Кафедра Психологии и педагогики
О. А. Овсянникова
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Учебное пособие
Москва
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент Боброва С.В. ;
доктор педагогических наук, профессор Антонова Е.С.
Овсянникова О. А.
Изучение основпсихологии и педагогики с использованием компетентностного подхода: Учебное пособие. – Москва: МГГЭИ, 20013. – 142 с.
Автор в учебном пособии в соответствии с учебной программой и тематическим планом дисциплины «Психология и педагогика» рассматривают теоретические и прикладные вопросы психологии педагогики.
Овладение психологическими и педагогическими знаниями поможет будущим специалистам в достижении вершин в реализации жизненной стратегии и успешном развитии и использовании потенциала своей личности. В пособие включены материалы, которые окажутся полезными студентам в процессе познания себя, окружающих их людей, а в будущем: психологические тесты, задания, направленные на усвоение социометрии – методики исследования взаимоотношений в коллективе. Пособие нацелено на формирование у будущих специалистов умения методологически верно строить процесс обучения и воспитания, на основе научных знаний организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования.
Пособие адресовано студентам Московского государственного гуманитарно-экономического института.
© МГГЭИ, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема № 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ…………..........................................................................................3
Занятие 1/1.Лекция. Предмет психологии, ее задачи и методы………..…..3
Занятие 1/2. Семинар. Актуальные проблемы психологии………………...…..........................................................................7
Тема № 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………..20
Занятие 2/1. Лекция. Социально-психологическая характеристика
личности……………………………………………...……..……….….... 20
Занятие 2/2. Лекция.Познавательные процессы личности
и их характеристика …………………….........……………………....… 36
Занятие 2/3. Практическое занятие. Индивидуально-психологические
особенности личности …………………………………………………..57
Тема № 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ…………...… 69
Занятие 3/1. Лекция. Психические состояния личности и управление
ими в различных условиях…………………………………………….. 69
Занятие 3/2. Семинар. Психические состояния личности ………………….94
Тема № 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА…………………………...104
Занятие 4/1. Лекция. Психологические основы формирования
профессионального мастерства………………………………………...104
Занятие 4/2. Практическое занятие. Психологические основы
формирования профессионального мастерства…...…………..…….…115
Тема № 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОЛЛЕКТИВА………………………………………………...……..…116
Занятие 5/1. Лекция. Социально-психологическая характеристика
коллектива………………………………………………………….…..116
Занятие 5/2. Лекция. Психологические основы работы с коллективом…..............................................................................................127
Занятие 5/3 Практическое занятие. Психологические основы общения в коллективе….............................................................................................138
Занятие 5/4. Семинар. Психология коллектива………...……...………..143
Занятие 6/1. Лекция. Психология межличностного общения……………..
Занятие 6/1. Семинар. Особенности межличностного общения в коллективе……………………………………………………………………….
Тема № 7. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.
СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ ПЕДАГОГИКИ ГО.…………………….……. 3
Занятие 7/1. Лекция. Научно-теоретические основы педагогики. Задачи
военной педагогики………………………………….…………….……. 3
Занятие 7/2. Семинар. Научно-теоретические основы педагогики………... 15
Тема № 7. Процесс обучения и его характеристика……………………………………………………...... 16
Занятие 8/1. Лекция. Процесс обучения ………………………..……….... 16
Занятие 8/2. Лекция. Методическая система обучения ……..………....… 45
Занятие 8/3. Семинар. Принципы, методы и формы обучения………………………………………………………………………. 58
Тема № 9. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. 59
Занятие 9/1. Лекция. Содержание и структура процесса воспитания……………………………………………………………………….59
Занятие 9/2. Лекция. Система методов воспитания………………………… 68
Занятие 9/3. Семинар. Пути повышения эффективности процесса
воспитания ………………………….…………………………………... 81
Тема № 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ…………………………………………… 82
Занятие 10/1. Лекция. Профессиональное самосовершенствование ……… 82
Тема №1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Занятие 1/1.Лекция
Предмет психологии, ее задачи и методы
Учебные вопросы
Психология как наука и ее предмет.