- контрольные уроки;

- практические уроки;

2) с общими признаками урока, его задачами (И.Г.Еременко)-

- пропедевтические уроки;

- уроки формирования новых знаний, совершенствования зна-ий, коррекции; _ уроки систематизации и обобщения знании, умении и навьь ов; _ практические уроки; - коррекиионные уроки; _ комбинированные уроки. Однако выделение такого числа типов уроков вряд ли целесо­образно. Например, единая задача указанных выше уроков — коррекиионная — присутствует во всех перечисленных уроках, поэтому уроки совершенствования и коррекционные уроки не должны выделяться как особые типы уроков;

3) с характером соотношения дидактических и коррекционно-развивающих задач, которые решаются общедидактическими и спе­циальными средствами обучения (дидакты по отдельным методи­кам: А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьми-на-Сыромятникова, М.Н.Перова, Т.И.Пороцкая и др.).

Именно этот подход является основным в классификации уро­ков в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. В данной классификации выделяются:

- урок сообщения новых знаний;

- повторительно-обобшающий урок;

- урок формирования и закрепления умений и навыков (прак­тический);

- контрольно-учетный урок;

- комбинированный урок.

Все перечисленные уроки в зависимости от дидактической за­дачи имеют свою структуру, методы обучения, время на конкрет­ный вид учебно-познавательной деятельности.

В коррекционной школе каждая часть урока решает учебно-дидактические, организационно-психологические и учебно-позна­вательные задачи.

Урок в специальной (коррекционной) школе VIIIвида про­должается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).

Огромное значение в реализации задач обучения играет подго­товленность учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку

Меж ОДГотовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязанных ван<ДУ0^ОЙ этапов: Диагностики, прогнозирования и планиро-Pohw (МИМахмУтов, П.И.Пидкасистый, Г.М.Дульнев, В. В. Бо­сния ~~ ИЛИ звеньев (Т.Н.Ильина, И.Г.Еременко): планиро-системы уроков и конкретизации этого планирования приме-


и воспитания детей и подростков - student2.ru

и воспитания детей и подростков - student2.ru

нительно к каждому уроку. Общепедагогическая подготовка пред­полагает определение всех обстоятельств проведения урока (ме­сто урока в общей системе уроков, возможности учащихся, моти­вы их деятельности, интеллектуальные способности, характер учеб­ного материала). Прогнозирование и планирование позволяют оп­ределить объем знаний учащихся, избрать вид и форму планиро­вания.

В системе общего и специального коррекционного образова­ния определились два вида планирования — тематическое и по­урочное. Содержание тематического планирования можно предста­вить следующей таблицей:

Тематический план составляется учителем до начала работы над темой. Желательно, чтобы в нем нашли отражение все основ­ные составляющие данного вида планирования.

Время урока определяется его структурой, объемом изучаемо­го материала.

Последовательность уроков, их содержание определяются учеб­ной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррекционной направленно­сти процесса обучения. Оборудование урока (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы.

Тематическое планирование является основой для поурочного планирования, которое представляет собой описание урока с уче­том его типа, целей и задач.

При отборе материала к уроку учитель должен четко предста­вить, каким количеством терминов, понятий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материалом; учитывать работо­способность детей; подготовить свое рабочее место, учащихся к учебной деятельности.

Важной является подготовка учащихся к выполнению домаш­них заданий. В настоящее время подготовка учащихся к урокам проводится на самоподготовке, хотя в ряде случаев домашнее за­дание по некоторым предметам можно готовить на уроке. Теоре­тическое обоснование эта идея пока не получила.

В настоящее время огромная роль отводится воспитателю как организатору выполнения домашних заданий. Воспитатель дол­жен подготовить учащихся к выполнению заданий, установить

чередность выполнения конкретных заданий по предметам. Луч-• е всего начинать самоподготовку с заданий по математике,

языку.

