Коллективная творческая деятельность
• - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
• - является важнейшим структурным компонентом, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
• - в процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Актуальность
v Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире
v Для понимания и приятия чужого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности.
v
7.1 Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки. Выделяются следующие основные типы темперамента: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.
Физиологической основой видов темпераментов выступает высшая нервная деятельность (ВНД) человека:
сильный тип ВНД выступает основой сангвинического темперамента;
безудержный тип ВНД холерического;
спокойный тип ВНД — флегматического;
слабый тип ВНД — основа меланхолического темперамента.
В современной психологической литературе выделяют следующие основные свойства темперамента, сочетание которых и создает палитру особенностей темперамента личности, а при определенной устойчивости — выступать и соответствующими чертами характера: реактивность; активность; соотношение реактивности и активности; динамичность; пластичность – ригидность; экстраверсия — интроверсия; эмоциональная возбудимость.
Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка: способностей, характера и др.
Природной основой развития способностей выступают задатки как врожденные, физиологические особенности человека.
7.2. Сущность понятия «педагогическая поддержка ребенка».
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого.
Гуманистическая позиция в педагогической поддержке Педагогическая поддержка, как особая деятельность педагога, возможна только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Важные составляющие педагогической поддержки: Оба условия в реальной практике очень важны, поскольку попытки одного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причина неудачи - шаткость, недостаточность, не выраженность, половинчатость гуманистической позиции. Самоопределение, самоорганизация ребенка Гуманистическая позиция педагога
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, которые проявляются в таких действиях, как: САМОпознание САМОнаблюдение САМОлюбие САМОразвитие САМОпожертвование САМОкритика САМОпрогноз САМОорганизация САМОуправление САМОактуализация
Этапы педагогической поддержки I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны; III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог; V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
8.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.
Она представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, навыки и умения, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Социально-психологические механизмы социализации:
1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;
2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей;
3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4) социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее;