Кафедра педагогики и психологии

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Факультет математики, физики и информатики

Кафедра педагогики и психологии

Отчет по педагогической практике,

пройденной в школе ГБОУ СОШ г. Нефтегорск, Самарской области

студентки 4 курса

Войтюк Анна Михайловна

Руководитель: доцент кафедры
психологии и педагогики
к.пс.н. Бусыгина Т.А.
Дата сдачи_____________
Оценка________________

Самара – 2017

Для составления психологической характеристики мною была выбрана ученица 7 класса Арина. Ей 14 лет. Девочка имеет обычное телосложение, высокий рост. У нее опрятный внешний вид, не всегда внимательна в работе. В основном ходит в спортивной майке, джинсах и кедах. Никаких заболеваний не имеет. Физическое состояние в норме. Любит танцевать.

Арина воспитывается в полной семье. Папа – работает в нефтянной сфере, мама – находится в дикрете. Ее родители в равной степени принимают участие в воспитании, у нее есть младший и старший братья. Систематически посещают родительские собрания и периодически мероприятия, приводящиеся в школе. Арина большое количество времени проводит на улице с друзьями, находясь дома, она обычно помогает по дому.

В семье Арины преобладает демократический тип воспитания. Ребенку предоставлено право выбора, право решать, как распланировать свое рабочее время и досуг.

На уроках Арина является достаточно активной ученицей, предпочитает отвечать на вопросы учителя с места, но с неохотой выходит к доске. Она в быстро усваивает материал, но когда проходит достаточное количество дней она благополучно его забывает, не всегда делает записи по ходу урока.

Арина согласилась пройти со мной ряд тестов, при прохождении которых она была внимательна и ответственна.

На основании проведенного теста (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), было отмечено, что устойчивость внимания средняя и равномерная на всём протяжении прохождения теста. Таким образом, сопоставляя количество просмотренных букв, с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод, что испытуемая, по мере своей внимательности пыталась найти большее количество нужных ей букв за отведённое время, но так как она работал на скорость, ее работа не была такой продуктивной.

По результатам следующего теста (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) установлено, что слуховой и моторно-слуховой тип памяти развиты одинаково, так же комбинированный и зрительный развиты лучше всего и на одинаковом уровне.

При исследовании особенностей мыслительных операция ученица быстро отвечала на опросы, находя их сходства и различия, но в некоторые моменты она затруднялась ответить и ей требовалось больше времени (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Для выполнения этого задания ученице потребовалось не так много времени, так как она быстро находила их сходства и различия. Это указывает на то, что хорошо развиты умственные качества, такие как анализ, синтез и обобщение.

При исследовании скорости протекания мыслительных процессов ученица затруднялась в составлении слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Из 50 слов с пропущенными буквами, ученица написала 33 слова за 5 минут. На каждое слово Арине потребовалось примерно 6 секунд, что указывает на хорошую скорость протекания мыслительных процессов.

По результатам следующего теста (тест Липпмана) для исследования логических закономерностей можно сделать вывод, что у ученицы средний уровень логического мышления. На выполнение задания Арине потребовалось 9 минут, она допустила 4 ошибки.

Арина учится в среднем хорошо, имея оценки 4 и 5. Особые трудности возникают в изучении физики и геометрии. К учебе относится равнодушно, но домашнее задание выполняет вовремя. На замечания и неудовлетворительные оценки Арина реагирует серьезно и видно, что она огорчёна. Из предметов Арине нравится русский, литература и информатика.

При диагностике учебной мотивации у Арины выявлены следующие мотивы: благополучия, избегания неудач, достижения успеха, мотив общения,

Тест Н. Айзенка (тип №30 Э: 17 – 20, Н: 13 – 16) показал, что человек очень гордый, стремится к первенству. Стремится к лидерству во всем. Энергична, упорна. Спокойная, расчетливая. Любит риск, непреклонна в достижениях.

Арина старается участвовать в общественной жизни класса и школы, периодически учавствует во внутришкольных и областных конкурсах.

В этой школе Арина учится с первого класса. У нее хорошие отношении с учителями. С ребятами из своего класса она также учится с первого класса. Среди своих одноклассников у нее много друзей и товарищей.

Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником

Неграмотность Небогатый словарный запас · Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова · Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа · Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников · Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка · Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи · Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов · Стимулировать речевую активность · Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение · Играть в развивающие речь игры · Помогать в работе с текстами, учить выделять главное · Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи   · Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ · Учить стихотворения и поэмы · Читать познавательную и художественную литературу · Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их · Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью
Внимание Слабая концентрация Отвлечения · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока · Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка · Устанавливать сроки для работы · Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке · Выполнять интересные упражнения для развития внимательности · Выделять в окружающих явлениях, предметах детали · Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания · При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)
Сверхчувств ительное отношение к неудачам · Избегать публичной критики · Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы · Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками · Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание. · Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка · Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию · Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации · Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся · Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней · Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика изучения устойчивости внимания

Результаты:

S – 2010

G – 168

O – 33

Показатель Время в минутах
 
А=0,83 0,83 0,81 0,84 0,81 0,96 0,83 0,79 0,83
Е=1680 1668,3 1628,1 1688,4 1628,1 1929,6 1668,3 1587,9 1668,3

Кафедра педагогики и психологии - student2.ru

Кафедра педагогики и психологии - student2.ru

Методика диагностики типа памяти

Тип памяти Количество слов в ряду Количество правильно воспроизведенных слов Коэффициент памяти С = А/10 * 100%
Слуховой 60%
Зрительный 70%
Моторно-слуховой 60%
Комбинированный 70%

Методика выявления особенностей мыслительных операций

Протокол

Список пар слов-понятий Сходства Различия
1. стол-стул Мебель Стол больше стула
2. корова-лошадь Парнокопытные Лошадь – без рогов, а корова с рогами
3.трамвай-автобус Транспорт Трамвай ездит от электричества, а автобус нет
4. озеро-река Водоём Озеро – стоячая вода, река – течет
5. река-птица Заканчиваются на букву а Птица – одушевленный предмет, река – нет
6. дождь-снег Осадки Снег – замерзшая вода, а дождь - жидкая
7. поезд-самолет Транспорт Поезд – ходит по рельсам, а самолет – летает по воздуху
8. ось-оса Одинаковое количество букв в слове Слова заканчиваются на разные буквы
9. обман-ошибка Неправильные суждения Обманывают намеренно, а ошибаются случайно
10. яблоня-вишня Деревья У вишни мелкие плоды, а у яблони большие
11.ботинок-карандаш Неодушевленные предметы Выполняют разные функции
12. мальчик-человек Одушевленный предмет Человек – общее понятие, а мальчик х конкретное
13. молоко-вода Жидкости Молоко дает корова, а вода берётся из-под земли
14. ветер-соль - Соль можно попробовать на вкус, а ветер нельзя
15. сани-телега Можно что-либо перевозить Сани – на лыжнях, телега – на колёсах
16. воробей-курица Птица Воробей – летает, а курица – не летает
17. дуб-береза Дерево На дубе растут жёлуди, а на берёзе нет
18. картина-портрет Можно нарисовать Портрет – изображение человека, а картина нет

Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов

Список слов:

Перо Дерево Пилка Э-о-ок С-я-о-ть
Гора Замок О-р-г К-н-а К-с-а-ник
Поле Камень К-р-он С-е-ло Учитель
Коса Сарай Зерно Крыса Апельсин
Тело Повод Восток Трава С-а-ц-я
Пуля Холод Сугроб К-у-ка Чернила
Вера Песок Вутка Скалка Капуста
С-ла К-э-л П-д-ак Т-у-а Р-а-о-ть
Даша Зелень Парка Скала С-е-о-а
Река Телега Балкон П-е-а К-н-о-а

Время на выполнение 5 мин. Из 50 слов составлено 33, следовательно, на каждое слово было потрачено 300/50 сек.= 6 сек.

Наши рекомендации