Тема № 7. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Занятие 7/1. Лекция

Научно-теоретические основы педагогики.

Задачи педагогики

Учебные вопросы

Предмет, объект и методы педагогики.

Задачи педагогики.

Педагогика в дословном переводе с греческого языка означает «детовождение». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. вос­питывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. И только во второй половине XX века возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее: это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, так как включает обучение, воспитание в узком смысле слова, образование, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Докажем, что педагогика – это наука.

1. Педагогика возникла из потребностей общества. Для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область науки — педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей; и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

2. Педагогика имеет свой объект и предмет исследования. Объект педагогики – человек развивающийся. К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Педагогика изучает человека, при этом аспектом изучения являются педагогические явления и педагогические факты. Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и обучающихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Итак, изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на воспитание человека.

Предмет исследования – это воспитание человека как особая функция общества, это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

3. Педагогика имеет собственный категориальный аппарат: к числу ос­новных понятий (категорий) относятся воспитание, образование, развитие, обучение, формирование, педагогический процесс.

4. Педагогика выработала свои методы исследования. Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

5. Педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

Педагогика – развивающаяся наука. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания, обучения и образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов и др.

6. В результате развития педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различныеотрасли.

Таблица 12

Отрасли педагогики

История педагогики   Общая педагогика Военная педагогика
Семейная педагогика   Социальная педагогика
Дошкольная педагогика
Школьная педагогика Юридическая педагогика
Педагогика средней специальной школы Педагогика управления
Педагогика высшей школы Превентивная педагогика

Военная педагогика интегрирует в себе данные тех наук, которые рассматривают различные аспекты формирования личности военнослужащего, задачи по повышению готовности частей и подразделений войск гражданской обороны.

7. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Непосредственные связи у педагогики с физиологией. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Для педагогики данные психологии выступают в качестве основы, научно раскрывающей закономерности психической деятельности человека в условиях профессиональной деятельности. И поэтому не случайно педагогические исследования, опирающиеся на данные психологии, достигают более высокого научного уровня и приносят большую пользу практике профессиональной подготовки специалистов.

Философия, политология, социология помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика.

Наши рекомендации