Конфликтные ситуации на межнациональной

Этнической и иной почве

Вся история земной цивилизации является историей ожесточенных войн, межнациональных и межэтнических конфликтов, и весь мировой опыт свидетельствует об их неизбежности. Формализуя эту точку зрения, можно с большой степенью достоверности сформулировать следующее утверждение: на Земле в любой момент времени - в прошлом, настоящем и будущем - всегда существовала, существует или будет существовать, по крайней мере, одна точка, в которой происходил, происходит или будет происходить вооруженный конфликт ("горячая точка").

Осредненная степень конфликтной напряженности по частям света, во-первых, зависит от количества расположенных там сторон и уровня цивилизованности последних. Ранжированный ряд частей света, имеющих наибольшую стабильность, по степени нарастания конфликтной напряженности выглядят так [24]:

а) Австралия, б) Северная Америка, в) Европа. Население этих тех частей света имеет приблизительно один уровень цивилизованности, уходящей корнями в западно-христианскую европейскую культуру, и количество расположенных на них стран увеличивается от первой к третьей. Более низкий уровень цивилизованности населения остальных континентов с большим количеством стран и с огромным разнообразием и переплетением национальных и религиозных особенностей, отличий и интересов обуславливает на порядок большую степень конфликтной напряженности по сравнению с вышеуказанными. Более того, слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки постоянно экспортируют эту напряженность в благополучные страны (терроризм, наркотики, мигранты, беженцы и др.).

В связи с постоянной деградацией систем жизнеобеспечения человека и большой неустойчивостью всей глобальной экосистемы, достаточно небольшие возмущения могут приводить к крупным региональным и глобальным экологическим катастрофам (в качестве таких возмущений могут выступать различные вооруженные конфликты, войны, ядерные испытания и др.).

Итак, изучение конфликтов необходимо. Но для этого, прежде всего, необходимо провести различие между этническими конфликтами, исходя из исторических предпосылок их возникновения:

· конфликты, связанные с длительными антагонистическими взаимоотношениями этнических групп (армяне - азербайджане, сербы - хорваты - боснийские мусульмане, курды - арабы в Иране, противоборствующие стороны в Северной Ирландии, правда, в последнем случае именно этническое содержание конфликта выглядит не столь явно). В этом случае налицо "наследие крови", взаимная ожесточенность, которая рано или поздно должна была привести к вспышкам насилия;

· конфликты, которым предшествовала длительная взаимная отчужденность, ранее не доходившая, однако, до уровня прямого силового противостояния (Канада, Бельгия, Нигерия, Шри-Ланка, а также оба конфликта в Грузии: с абхазами и осетинами);

· конфликты между этническими группами, отношения между которыми раньше были вполне нормальными (осетины - ингуши, узбеки - киргизы, русские - молдаване).

Ясно, что труднее всего урегулировать конфликты первого типа, независимо от того, этнические или региональные факторы лежат в их основе. Здесь всегда есть свои нюансы. Так, если хорваты смотрят на боснийских мусульман просто как на еретиков, то сербы видят в них еще и предателей. "Погребите мусульманина, - говорят они, - и вы найдете серба, предки которого перекинулись на сторону османской власти 400 или 500 лет тому назад, чтобы сохранить свои куски земли".

Можно классифицировать конфликты и под иным углом зрения, а именно, с точки зрения тех целей, которые ставят перед собой противоборствующие стороны, главным образом, "бунтующие меньшинства", поскольку застрельщиками конфликтов (хотя не обязательно виновниками) выступают, как правило, недовольные имеющимся статусом меньшинства. В идеале, высшая цель - создание своего государства, что в принципе является главной целью национализма вообще. В реальной жизни эта задача далеко не всегда является достижимой, а в ряде случаев национальные лидеры вопреки настояниям крайних фракций, считают оптимальным такую договоренность с центром, которая предусматривает более низкий уровень самостоятельности, чем полная независимость. Самый наглядный пример - Татарстан. Президент Шаймиев, отвергнув аргументы экстремистов, в конечном счете, удовлетворился статусом "суверенного государства" в составе Российской Федерации.

В такого рода конфликтах можно провести границу между конфликтами по поводу спорных территорий и конфликтами разделения или разрыва. В первом случае обе стороны оспаривают одну и ту же территорию, утверждая, что она принадлежит им, причем каждая сторона считает другую незаконно претендующей на ее владения. Примеры: карабахский и осетино-ингушский конфликты, конфликт вокруг Палестины.

Во втором случае оба противостоящих друг другу этноса исторически обладают территорией, где они всегда компактно проживали, из которой их никто не изгонял, что снимает вопрос: "Кто был первым?" Так, в Чехословакии чехи никогда не отрицали права словаков на восточную часть двуединого государства. В Канаде англоговорящее население не пытается отрицать французский характер Квебека. Во всех этих случаях речь идет о другом: расчленять или нет государство на том основании, что входящие в него нации или этнические группы имеют свое, ничем неоспоримое, территориальное "ядро". В Чехословакии обе нации разделились мирно, то же случилось, когда расстались Сенегал и Мали, Малайзия и Сингапур.

Такой исход возможен, видимо, в тех случаях, когда подвергающееся угрозе распада государство населено лишь двумя нациями и развод не грозит цепной реакцией отпадения всех прочих. Причина того, что в Нигерии события пошли но иному сценарию и центральная власть не допустила существование Биафры, заключается, среди прочего, в спасении от полной гибели, полного распада государства - ведь в случае, если бы народу ибо позволили отделиться, народ йоруба мог бы потребовать то же самое.

Если анализировать конфликты с этой точки зрения, станет ясно, что тяжелее всего добиться решения конфликтов там, где к территориальному спору добавляются исторически накопившиеся обиды, воспоминания о пережитом угнетении, несправедливости. Поэтому так трудно добиться компромиссного решения в конфликтах армян и азербайджанцев, сербов и мусульман в Боснии, курдов и арабов в Иране. В последнем случае арабы, составляющие большинство Ирана, признают, что Курдистан, главным образом, страна курдов, но убеждены, что при этом северные провинции должны оставаться частью иранского государства [25].

Возникает вопрос, почему конфликты, о которых идет речь, вспыхнули в какой-то определенный момент, а не раньше или позже? Например, можно ли утверждать, что фактическое положение меньшинств, чувствующих себя дискриминированными, в Азербайджане, Грузии, Югославии, Шри-Ланке резко ухудшилось после горбачевской перестройки, смерти Тито или ухода англичан? Видимо, все дело в исчезновении "верховного правительства", игравшего роль арбитра, нейтрального и непредубежденного в том, что касалось этнических противоречий.

Итак, базовыми причинами межэтнических, национальных и других конфликтов являются религиозные, языковые (межнациональные и межгосударственные конфликты в определенной степени обусловлены языковыми различиями: один и тот же предмет, названный на разных языках, может быть переведен неадекватно и вызвать другое представление только потому, что в языковую структуру вкладывается не вполне одинаковый смысл), этнические, интеллектуальные, культурные, социальные, материальные и другие различия. Многие из них практически не устранимы. Следовательно, при проживании на одной территории различных этнических групп с большим потенциалом различий конфликты между ними неизбежны. Одна из возможностей для таких этнических групп избежать серьезных конфликтов - это понимание конфликтующими сторонами причин конфликтов и попытка минимизировать взаимные контакты, а если это не удается, остается решать вопрос о компактном раздельном проживании разных этнических групп и народностей.

В то же время, для народностей, имеющих цивилизованный менталитет, мягкий и уживчивый (толерантный) характер, имеется противоположная возможность - максимизация взаимных контактов, взаимное уважение и проникновение разных культур и, в конечном итоге, естественная ассимиляция двух или более этнических групп, проживающих на одной территории. Такие процессы, межэтнические смешанные браки способствуют уменьшению вероятности возникновения конфликтов между разными этническими группами.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют два фактора, влияющих совершенно по-разному на степень конфликтности в регионе, который населяют несколько этнических групп, народностей и национальностей:

· а) чем больше степень перекрытия экологических ниш нескольких различных народностей, тем больше вероятность возникновения конфликта между ними;

· б) чем больше степень ассимиляции различных народностей, тем меньше вероятность возникновения конфликта.

