Глава 5. Маленькие семьи: единственные и неповторимые дети, родители-одиночки
Ситуация 5.1.Петр Александрович и Нина Васильевна — прекрасная пара и очень хорошие люди. Он обладает острым умом, трудолюбив, честен, по-рыцарски предупредителен с женой. Она красива, добра, женственна. Она хочет много детей — хотя бы двоих или троих. Он считает, что в большой семье можно воспитать только среднюю личность, и уверен, что вырастить исключительного человека можно, лишь безгранично сконцентрировавшись на воспитании и развитии одного-единственного ребенка. Их сын Виктор действительно рос развитым ребенком — говорил на нескольких языках, читал Шиллера в подлиннике, демонстрировал способности к точным наукам.
Сдав школьные экзамены экстерном, Виктор поступил в престижный математический вуз. Но с гордостью за ребенка у родителей росла и тревога за него — за его самочувствие, настроение, нездоровую полноту. Родители относились к сыну все с большим пиететом, отец даже освободил для него свой кабинет. Виктор же воспринимал самоотверженность окружающих как должное, не спеша откликаться на их заботу благодарностью или ответной поддержкой. Также он относился и к друзьям, не стремясь помогать товарищам, также относился и к женщинам, с легкостью меняя подруг. Виктор не пошел на похороны близкого друга, проигнорировал просьбу матери привезти лекарство тяжелобольному отцу, пришел навестить отца перед тяжелой операцией только для того, чтобы занять у него денег.
И во времена Макаренко, и сейчас некоторые родители решают сознательно растить одного ребенка, причем не из-за соображений собственного здоровья или благосостояния, а из-за уверенности в том, что только так можно вырастить исключительную личность. Зачастую результат оказывается обратным. Дело в том, что отношение родителей к единственному ребенку существенно отличается от отношений в семьях, где двое или более детей. По отношению к единственному чаду родители становятся более тревожными и беспокойными, боясь потерять весь смысл своей жизни, сосредоточенный в нем. В результате ребенок вырастает в душной атмосфере потакания, в которой рождается самый разнузданный эгоизм, разрушающий не только внутрисемейные отношения, но и счастье и будущее этого единственного и неповторимого ребенка. Такие дети просто не понимают, что может быть по-другому — что существуют интересы других людей, что заботиться надо и о ближних.
Негативным образом влияет на детей и отсутствие дома коллективного воспитания, хотя этот пробел дети так или иначе могут восполнить в школе или в других детских социальных группах. Но они лишены семейного опыта взаимных уступок, взаимного уважения, общей радости, сложных игр и даже обычного соседства. В случае если появление второго ребенка невозможно по медицинским причинам, Макаренко призывает взять ребенка из детского дома. Но не думать, что вы его облагодетельствовали, а понимать, что это приемный ребенок пришел на помощь вашей маленькой семье.
Ситуация 5.2.Для Екатерины Алексеевны семья была смыслом и центром жизни. Неработающая домохозяйка занималась домом и двумя детьми, пока ее муж неожиданно не ушел к другой женщине. До этого момента Екатерина Алексеевна идеализировала своего супруга, но развод высветил самые мелочные и подлые свойства характера бывшего мужа. Он перестал интересоваться детьми, выплачивал мизерные алименты, лишь изредка появлялся в жизни сына, подкупая мальчика новым перочинным ножиком или поездкой на машине. Дети тоже стали отдаляться от слабой и безвольно плывущей по течению матери. Женщине понадобилось время, чтобы обрести себя, встать на ноги, перестать переживать из-за статуса брошенной жены, отказаться от подачек мужа, тем самым вернув уважение детей. Екатерина перестала зацикливаться на собственных переживаниях и даже помогла соседке, которую избивал муж, направив письмо в местную газету. Таким образом она вновь обрела внутренний стержень, что позволило ее детям сплотиться вокруг самодостаточной матери и привлекло в ее жизнь новую любовь.
Надо беречь целостность семьи в любой ситуации и независимо от ее состава, как это получилось у Екатерины Алексеевны, уверен автор книги. В связи с рассказанными выше ситуациями 5.1 и 5.2 Макаренко анализирует «механические» и «химические» процессы разрушения семьи. «Механический» удар по семье происходит в результате смерти одного из членов семьи или вследствие развода родителей. Но в большинстве случаев семье удается пережить такой тяжелый удар и сохранить целостность — как в ситуации 5.2. Гораздо сложнее семье уцелеть вследствие «химического» разложения, описанного в ситуации 5.1. Оно происходит постепенно, разрушая отношения между близкими людьми, и приводит к настоящим личным катастрофам. Важно понимать, что целостность семьи может быть нарушена не только ушедшими из семьи родителями, но и жестокими родителями-деспотами, легкомысленными и мягкотелыми родителями.
