Конфликты в коллективе и пути их разрешения
Наша жизнь полна противоречий и столкновений. Конфликты постоянно возникают между членами семьи, между частными лицами и организациями, между представителями государственных, политических, общественных структур и т. п.
Конфликтов невозможно избежать ни в какой сфере деятельности, поэтому военнослужащему важно знать, что представляет собой конфликт как социально-психологическое явление, какова его природа, причины возникновения, какой должна быть стратегия поведения в конфликтной ситуации.
В последнее время проблемами конфликта занимаются представители различных дисциплин: военных наук, исторических наук, педагогики, правоведения, психологии, философии, социологии.
В 50 - 60 гг. 20 века начала складываться новая междисциплинарная область знания, которая получила название «Конфликтология».
Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах, приёмах их конструктивного регулирования.
Слово конфликт заимствовано из латинского языка и означает столкновение.
Конфликт – высшая степень разногласий между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица и группы.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
В результате разрешения конфликта возможны разные последствия: исчезновение всех участников конфликта, их деградация, потеря основных позиций, победа одной стороны и уничтожение другой, объединение участников и появление на этой основе новой, более адаптированной структуры.
Если конфликт помогает выявить разнообразные точки зрения, даёт дополнительную информацию, то это – созидательный (функциональный) конфликт.
Если в результате конфликта не происходит достижение целей организации в целом и удовлетворение потребностей отдельной личности, то он является разрушительным (дисфункциональным) и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества.
Функции и типы конфликтов
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Позитивные функции:
· выявление проблем;
· разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
· получение новой информации об оппоненте;
· сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
· стимулирование к изменениям и развитию;
· диагностика возможностей оппонентов.
Негативные функции:
· большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
· увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
· чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
· после прекращения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива;
· сложное восстановление деловых взаимоотношений («шлейф конфликта»).
Для того чтобы управлять конфликтами, надо знать причины их возникновения, какими они бывают, как возникают и как их можно устранить.
Причины конфликтов:
· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
· взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;
· плохие коммуникации.
Довольно подробная характеристика причин конфликтов содержится в учебнике А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова «Конфликтология».
Приведём названную классификацию.
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
· Структурно-организационные причины.
Несоответствие структуры организации решаемым задачам (ошибки допущены при проектировании структуры организации).
· Функционально-организационные причины.
· Не отлажены функциональные связи организации с внешней средой, между отдельными работниками.
· Личностно-функциональные причины.
Неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
· Ситуативно-управленческие причины.
Ошибки, допускаемые руководителем и подчинёнными в процессе решения управленческих задач.
Организационно-управленческие факторы, по данным исследований, являются причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, включением их в социальные группы.
· Потери и искажение информации в процессе межличностной и групповой коммуникации.
Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами не выражается, часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека.
· Несбалансированное ролевое взаимодействие людей.
· Разный подход к оценке одних и тех же событий.
Партнёры по взаимодействию подходят к проблеме с разных сторон. Люди болезненно относятся к точкам зрения, которые отличаются от их собственных.
· Выбор разных способов оценки результатов деятельности.
Оценивая других, люди часто ориентируются на идеал, а не на тех, кто выполнил эту работу отлично, свои же результаты работник оценивает по сделанному, сравнивая с теми, кто выполнил подобную работу хуже.
· Внутригрупповой фаворитизм.
Предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.
· Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми.
· Желание получить от окружающих больше, чем отдавать им.
· Стремление к власти.
Личностные причины конфликтов вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия.
· Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого.
В процессе взаимодействия у человека существует определённый диапазон вариантов ожидаемого поведения со стороны партнёра, если поведение партнёра оценивается как недопустимое, то возникает конфликт.
· Низкая конфликтоустойчивость.
Человек не обладает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.
· Плохо развитая способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию.
· Неадекватный уровень притязаний.
Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, следствием заниженной самооценки является повышенная тревожность, неуверенность в своих силах.
· Некоторые психологические особенности характера личности.
Агрессивность, некоммуникабельность, демонстративность, стремление быть в центре внимания, раздражительность, пренебрежение интересами окружающих.
Структура конфликта
Конфликт представляет собой сложную взаимосвязанную систему и динамически развивающийся процесс. В каждом конфликте выделяются такие составляющие, как предмет конфликта, его участники, условия протекания, мотивы сторон, их цели и позиции.
Предмет конфликта – это то противоречие, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство, проблема, которая служит основой конфликта.
Участниками конфликта называются все лица, имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Среди них выделяются основные участники, т. е. главные противоборствующие лица, стороны, которые активно выступают друг против друга. Чаще всего их называют оппонентами.
Важную роль в конфликте играют так называемые группы поддержки, которые стоят за оппонентами. Наличие таких групп в значительной степени определяет широту конфликта и его исход.
К другим участникам относят лиц, оказывающих эпизодическое влияние на ход конфликта.
Условия протекания конфликта – это микро- и макросреда, в которой развивается конфликт, социальное окружение его участников.
Мотивы сторон – это побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Различают мотивы явные и скрытые.
Цели сторон – то, чего добиваются конфликтующие стороны, предмет стремления оппонентов. Различают стратегические и тактические цели.
Позиции участников конфликта– это отношение оппонентов к конфликтной ситуации, проявляющееся в поведении и поступках.
Типы конфликтов с точки зрения конфликтной ситуации:
· конфликт целей;
· конфликт во взглядах, идеях;
· чувственный конфликт – различие чувств и эмоций, лежащих в основе отношения личностей друг к другу.
Источники конфликтов:
· факты;
· ценностные понятия;
· противоборствующие интересы;
· нематериальные источники (усталость).
Типология конфликтов
В научной, справочной и методической литературе описываются разнообразные классификации конфликтов на основе их существенных признаков. Одним из таких признаков является характер субъекта конфликта. В качестве субъекта может выступать отдельное лицо, группа лиц , организации, государства. По этому основанию выделяют конфликты внутриличностные и социальные. Вот так выглядит эта классификация в учебнике «Конфликтология» А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова.
Таблица 10
Конфликты | |||
Социальные | Внутриличностные | ||
Межличностные | Между личностью и группой | Между «хочу» и «не могу» | Между «могу» и «не могу» |
Между малыми социальными группами | Между средними социальными группами | Между «хочу» и «не могу» | Между «нужно» и «не могу" |
Между большими социальными группами | Межгосударственные | Между «хочу» и «не нужно» | Между «нужно» и «не могу" |
Между отдельными государствами и между коалициями государств |