Так, следует взвешенно подходить к крымско-татарской проблеме в связи с продолжающимся процессом возвращения крымских татар на родину. Компактное и изолированное их расселение и создание для них новых рабочих мест на первом этапе будет сдерживать рост потенциала межнациональной напряженности в Крыму, но в дальнейшем, при значительном росте крымско-татарского населения, ограниченности местных ресурсов и дефиците удобных земельных площадей, эта напряженность будет возрастать, и многое будет зависеть от поведения местных, российских и украинских политиков. Если крымские татары будут твердо реализовывать идею создания крымско-татарской национальной автономии при поддержке (или попустительстве) украинских властей, в будущем межнациональные конфликты в Крыму будут весьма вероятны.

В отличие от прогнозов столетней давности, сейчас предвидятся этнические и религиозные конфликты. В связи с этим, как правило, непременно упоминается "исламская угроза". В самом деле, за последнее время произошли ирако-иранская война, агрессия Ирана против Кувейта, операция "Буря в пустыни", гражданская война в Афганистане, Таджикистане, кровопролития в Алжире и Курдистане, наконец - Чечня. Ко всем этим событиям причастны мусульманские народы, а если вспомнить об "исламском терроризме", то во многом станет понятно, почему на Западе сформировалось представление об исламе, как о могущественной и подчас зловещей силе.

Какого-то единого централизованного исламского движения не существует; государственные интересы стран с преимущественно мусульманским населением - от Марокко до Индонезии - и уровни их экономического развития настолько разнообразны, что трудно представить некий наднациональный фактор, способный сплотить их. К тому же многие страны, где ислам играет важную или вообще доминирующую роль в общественной жизни (Египет, Турция, Марокко, Нигерия, Пакистан и т.д.), прочно интегрированы в мировое хозяйство и, имея тесные экономические и политические связи с западом, вряд ли способны бросить ему вызов.

Так что на уровне межгосударственных отношений религиозного конфликта между христианством и исламом пока не наблюдается. Другое дело - терроризм, распространившийся по всему миру. Пока известный вопрос в Пакистане и Иерусалиме открыт, у фанатиков-исламистов всегда найдется предлог для нанесения террористических ударов, особенно против США, которые в мусульманском мире рассматриваются как главная сила, поддерживающая Израиль в его жесткой позиции.


4. Суицид и его причины


Одним из следствий социальной напряженности, политической нестабильности являются самоубийства, вызванные различными причинами (сектантство, психическое расстройство). Это особый вид жестокости и агрессивности, направленный на себя. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, в нанесении себе телесных повреждений, в самоубийстве - суициде. Смерть является делом рук самого потерпевшего и всегда представляет насильственный акт.

Анализ данных о самоубийствах показывает, что по мере исторического развития технический прогресс, накопление информационных ресурсов, появление социальных инноваций далеко не всегда шли параллельно с ростом удовлетворенности людей жизнью, увеличением человеческого счастья. Крайняя степень социальной адаптации, утрата социальных связей, состояния, приводящие к самоубийствам, увеличились в периоды активного промышленного развития. В Европе с 1821 по 1880 гг. число суицидов утроилось. Хотя самоубийства были известны еще с древности, но тогда они вызывались, главным образом, религиозными или чисто экономическими причинами: стремлением освободить членов группы или семьи от лишнего рта. Самоубийства из-за так называемого "разочарования в жизни", судя по историческим и этнографическим данным, в древности практически не встречались. Это - современное явление. Его принято считать порождением культуры большого города, символизирующей упадок, завершающую стадию развития цивилизации.

Дифференциация числа самоубийств в различных цивилизованных средах в определенной степени детерминирована культурно-историческими, религиозными традициями. Так, в африканских странах и большей частью в Индии, процент самоубийств очень низок. Низкий он и в таком регионе, как Южная Америка. Официальная статистика по таким странам, как Англия, США, Австралия, говорит о том, что среди протестантов случаи самоубийства встречаются реже, чем среди католиков. В других культурных традициях, например, японской, сведение счетов с жизнью может представляться в несколько романтизированном свете. Этому способствует убеждение о том, что при определенных обстоятельствах самоубийство - врата в рай.

Итак, суицид - одна из форм отклонения поведения, имеющая философский, моральный, медицинский, правовой и психологический аспект. Источником суицидального акта является социально-психологическая дезадаптация личности в условиях напряженной микросоциальной конфликтной ситуации.

