Проблема воспитания детей и подростков, адекватно воспринимающих физические, физиологические и психологические особенности

Школьники – социально-демографическая группа, занимающая специфическое место в современном обществе. Представители этой группы за время обучения в школе проходят через стадии социализации, формирования личности, подготовки к взрослой жизни. Именно в стенах школы зарождаются ориентации на здоровье как ценность, воспитывается потребность в физкультурно-спортивных занятиях, появляется устойчивая привычка к ним - и все это при определенных условиях может сохраниться на всю жизнь.

В школьные годы происходят наиболее существенные перемены в умственном, нравственном и физическом становлении ребенка, происходит его развитие. Развитие представляет собой процесс количественных и качественных изменений во всех сферах личности: в психической, физиологической; в познавательной и творческой деятельности; в формировании мировоззрения и нравственности. В процессе усвоения детьми социального опыта не только приобретаются отдельные знания и умения, развиваются способности, формируется личность. Следовательно, имея в виду развитие, следует иметь ввиду, прежде всего, стремление личности к достижению конкретных результатов в формировании и становлении личности.

Компенсация, как межсистемный процесс, обусловлена преимущественно учас­тием в ликвидации развивающейся патологии одной структуры, функционально связанными со струк­турами других систем. В этом случае другая система, за счет образования новых временных связей, может обеспечивать сохранение функции, которую первич­но призвана выполнять повреждаемая патологичес­ким процессом система.

Следует отметить, что все пути компенсации реали­зуются параллельно, но вес участия каждого из них на разных этапах развития патологии различен. На на­чальных этапах большая доля компенсации осуществ­ляется благодаря внутриструктурным процессам, при усилении патологии большую значимость приобретает внутрисистемная компенсация, затем межсистемная. Например, нарушение зрения приводит к резкому ограничению информации. Зрительная депривация (лишение зрительного опыта) у детей приводит к тяжелым последствиям, никогда не наблюдаемым у взрослых. Но, если у ребенка был некоторый зрительный опыт, то его дублирующая сис­тема (например, слух, кожная чувствительность) обеспечивает компенсацию. Чем более целенаправленнее мы будем обеспечивать механизмы компенсации, тем успешнее происходит адаптация ребенка к полноценной жизни. Способы компенсации нарушений в нервной системе строятся на знании основных принципов их функционирования, что позволяет выбирать тактику ведения больного, подбирать мето­дики, способствующие развитию компенсаторных процессов.

Неправильно понимать здоровье как «состо­яние» и, тем более, как «состояние полного благополучия». В определении здоровья, данном ВОЗ, кроется даже некоторый вред: если считать здоровье состоянием, это значит согласить­ся с тем, как мало оно от нас зависит, определяется только окружающей средой, нашей наследственностью, тем, «что от роду положено» — неподвластными нам вещами, а не жизнен­ными позициями и усилиями человека.

Кроме того, «состояние полного благополучия» ведет к снижению напряжения организма и его систем, к падению сопро­тивляемости. Умение сохранить себя в неблагополучной среде — это и есть здоровье. Непременное условие здоровья — актив­ная деятельность по устранению неблагополучия, неудовлетво­ренности, недостигнутых желаний. Стремление к самосовершен­ствованию, сопротивление злу, поддержка и сотворение доб­ра – неотъемлемые предпосылки здоровья тела и духа.

Хотя в какой-то степени и среда, и наследственность, и случайности влияют на здоровье, мы не должны замыкаться на них. А опереться необходимо на свою способность преодолеть это предопределенное заранее состояние организма и сре­ды. И эта способность поможет нам справиться с тем, что казалось неподвластным.

Образ жизни

Состояние здоровья во многом определяется образом жизни человека. Под ним большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических культурных условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характери­зующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения матери­альных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Ю.П. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологиче­скую - стиль жизни и социально-экономическую - уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекци­онных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности че­ловека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связан­ные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существен­ные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с при­родой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечер­ней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое вре­мя года.

Во второй половине столетия произошли очень глубокие изменения в самой патологии. Инфекционные болезни составляют теперь всего 10% от общей забо­леваемости, а неинфекционные болезни, функциональные рас­стройства психики, хронический алкоголизм и наркомания — 35%. Из многих со­тен известных болезней всего лишь десять стали причиной смерти каждых 85 из 100 лиц в среднем и пожилом возрасте. Главные из них: ожирение, гипертониче­ская болезнь, метаболическая иммунодепрессия, атеросклероз, аутоиммунные болезни, психическая депрессия.

Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительно­сти жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Казин Э.М., 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным пере­напряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.

Наши рекомендации