Общая характеристика современного
МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обу-
чаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся.,
слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом
особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в
словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначе-
ние звука буквой выполняется после его выделения из слов и изу-
чения его звучания в разных словах.
Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков проис-
ходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Зву-
ковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический
метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмот-
рим основные принципы метода.
С точки зрения целей формирования личности.
1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи
воспитания реализуются через использование материалов букваря
и азбуки.
2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий
умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтез, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюде-
ний природы и окружающей жизни, требует высокого уровня со-
циального чтения.
С точки зрения психолого-лингвистической.
1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющий-
речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развивающих упражнений.
2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).
3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикули-
рованию звуков, развитию речевого слуха.
4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).
5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.
6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого
не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество
и последовательность, определяются связи между ними.
С точки зрения организационной.
1. Устанавливается определенная последовательность изучения
звуков и букв (по частотному принципу).
2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный
(основной) периоды обучения.
3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним.
4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грам-
матики, словообразования, орфографии (на практической основе).
С точки зрения приемов обучения.
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся
в связи со значительными различиями в их общем развитии и в
готовности к чтению и письму.
2. Введение элементов моделирования.
3. Использование моделей слогов, слов, предложений.
ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Основа метода — изучение живого произношения слова. В свя-
зи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и
буквы, который применяется в букварный период.
Анализ
1. Выделение из речи предложений,
2. Деление предложений на слова.
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова
для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), уста-
новление его характеристики: гласный или согласный, твердый или
мягкий согласный.
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов!
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или
по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнитель-
ные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым матери-
алом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приоб-
ретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приемов звукового анализа ставится задача
помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последователь-!
ность звуков в словах.
Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изу-
чения на данном уроке, может быть организовано такими слосо-
бами, как:
1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» —
звук [и]);
2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы,
или йотированного: ю-ла, я-ма;
3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — Ж-ж-ж-ж);
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наи-
менее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);
5) выделение согласного звука из открытого слога, преиму-
щественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша);
6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);
7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением
согласных (брат, грач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их коли-
чества, определение характера связи между ними, слогового соста-
ва является началом фонетического разбора, которому дети будут
обучаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с ис-
пользованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным ус-
ловием развития у детей фонематического слуха, умения произво-
дить слогозвуковои анализ звучащего слова, овладения продуктив-
ными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем
предлагаются следующие схемы.