Длительность самоподготовки в разных классах-группах неоди­накова (1 —4-е классы — 35 — 40 минут; 5 —7-е классы — до 1 часа; о__Ю-е классы — до 1,5 часа). В процессе выполнения заданий воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, если учени­ки затрудняются выполнить задание, он имеет право провести фронтальное объяснение, но ни в коем случае не должен учить детей вновь. Запись домашнего задания для учащихся младших классов делает учитель, старшеклассники сами записывают зада­ния в дневники.

К организации самоподготовки можно привлекать учителей-предметников, особенно в старших классах.

Тесное сотрудничество учителей и воспитателей помогает со­вершенствовать процесс подготовки домашних заданий. Неко­торые школы с продленным днем и интернатские учреждения практикуют ведение тетради сотрудничества учителя и воспи­тателя.

Вот как примерно выглядит запись в «Тетради сотрудничества учителя и воспитателя».

Учителя и воспитатели обсуждают результаты выполнения за­даний, особое внимание уделяют анализу продуктивности работы по конкретному предмету и в целом. После такого взаимного об­суждения намечаются мероприятия, помогающие оптимизировать самоподготовку.

Вопросы и задания

■ Выделите основные признаки, характеризующие формы организа­
ции учебного процесса.

■ пределите основные подходы к классификации уроков.

^ а что особо надо обращать внимание при подготовке к уроку? гики ( аКИе типы УР°К0В рекомендуют дидакты коррекционной педаго-лы \/т,?лигоФРенопедагогики) для специальной (коррекционной) шко-v"l вида?

5. Если будет возможность, посетите 2 — 3 урока в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида, обратите внимание на систему работы учителя на уроке.

6. Что лежит в основе выполнения домашних заданий в условиях са­моподготовки?

Рекомендуемая литература

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (кор-рекционной) школе : учебник для вузов / А.К.Аксенова. — М., 1999.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов; под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1984.

Махмутов М.И. Современный урок/ М.И.Махмутов. — М., 1986.

Петрова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида / М.Н.Петрова. — М., 1999.

Глава 5

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ШКОЛЫ VIII ВИДА

ШКОЛЕ VIII ВИДА

Глава 7

Школы VIII вида

Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвы­чайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вто­ричных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается на учебе, поведении.

Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз­витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов — особенно мышления, речи, восприя­тия.

К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к услови­ям коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному про­цессу, активизируется познавательная деятельность.

По мере обучения мышление и речь корригируются, но оста­ется еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в Умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, Упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать

ученики 2 —4-х классов ответственнее относятся к поручени-

>Участвуют в простейших видах трудового процесса, овладева­ть гигиеническими требованиями, выполняют режимные моменты

>резко меняются взаимоотношения в детском коллективе. Вос ИЖе представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах

специальной (коррекционной) школы VIIIвида.

Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие.

2. Формирование целостного отноше­ния к природе.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Культура поведения, общения.
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на Земле.

2. Один день природы. Экологическая культура.

3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.

4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья 1. Формирование санитарно-гигие-
и физическое развитие нических умений и навыков.

2. Гигиена — ценное условие силы и красоты тела.

3. Предметы гигиенической помощи.

4. Физические упражнения и их влия­ние на здоровье человека.

Трудовая диагностика, 1. Формирование бытовых умений и

ручной труд навыков.

2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания.

3. Труд как вид отдыха.

4. Труд как помощь другому человеку.

5. Умственный труд. Культура умствен­ного труда.

Формирование отношений 1. Человек и его отношение к себе и

к стране, государству, другим.

человеку 2. Родина. Отношение к Родине.

3. Различия людей в обществе.

4. Память о героях. Отношение к ним.

5. Общение людей в обществе.

Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образова­ния. Система дополнительного образования направлена на удов­летворение потребности детей в саморегуляции личностного ха­рактера, творчестве в определенных видах деятельности. В услови­ях специального образования дополнительное образование осу­ществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов п интересам.

Деятельность учащихся 7—10 лет школы VIII вида должна быть посильной для них, удовлетворять их запросы, носить

игровой характер с опорой на индивидуальные возможности каждого конкретного ученика. Воспитатель в тематическ<

Наши рекомендации