Тыре последовательные ступени.

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают бы-

строй ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют ос-

новные приемы чтения слов, включающих слияние в разных пози-

циях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построе-

нию ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (не-

сколько текстов на одной странице), появляются стихотворные тек-

сты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие

учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техни-

ки чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия),

наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внима-

ния уделяется развитию связной речи (высказывания по картин-

ке, активизация и обогащение словаря). .

На четвертой ступени читают много разнообразных текстов,

при этом работа приближается к той, которая будет присутство-

вать на уроках классного чтения.

В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение урока внеклассного чтения.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ

КОМПЛЕКСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

()6учение грамоте организуется с помощью учебных книг: бук-

1 ч' I, который используется для обучения семилетних детей, и аз-

- 1 и - для обучения шестилетних детей.

Новым по сравнению с ранее действовавшими учебниками

I пук варе и азбуке является иная последовательность изучения

Пуков и букв. Их расположение основывается на принципе час-

тотности употребления звуков (букв) в русском языке: снач'а-

II используются наиболее употребительные (исключение сдела-

но для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и,

ниопец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет

значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс ста-

новления техники чтения. Появляется возможность проводить pa-

поту по развитию речи и мышления в связи с чтением и анали-

юм содержания текстов, выполнением специальных упражнений

над словом (логические упражнения, обобщения и классифика-

ция, наблюдения над многозначностью слов, антонимами, омо-

нимами, словоизменением и словообразованием), над предложе-

нием (составление предложений по вопросам, картинкам, схе-

мам, распространение предложений и др.), над связной речью

(составление рассказов по серии картинок, по аналогии с про-

читанным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по

вопросам и др.).

Материалы каждой страницы учебника объединены одной те-

мой, что направлено на систематизацию представлений детей об

окружающей действительности.

На каждый урок отводится две страницы букваря (развод,

рот азбуки), которые содержат текстовой материал: столбики

слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал

дополняется иллюстративным; предметными и сюжетными кар-

тинками. Предметные картинки используются для подбора сло-

ва, в процессе звукового анализа которого выделяется новый

звук, а также для проведения лексических и логических уп-

ражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смыс-

ла прочитанного, позволяют организовать работу по составле-

нию предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас-

сказывании на отдельных страницах специально помещены серии

рисунков.

3*

(5

Кроме текстового материала и иллюстраций букварь (азбукЯ

содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов Я

предложений, слоговые таблицы и лента букв), который

способствуют выработке техники чтения и развитию речи и

мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный занимательным

материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слове

скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала —I

воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку,

способствовать развитию их речи и мышления.

V Обучение письму является составной частью обучения грамоте.

Уроки письма проводятся на материале прописи, где представлены

образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и

предложений, а также содержатся упражнения, направленные на

развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма

нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно;

для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал!

с учетом возможностей своего класса.

«Дидактический материал к урокам обучения грамоте»

является важной составной частью комплекса пособий для обучения'

детей фамоте. Он дополняет букварные страницы разнообразным!

материалом, который открывает широкие возможности для''

проведения упражнений в анализе и чтении, обогащения словаря,

развития устной речи.

Дидактический материал построен по принципу вариантов I

букварных страниц, т.е. по звукобуквенному составу слов он

находится в строгом соответствии с теми страницами букваря, к

которым относится. В этих вариантных страницах содержатся только

те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет

работать по ним детям с разным уровнем подготовки.

Дидактический материал может быть целиком или выборочно

использован как на самом уроке, так и для домашнего

самостоятельного чтения и разбора.

Помимо учебной книги, дидактического материала и прописи

на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные

пособия.

Демонстрационные таблицы бывают следующих видов: J

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-

синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных

рассказов;

4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на

уроках письма.

< ишшые таблицы могут составляться по двум принципам:

|) ни основе гласного: ма, на, ра, та, ла, да, ка, ба;

ища основе согласного: на, ну, но, ны, ню, ни, не, ня.

< нотные таблицы могут включать слоги, составленные из букв,

ЦвННЫХ на момент данного урока:

м н р л с

А МА НА РА ЛА СА

0 МО НО РО Л О СО

У МУ НУ РУ ЛУ СУ

ы МЫ ны РЫ лы сы

и МИ ни РИ ли СИ

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и

Эбрнзования слов путем последовательного прочтения 2—3 слогов.

11чполно использовать прием договаривания прочитанного слога до

Ц1 пню слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с

i-армашками, в которые вкладываются карточки с буквами и

Клаками. Она используется как демонстрационное пособие и как

р|здаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная

1 (бука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв

составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из

вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами,

Которые также используются для составления слогов или слов, но

при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с

окошечками (3—5 отверстий). Между планками пропускаются ленты

с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического

упражнения в составлении слогов и слов из изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточ

ный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слс

и для составления слов из букв. Цель материала — помочь уча

щимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом моя

но считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недс

стающими слогами или буквами, карточки с предметными рису

ками и схемами слогозвукового состава слов и др.

5. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ

РАЗЛИЧНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Основным учебным пособием по обучению грамоте являете

букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организуй

деятельность учащихся, используя различные приемы и виды уп

ражнений.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль но

вой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ]

чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цель-

ный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользо

ваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблиц

слогов-слияний, можно предложить:

1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными,

объяснив причину различного прочтения;

3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать слог и договорить его до полного слова;

5) прочитать последовательно 2—3 слога так, чтобы получи

лось слово;

6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в

произнесенных словах, и др.

Столбики слов Служат для первичного чтения слов с изучае-

мым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические по-

меты, ориентиры, например:

со j с | ны ку I с 1т са | ни | та j p

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования,

например: /

стол — стул, стол — столы, стол — столик, рос — вырос.

Используя столбики слов, можно проводить различные упраж-

нения в чтении. .

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графичес-

ким пометам:

— Сколько слогов в слове?

— Прочитайте слияния.

Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

Прочитайте слово целиком.

' ' Ггеиие слов и объяснение их лексического значения.

! Чтение слов в прямом и обратном порядке.

•I Выборочное чтение слов: ;.,-'

- имена людей;

клички животных;

названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

- слова, обозначающие один или много предметов;

нары слов, противоположных по значению, и т.д.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

(>. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет

it несу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помогает из-

бежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е:

оЬсспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочи-

тывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по

Слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для

смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного ана-

лиза (установление количества предложений в тексте, количества

слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной

повой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми. В

связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут

проводиться различного рода упражнения и работы творческого ха-

рактера:

1) чтение по предложениям «цепочкой»;

2) Выборочное Чтение предложений в качестве ответов на воп-

росы, подписей к картинкам; \ ■

3) пересказ прочитанного объемного текста;

4) придумывание названия рассказу;

5) рассказывание по аналогии;

6) чтение текста и работа над выразительностью;

7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки со-

знательности чтения;'

i 8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, состав-

ление продолжения текста; ,

9) чтение текста и лексическая работа.

Сюжетные картинки используются для разъяснения содержа-

ния текста, организации работы по развитию связной речи детей.

С помощью сюжетных картинок можно провести различные уп-

ражнения:

1) ответы на вопросы (беседа);

2) составление предложений;

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинок используют для составления пред-

ложений по каждой из них с последующим объединением всех пред-]

ложений в связный рассказ.

Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда свя-

заны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначе-

ны для звуковой работы. Тогда их используют так:

— называют изображенный предмет и анализируют звуковой |

состав слова;

— называют предметы и сравнивают звучание слов, опреде-j

ляя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки несут в себе возможности для]

лексической работы. В этих случаях:

— называют предмет и объясняют его назначение;

— называют предмет и раскрывают его понятие;

— наблюдают явления многозначности слов;

— сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или

признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами.

Группы предметных картинок служат для таких словарно-ло-

гических упражнений, как:

— различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно

назвать все предметы?);

— упражнения в классификации (Какой предмет лишний и по-

чему?);

— сопоставление слова со звуковой схемой;

— обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?).

Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах бук-

варя, используются для аналитико-синтетической работы:

— звукового анализа слов с опорой на данную схему;

— звукового анализа слов и составления схемы;

— сопоставления звукового состава слова с несколькими схе-

мами и выбора соответствующей;

— анализа структуры предложения с опорой на схему или с

последующим составлением схемы;

— чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е.

«дочитывания» предложений;

— срставления предложений по схемам.

Во второй части букваря количество схем-моделей значитель-

но уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом

используются таблицы или подвижные модели.

; Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида.

Это может быть:

— перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и

сравнивание звукового состава слов;

прибавление к слову или исключение из него буквы (слога),

почтение и сравнение, объяснение лексического значения слов;

чамена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение зна-

чения слов;

составление слов из «рассыпных» букв или слогов;

составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог

предыдущего слова является первым следующего слова.

Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может

i.i.iii, выполнена в увеличенном масштабе для организации фрон-

I.\ш,ной работы с классом. Это пособие может использоваться на

и .и le закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут

ШТЬ различными:

— назвать все буквы;

— назвать гласные (согласные);

— назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

— назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звон-

кие, глухие);

— назвать парные согласные;

— назвать буквы, которые не обозначают звука;

— назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Разнообразие существующих приемов и видов упражнений по-

зволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени

отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню

подготовленности класса.

6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень вели-

ко, однако могут быть выделены общие основные требования ко

всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть

разделены на общедидактические и специальные.

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной

цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться

на данном уроке?); ;

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему

научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия

развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоя-

тельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной

активности, их мыслительного развития, какова будет степень за-

вершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с пре-

дыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по

данному разделу программы;

■II

---.

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и

приемов работы, вариативность работы над материалом, зависи-

мость выбора методических средств от характера материала и задач

обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой

характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их воз-

можностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и

мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный

подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от

учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся

учиться»), тем умениям, которые являются необходимым услови-

ем успешного обучения в школе.

Обязательны также некоторые другие дидактические требова-

ния: научность, доступность материала, систематичность и после-

довательность обучения и т.п.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в

следующих конкретно-методических требованиях:

1) неотъемлемым условием урока русского языка является за-

бота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная

с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная,

логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывеши-

вается в классе на стенах, на досках, должно быть безусловно

грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каж-

дый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному язы-

ку, к живому, яркому, выразительному слову;

2) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно

должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогаще-

ние, уточнение и активизация словаря, составление и анализ пред-

ложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пе-

ресказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды

работы тесно переплетены с другими — со звуковым анализом и

синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элемен-

тами являются также разнообразные приемы звукового и буквен-

ного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, к

письму, а также самостоятельные упражнения;

4) непосредственная работа по формированию умений и на-

выков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть

времени — примерно 2/3 урока; это значит, что на уроках чтения

нужно в основном читать, на уроках письма — писать (в объем

понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением,

а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над созна-

тельностью чтения; это же можно сказать о понятии «писать»);

\

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцо-

иый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленны-

ми, как правило, искусственно (из тех слов, которые первокласс-

ники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты

I. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других детс-

ких писателей — так осуществляется связь классного чтения с вне-

1 пассным, чтения — со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представ-

ляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает

школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжени-

ем предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюда-

лся такая последовательность).

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования

могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спла-

нированного или проведенного урока и как примерная «схема» ана-

лиза урока после его посещения и протоколирования (или анализа

плана, конспекта предстоящего урока).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте подробный план каждого раздела.

2. Почему современный метод обучения грамоте является звуко-

вым?

3. Почему современный метод обучения грамоте является

аналитико-синтетическим?

4. Назовите основные принципы современного метода обучения

грамоте.

5. Назовите этапы анализа в процессе изучения нового звука.

6. Назовите этапы синтеза в процессе изучения нового звука.

7. Перечислите способы организации выделения нового звука.

8. Назовите периоды обучения грамоте.

9. Сформулируйте цели подготовительного периода.

10. Какими понятиями овладевают первоклассники на первой

ступени подготовительного периода обучения грамоте?

11. Сформулируйте задачи основного периода обучения грамоте.

12. Какими знаниями овладевают первоклассники на основном

этапе обучения грамоте?

13. По какому принципу располагаются буквы в учебных книгах?

14. По какому принципу могут составляться слоговые таблицы?

15. Каково назначение различных материалов,- помещенных в

учебных книгах?

16. Как реализуется принцип психолого-лингвистических основ при

обучении грамоте?

17. Какие организационные принципы являются основой совре-

менного метода обучения грамоте?