Глава 6. Авторитет родителей и дисциплина в семье
Ситуация 6.1.Папа четырехлетнего Васи работает на заводе электромонтером. Он спокойный, жизнерадостный и обстоятельный. Когда отец приходит домой, он всегда внимательно общается с Васей, спрашивает про его дела, просит сына помочь убрать рабочую одежду. Он помогает ребенку проектировать строительство русла игрушечной реки и моста через нее. Когда Вася ошибается — ссорится с приятелем, проявляет жадность, — отец всегда объясняет сыну, где тот ошибся, но позволяет ребенку самому делать выводы из сложных ситуаций, самому исправлять ошибки и никогда не ограждает мальчика от общения со сверстниками и самых шумных дворовых игр. Отец Васи никогда не остается в стороне, если считает, что кто-то обижает слабых, например, он серьезно поговорил с отцом Васиного друга Мити, когда узнал, что тот бьет своего ребенка. Васиного отца уважают как взрослые, так и дети. К нему прислушиваются, а для Васи его мнение самое важное и авторитетное.
Ситуация 6.2.Семилетний Олег с отцом живут в том же дворе, что и Вася. Отец Олега работает начальником планового отдела, что наполняет его ощущением собственной значимости, подтверждения которой он ждет и от окружающих, особенно от членов семьи. Он очень любит рассуждать об отцовском авторитете. Дома у него есть собственный кабинет, куда может заходить только его жена. Обедает отец в одиночестве, с хмурым и серьезным видом отгородившись от близких газетой. Отец редко общается с детьми и не опускается до личного педагогического воздействия, но от его имени действует его жена, объясняя детям, что «Папа будет недоволен» или «Папа очень рассердится». Родители не разрешают Олегу играть в опасные дворовые игры, а когда мальчик все-таки ввязывается в игру, приходят разбираться с детьми, которые, по их мнению, обидели Олега.
Разумеется, авторитет в семье очень важен, но многие родители пользуются не реальным авторитетом, а его искусственно созданным суррогатом. Не может быть какого-то особого авторитета, сделанного специально для детей — авторитет либо есть, либо его нет. Его нельзя сформировать ни вызывающим только страх и ненависть домашним насилием, как пытался сделать отец Мити, ни претенциозными требованиями, как делал это отец Олега. Авторитет заключается в самих родителях, независимо от их взаимоотношений с детьми. И авторитет — это не какой-то особый талант, а совокупность поведения, привычек, чувств, устремлений и мыслей. Родители сами должны жить полной, насыщенной и честной жизнью, тогда дети будут с уважением относиться к ним. К тому же надо помнить, что ребенок — это живой человек, зачастую переживающий свои детские драмы намного острее, чем взрослые переживают свои. Заслуживающий уважения родитель должен видеть это и размышлять о насыщенной событиями жизни ребенка, а не оставаться в стороне, упиваясь собственным величием.
Ситуация 6.3. В семье Головиных уверены, что главное в отношениях между родителями и детьми — дружба, подразумевающая абсолютно равные взаимоотношения. Родители даже радовались, когда дети стали называть их по имени — Гришкой и Варькой. В результате дети стали общаться с родителями не просто панибратски и прямолинейно, но порой грубовато-вульгарно и пренебрежительно, абсолютно не прислушиваясь к их мнению и советам.
Отец и сын должны быть друзьями, а мать и дочь — подругами, это несомненно. Но отец обязан оставаться для ребенка отцом, а мать — матерью. То есть за родителями, до определенного возраста их детей, всегда остается функция воспитания. В ситуации панибратства и абсолютной дружбы качества родителя как педагога нивелируются, становится неясно, кто кого воспитывает. А иногда роль воспитателя и вовсе перетягивают на себя дети, поскольку взрослые честнее соблюдают правила игры в дружбу. В разумно организованной семье ни у родителей, ни у детей не должно быть сомнений, что взрослые имеют право формировать семейную дисциплину — но не криком или физическим насилием, а спокойным и деловым распоряжением. Детьми должна соблюдаться субординация, а родителям не надо прятать свою воспитательную лень за ложную дружбу.