Тема № 7. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Занятие 7/1. Лекция
Научно-теоретические основы педагогики.
Задачи педагогики
Учебные вопросы
Предмет, объект и методы педагогики.
Задачи педагогики.
Педагогика в дословном переводе с греческого языка означает «детовождение». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. И только во второй половине XX века возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее: это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, так как включает обучение, воспитание в узком смысле слова, образование, развитие.
Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.
Докажем, что педагогика – это наука.
1. Педагогика возникла из потребностей общества. Для того чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область науки — педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей; и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.
2. Педагогика имеет свой объект и предмет исследования. Объект педагогики – человек развивающийся. К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Педагогика изучает человека, при этом аспектом изучения являются педагогические явления и педагогические факты. Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и обучающихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Итак, изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на воспитание человека.
Предмет исследования – это воспитание человека как особая функция общества, это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
3. Педагогика имеет собственный категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся воспитание, образование, развитие, обучение, формирование, педагогический процесс.
4. Педагогика выработала свои методы исследования. Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
5. Педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.
Педагогика – развивающаяся наука. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания, обучения и образования; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов и др.
6. В результате развития педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различныеотрасли.
Таблица 12
Отрасли педагогики
История педагогики | Общая педагогика | Военная педагогика |
Семейная педагогика | Социальная педагогика | |
Дошкольная педагогика | ||
Школьная педагогика | Юридическая педагогика | |
Педагогика средней специальной школы | Педагогика управления | |
Педагогика высшей школы | Превентивная педагогика |
Военная педагогика интегрирует в себе данные тех наук, которые рассматривают различные аспекты формирования личности военнослужащего, задачи по повышению готовности частей и подразделений войск гражданской обороны.
7. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
Непосредственные связи у педагогики с физиологией. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека: развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Для педагогики данные психологии выступают в качестве основы, научно раскрывающей закономерности психической деятельности человека в условиях профессиональной деятельности. И поэтому не случайно педагогические исследования, опирающиеся на данные психологии, достигают более высокого научного уровня и приносят большую пользу практике профессиональной подготовки специалистов.
Философия, политология, социология помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания.
Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов, помогая постичь свой предмет во всех его связях.
У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика.