Основные типы компьютерных обучающих программ
Типы программ | Назначение | Психолого-педагогические особенности использования |
Репетиторские | Организуют усвоение учебного материала через отработку умений, возможно получение справок и указания на допущенные ошибки | Позволяют многократно осуществлять необходимые действия, отрабатывать практические умения и приложение знаний к той или иной ситуации |
Моделирующие | Овладение знаниями, умениями и навыками осуществляется за счет активного «включения» учащихся в те процессы, которые нельзя прямо наблюдать непосредственно в повседневной жизни | Учащийся может многократно наблюдать функционирование того или иного процесса, изменять значения переменных и наблюдать результаты |
Демонстрационные | Позволяют наблюдать явления в статике, в динамике, использование графиков, рисунков, анимации | Реализуют принцип наглядности в обучении |
Контролирующие | Определение уровня знаний и умений учащихся | Целесообразно применение на этапе контроля и подведения итогов овладения тем или иным тематическим разделом |
Справочно-информационные | Получение новых сведений о тех или иных объектах, уточнение представлений, быстрый поиск и получение необходимой информации | Желательно использование этих программ при изучении нового материала, при самостоятельной работе над проектом |
Комбинированные | Объединяют два-три других типа программ | Учащийся, получив новые сведения по проблеме и отработав их, может осуществить самопроверку |
Но несмотря на широкие возможности компьютерных обучающих программ, учитель все-таки остается главной фигурой урока. Вопрос о замене компьютером (или фильмом) учителя не ставится. Учитель лишь на время передает часть функций техническим средствам обучения. Важным воспитательным аспектом использование ТСО является воспитание социальной ответственности. Люди склонны списывать свои ошибки и недостатки на компьютерные системы. Несомненно, в плане доступности информации, ее увлекательности компьютерные технологии обучения имеют ряд привлекательных моментов, в частности.
¨ Доступность, наглядность содержания, при котором нет нужды долго о чем-то думать и что-то осмысливать.
¨ Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, ее накопление, тиражирование.
¨ Сильные эмоции, переживаемые учащимся. Необычная ситуация держит пользователя в постоянном напряжении.
¨ Облегченность осуществления диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).
¨ Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
¨ Повышаются возможности индивидуализации обучения - за счет подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний по отношению к конкретному учащемуся.
¨ Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.
¨ Компьютерные технологии создают новые возможности в дистанционном образовании. Раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних. Сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию ограничен (например, инвалидов).
Вместе с тем, компьютеры не являются панацеей для учебной деятельности. К проблемам, которые порождает использование компьютеров, относят:
¨ сужение поля творческой активности учащегося (жестко задана последовательность действий, задан результат, то есть алгоритм);
¨ умственная деятельность человека не должна копировать машину (из-за излишней алгоритмизации деятельности);
¨ блокируется образное мышление (отправной пункт творчества);
¨ излишняя индивидуализация обучения;
¨ формирование у учащихся малообоснованной уверенности в беспредельных возможностях компьютера, граничащей с отказом от самостоятельных усилий;
¨ нежелательное использование доступной информации (например, ученик вместо самостоятельного написания реферата находит готовую работу в Интернете или на компакт-диске);
¨ компьютер может быть использован не только в учебных целях, его использование может привести к компьютерной зависимости (зависимость от компьютерных игр и Интернет-зависимость);
¨ гигиенические ограничения (ребенку за монитором рекомендуется непрерывно заниматься не более 15-20 минут из-за вредоносного воздействия магнитных полей, утомления зрения и т.п.);
¨ затраты дополнительного времени и труда педагога, поскольку использование компьютеров требует высокой квалификации.
Итак, ТСО и ЭВМ выполняют разнообразные функции в учебном процессе, но главным его элементом остается творчество учителя. С помощью ТСО наиболее целесообразно решать следующие задачи:
¨ повышение эффективности процесса обучения;
¨ расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
¨ получение информации об изучаемом явлении, процессе, объекте;
¨ ускорение передачи научной информации;
¨ оказание помощи преподавателю в интенсификации процесса обучения за счет сокращения времени на раскрытие, изложение сложных явлений, построение графиков, схем;
¨ повышение наглядности, обеспечение лучшего, более глубокого усвоения предмета, развитие познавательной активности обучаемых.
Рис.10.1. Психолого-педагогические проблемы, порождаемые использованием компьютеров в обучении
Применение технических средств обучения улучшает дидактические условия процесса учения, расширяет дидактический инструментарий, с помощью которого преподаватель управляет процессом обучения, усиливает информативность процесса обучения. Одна из главных предпосылок успешности применения ТСО – соответствующие условия организации учебного процесса, навыки и умения обучающих.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите технические средства опосредования обучения в порядке их появления.
2. Каков психологически особенности латентного научения?
3. На каких стадиях учебного процесса компьютеры могут быть применены наилучшим образом?
4. Какие педагогические проблемы порождает использование компьютеров в обучении? Можно ли предупредить их появление?
5. В чем заключается феномен экранного пространства и экранного времени?
6. Возможно ли использование ресурсов сети Интернет для обучения? Какие учебные задачи лучше всего решать таким образом?
7. Может ли компьютер заменить учителя в процессе обучения?