18. Какова последовательность изучения нового звука и буквы?

■1!

ным [л'у] в первом слоге. Учитель сообщает: «Для обозначения звука

[у] и мягкости предшествующего согласного используется буква ю».|

2. На наборном полотне учитель выставляет несколько с/лого-]

вых карточек — слогов-слияний с гласной буквой ю: лю, нф, рю|

дю, тю. Учащиеся читают их и договаривают до целых слов.

3. Из разрезной азбуки составляется слово клюшка. Особое вни-

мание обращается на то, почему после буквы л надо поставите

букву ю, а не у: надо обозначить мягкость согласного звука [л'].

4. Чтение рассказа о хоккее. Смысловой анализ текста.

5. Составление рассказа о зимних играх и занятиях спортом по

аналогии с прочитанным. Выбор заголовка к рассказу.

6. Чтение стихотворения по букварю.

7. Работа по ленте букв: повторение гласных.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3

ВИДЫ СЛОВАРНО-ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ

Задание

Сформулируйте задания или вопросы различного типа, исполь-

зуя группу предметных картинок, подобранную вами.

Упражнения с группой предметных картинок классифициру-

ются по основным признакам:

— по характеру языкового материала (фонетика, лексиколо-

гия, грамматика и т.п.);

— по характеру умственной деятельности (анализ, синтез, клас-

сификация, группировка, сравнение, сопоставление и т.п.).

- ■ ■ '■ ; ; : :

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

План:

1: Задачи подготовительного периода.

2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подгото-

вительный период.

3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения

грамоте.

4. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период.

1. ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного

и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени.

Продолжительность подготовительного периода бывает раз-

личной, что связывается с уровнем готовности первоклассников

к обучению. При обучении семилетних детей (программа I—III)

подготовительный период длится более двух недель. Шестилетки

в своем психическом развитии существенно отличаются от детей

7 лет образностью мышления, ситуативностью речи, неустойчи-

востью внимания и восприятия и т.п. В связи с этим продолжи-

тельность подготовительного периода при обучении по програм-

ме I—ГУ около 6 недель.

Задачи подготовительного периода сформулированы в соответ-

ствии с результатами психологических наблюдений и содержанием

изучаемого материала. Назовем основные задачи этого периода.

1. Приобщение детей к учебной деятельности.

2. Выявление уровня готовности к обучению.

3. Обучение первоначальному анализу речи.

Решая задачи приобщения к учебной деятельности, учитель:

1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и

перемене;

2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку пе-

ред ответом, вставать при ответе;

4 — 3340

3) вырабатывает умения громко и четко отвечать;

4) приучает слушать учителя и выполнять его указания; /

5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;/

6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетра-

дью, ручкой и другими учебными средствами.

Выявление степени готовности к обучению — задача, которая

решается учителем при записи детей в школу и в первые дни обу-

чения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки не-

обходимо для правильной организации обучения грамоте. Знаком-

ство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на

вопросы, рассказывают о чем-нибудь. Для учета результатов этой

работы можно рекомендовать следующую схему.

1. Умение читать: /

— читает целыми словами;

— читает по слогам;

— читает по буквам;

— знает больше половины букв, но не читает;

— знает менее половины букв;

— знает лишь отдельные буквы.

2. Умение писать:

— умеет писать все буквы;

— пишет слова (печатными или письменными буквами);

— вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

— изображает букву по элементам, не нарушая последователь-

ности начертания;

— умеет писать лишь некоторые буквы;

— не умеет писать вовсе.

3. Готовность к звуковому анализу:

— правильно угадывает ударный слог (или звук);

— делит слова на слоги;

— выделяет звук в слове или слоге;

— произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов

произношения);

— громкость речи;

— дикция.

4. Устная связная речь:

— знает стихотворения, читает наизусть;

— знает й умеет рассказывать сказки;

— может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов,

более 10 слов, односложный ответ из 2—3 слов).

5. Синтаксис речи:

— четкость построения предложений;

— простые предложения;

— сложные предложения;

полные или неполные предложения;

г ошибки в построении предложений и связи слов в

предложении,

6. Лексика:

- богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;

— наличие повторов слов;

— точность, правильность употребления слов;

— типичные недочеты словоупотребления.

Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каж-

пом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или

иифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в

целях получения «усредненных» характеристик для выбора мето-

дики общеклассной работы на уроке.

2. КРУГ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, УСВАИВАЕМЫХ

ДЕТЬМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквен-

ная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изуча-

ются гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у. Все уроки на этих

ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.

На безбуквенной ступени:

1) дети овладевают такими представлениями и терминами, как

речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква,

слияние Гласного с согласным;

2) начинается простейшее моделирование: с помощью схем

дети обучаются анализировать и строить предложения, слова,

слоги;

3) происходит знакомство с учебной книгой — букварем (аз-

букой) и средствами письма;

4) в результате аналитико-синтетических слогозвуковых уп-

ражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение

для формирования представлений о звуковой природе речи и зву-

ковом строе.

На второй ступени вводятся первые гласные:

1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у];

2) изучаются гласные буквы а, о, и, ы, у;

3) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах,

написание которых соответствует их произношению;

4) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и

грамотному письму на основе звукового состава слова;

5) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, по-

лучают представление о слогообразующей роли гласных звуков;

6) ведется работа по активизации словаря детей.

4*

3. ВИДЫ РАБОТ УЧАЩИХСЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся |

усваивают важнейшие языковые понятия.

Речь. Предложение. Ответы на вопросы; составление предло-

жений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным

картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет

предложений, Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по вос-

приятию, по памяти, по картинке.

Слово. Введение в активный словарный запас ребенка новых слов.]

Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, иг-]

рушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей.

Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы.

Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речево-

го потока, составление предложений. Выделение слов в предложе-

нии. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение

звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог.

Произнесение отдельно взятых гласных и согласных звуков, слия-

ние гласных с согласными, произнесение слогов.

Порядок ознакомления с важнейшими понятиями рассмотрен

в «Дидактическом материале № 1».

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

~. Уроки в начальный период обучения грамоте строятся с уче-5

том особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго

заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходи-

мо менять виды деятельности детей каждые 10—15 мин. Вместе с

тем занятия на каждом этапе урока должны подчиняться единому

плану и цели урока. *.

Работа на уроке организуется таким образом, чтобы рассказ и

беседа сменялись активными действиями детей, В том числе, и фи-

зическими упражнениями.

Примерные варианты уроков по «Букварю» и «Азбуке»

В.Г. Горецкого рассмотрены в «Дидактическом материале № 2».

Основными средствами, используемыми на уроках, являются:

— учебная книга «Букварь» или «Азбука»;

— схемы-модели для звукового анализа;

— сюжетные и предметные картинки.

На уроках предусматриваются занимательные и игровые мо-

менты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсцени-

ровка, творческое свободное рисование на сюжет сказки, расска-

зы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.

Примерная структура урока обучения чтению в подготови-

ПЬНЫЙ период обучения грамоте такова:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение изученного материала.

4. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

5. Звуковой анализ, объяснение нового материала.

6. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

7. Итог урока.

8. Задание на дом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте подробный план каждого раздела.

2. Сформулируйте задачи подготовительного периода.

3. Сформированность каких умений необходимо выявить в первые

дни ребенка в школе?

4. В процессе какой работы усваивают первоклассники понятия

«речь» и «предложение»?

5. Какая работа со словом ведется в подготовительный период

обучения грамоте?

6. Какие виды чтения присутствуют на уроках в добукварный период?

7. Какие фонетические и грамматические упражнения проводятся

в подготовительный период?

8. Составьте список терминов и понятий, которыми овладевают

учащиеся в подготовительный период обучения грамоте.

9. Как предупреждается переутомление первоклассников на

уроках?

10. Какие основные виды работы чередуются на уроке обучения

грамоте?

11. Какие средства обучения используются на уроках в под-

готовительный период?

12. Назовите этапы урока обучениячтению.

13. Каковы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

. на конец добукварного периода?

14. Перечислите основные требования к уроку в подготовительный

период.

15. Объясните термины и понятия:

активный словарь слог-слияние

дикция . структура урока

рассказывание по восприятию уровень готовности

рассказывание по картинке урок закрепления

рассказывание по памяти урок объяснения

речевой поток учебная деятельность

словарный запас этапы урока

слогозвуковые упражнения языковая подготовка

S3

Наши рекомендации