Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
Подростковый возраст по единому мнению, как психологов, так и педагогов вполне заслуженно считается одним из самых сложных именно в плане обострения в системе межличностных отношений подросток – взрослый (педагог, родитель, воспитатель). Принято считать, что это в первую очередь обусловлено кардинальным изменением отношения подростка к самому себе и миру. Восприятие себя как личности, равной по большому счету взрослым, в то же время стремление подтвердить собственную взрослость, доказать свою самостоятельность и независимость достаточно часто могут приводить к возникновению противоречий с учителем, мнение которого в начальных классах безоговорочно считалось окончательным и не подвергалось сомнению. Кроме этого, формирование собственной системы оценок и ценностей, потребность иметь личную точку зрения играет не последнюю роль в некоторых случаях в создании детьми среднего школьно возраста конфликтных ситуаций.
На особенности переживания конфликта подростком может оказывать существенное влияние и характерный для него тип общительности. В.И. Журавлев, например, выделяет три таких типа:
1. Школьник-отшельник - склонен к одиночеству, контакты с ровесниками для него утомительны, предпочитает собственное общество. В случае возникновения конфликта ему достаются все стрессовые воздействия, потому что близких друзей, с которыми он мог бы поделиться своими переживаниями, у него нет.
2. Школьник, склонный к парному типу общительности. Ярко выражена потребность в надежном друге (подруге).
3. Школьники, склонные к групповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения, обычно по месту жительства. В конфликтных ситуациях у двух последних типов выше уровень психологической защиты от стрессов, потому что имеется мощная поддержка со стороны друзей.
Еще одна причина, влияющая на резкое возрастание числа конфликтов в подростковом возрасте, связана с резким расширением круга общения учащегося с педагогами. Если в младших классах работают с детьми всего один-два учителя, то в средних их число увеличивается. Разные стили поведения педагогов, разное отношение к школьникам, разный уровень профессионализма и квалификации начинают требовать от подростка более высокой адаптивности по сравнению с начальной школой, что не только сложно само по себе, но и может восприниматься как угроза своему «образу Я».
Конфликты в сфере дисциплины могут часто происходить по вине подростков, не умеющих сдерживать свою энергию во время уроков или просто желающих навредить «нелюбимому» учителю. Но следует помнить и о том, что их причиной вполне может являться низкая профессиональная компетентность педагога, неумение организовать работу класса, неправильное построение воспитательных воздействий, связанное с плохим учетом возрастных особенностей школьников. Существенно и то, что в роли противостоящей педагогу стороны конфликта может выступать как отдельный ученик, так и целый класс.
Широко распространенной причиной возникновения педагогических конфликтных ситуаций является процесс оценивание знаний, умений и навыков подростков. Для педагога (воспитателя) в подростковых классах это усложняется не только тем, что по сравнению с младшим возрастом у детей возрастает критичность, появляется способность самостоятельно анализировать уровень ответа. Новым здесь является уже то, что сравнивая действия разных учителей-предметников, школьники вполне могут самостоятельно использовать принципы выставления оценок одного из них в качестве некого критерия. Если же выявленные критерии оценивания учителями знаний, умений и навыков подростков значительно отличаются, то это может привести к конфликту в системе отношений учитель-школьник, но и учитель-учитель. Отсутствие единых требований к выставлению отметок чревато конфликтом.
Также провоцирующую роль могут играть категоричность оценивания, отказ учителя объяснить, почему была поставлена эта оценка, а не другая, колебания при выставлении оценок, установка завышено оценивать отличников независимо от реального качества ответа и т. п.
Естественно, еще большую остроту в подростковом возрасте приобретают конфликты, связанные с бестактностью учителей, неэтичностью их поведения, отсутствием индивидуального подхода. В подростковых классах намного чаще по сравнению с начальной школой можно наблюдать меры физического воздействия к учащимся, когда к ним прибегают учителя, не сумев добиться требуемого словами.
На основании опроса подростков относительно того, чего больше всего они опасаются в школе, В.И. Журавлевым было установлено, что чаще всего боятся: а) некоторых учителей; б) внезапного опроса на некоторых уроках; в) получения отрицательных оценок; г) придирок учителей; д) оказаться посмешищем для одноклассников; е) неприязни со стороны товарищей и т. д. Все это может быть причиной достаточно серьезных конфликтов и соответственно негативных переживаний. Исходя из всего вышесказанного, понятна значимость для учителя высокого уровня профессионализма, знание психологических особенностей подростков, умение выходить из конфликтных ситуаций на основе наработанных моделей поведения.