Мотивы, которыми руководствовались те, кто ушел из жизни по собственному желанию, можно объединить в такие группы:

· мотивы, связанные с экономическими трудностями (36% к общему числу погибших в Киеве за 1995 - 1997 гг.);

· мотивы, связанные с нарушением здоровья (38%);

· семейные мотивы (9.3%);

· интраличные мотивы (8%);

· интерличные мотивы (5.3%);

· другие мотивы (1.4%).

Семейные и личные мотивы связаны с внутренними семейными конфликтами, разводом, неверностью. Внутренние личные мотивы, связанные с одиночеством, неудачной любовью, болезнью, смертью, личной трагедией или трагедией близких людей, творческим истощением, жизненным утомлением, защитой личной чести, нежеланием афишировать интимные подробности жизни, наконец - с закреплением в человеке исторической памяти поколений, ментальности.

Как показывают кросс-культурные исследования, большое число самоубийств до недавнего времени давал регион Западной Европы, дальше шли США, затем страны Центральной Европы. В Восточной Европе, и особенно в Украине, увеличение этого показателя произошло в 90-е годы.

По мнению специалистов, культурно-исторические и религиозные особенности оказывают лишь дополнительное сдерживающее, или напротив, "снимающее запреты" воздействие на принятие решения о самоубийстве. Главные же причины лежат в сфере социальной и социально-психической: утрата социальных связей, депрессия, фрустрация, алкоголизм, вызванные семейными неурядицами, безработицей, потерей перспектив.

В Украине традиционно самоубийства, осуждаемые православием, были редким явлением.

Нужно отметить, самоубийствам больше подвержены мужчины, чем женщины, отношение числа самоубийств у мужчин к числу женщин в начале 90-х годов составляло 3.9:1, в середине 90-х уже - 5.3:1.

Для уменьшения случаев суицида необходимо создавать государственные программы, направленные на защиту физического, психического и психологического здоровья каждого гражданина на экономическом уровне.

Таким образом, наше общество уже так глубоко втянуто в "безнормность", что оно само воспроизводит саморазрушительное поведение, именно те его формы, которые способствуют росту социальной отчужденности, крайним выражением которой являются конфликтные ситуации и самоубийства.

Одной из серьезных социальных опасностей в настоящее время является суицид. Любая статистика регистрации самоубийств будет неточной, т.к. множество убийств совершается таким образом, чтобы их можно было считать самоубийствами, чем с успехом пользуются наши правоохранительные органы, не желая зарабатывать себе "глухие" дела. Но, несмотря на это, можно проследить тот факт, что с каждым годом число людей, желающих покончить с собой, непрерывно растет. Чем же это вызвано, и что толкает людей совершать такой поступок?

На количество совершенных самоубийств серьезное влияние оказывает экономическая ситуация в стране. В странах, находящихся в экономическом кризисе, число самоубийц и потенциальных самоубийц намного больше, чем в странах с развитой экономикой. Многие люди оказываются за чертой бедности, не видят выхода из создавшейся ситуации и, не желая дальше влачить жалкое существование, лишают себя жизни. Эти люди чаще всего эмоционально неуравновешенны, со слабой волей. Они недооценивают свои реальные возможности и уходят от жизненных трудностей, лишая себя жизни, которая дается человеку только один раз. Других жизнь толкает на преступление. Высокий процент самоубийств совершают люди, больные наркоманией, и алкоголики. Алкоголь и наркотики лишают мозг способности нормально соображать, и человек может покончить с собой, даже не осознавая того, что делает. Примером может служить множество популярных певцов, совершивших самоубийство в состоянии наркотического опьянения.

Несчастная любовь тоже может стать причиной суицида. Парень бросает девушку, которая его любит. Девушка вне себя от горя, думает, что ей больше незачем жить на свете и убивает себя. Для таких случаев существуют телефоны доверия и психоаналитики.

Человек может покончить с собой также из-за чувства вины за какой-то совершенный поступок. Вина "грызет" человека, он не находит себе покоя. Это приводит к тому, что начинает вырабатываться склонность к самоубийству. Пока не произошло непоправимое, человеку нужно обратиться к психоаналитику. Психологические, педагогические и социальные мероприятия способны восстановить утраченное психологическое и физиологическое равновесие человека.

БЖД ( самостоятельное изучение )

Наши рекомендации