Как формировать у учащихся умения и навыки домашней учебной работы?

Рассмотренные выше правила выполнения домашних учебных заданий не соблюдаются едва ли не большинством учащихся, что зачастую и обусловливает низкую успеваемость в школе. К существенным недочетам в этом отношении относятся также следующие. Многие учащиеся не знают тех правил, которые необходимо соблюдать в процессе домашней учебной работы. У многих из них нет четкого режима работы над домашними заданиями. Весьма распространенный недостаток - отсутствие должной осмысленности в выполнении учебных заданий, неумение расчленять изучаемый материал на логически законченные части, выделять в нем узловые вопросы, осуществлять их активное воспроизведение и самоконтроль за качеством усвоения.

Отмечается также, что в некоторых школах не ведется соответствующая воспитательная работа в этом направлении. Какой же она должна быть по своему содержанию и методике, чтобы учащиеся овладевали умениями и навыками домашнего учения? Укажем на ее основные элементы.

Прежде всего нужно возбудить у учащихся потребность в осмыслении, правил выполнения домашних учебных заданий и овладения приемами их реализации. Для этого необходимо проанализировать недостатки в домашнем учении школьников и вызвать понимание тех причин, по которым они учатся не так, как должны учиться. Общие упреки в низкой успеваемости и общее повышение требований к учащимся в этом отношении не дает необходимых результатов. Анализ этот должен быть конкретным, доброжелательным и содержать понятные для детей причины их слабых знаний. Вопросы эти нужно ставить в процессе урочных занятий и обстоятельно обсуждать их в специальных беседах, на классных часах и собраниях во внеурочное время.

Дальнейшим этапом этой работы должно быть обстоятельное разъяснение правил домашней учебной работы и включение учащихся в познавательную деятельность по осмыслению этих правил. Вначале полезно ознакомить учащихся со всей системой правил, а затем по ходу учебной работы акцентировать их внимание на выявляемых недочетах в домашнем учении, подвергать эти недочеты детальному анализу и намечать конкретные меры по их преодолению. Так, следует специально обсуждать с учащимися такие вопросы: об особенности и роли в учении концентрированного и рассредоточенного овладения знаниями; почему нужно готовить домашние задания в день их получения; роль тренировочной деятельности в более глубоком овладении изучаемым материалом и выработке практических умений и навыков; можно ли хорошо овладевать знаниями без осуществления самоконтроля в системе домашнего учения и т.д.

Большое значение имеет создание в ученическом коллективе общественного мнения относительно совершенствования домашней учебной работы (умелое поощрение учащихся, проявляющих ответственное отношение к домашнему учению, обсуждение этих вопросов в классе совместно с учителями, а также родителями).

Но, как известно, знание правил домашней учебной работы еще не гарантирует их выполнения. Нужно использовать метод тренировочной деятельности, приучения учащихся к соблюдению этих правил. С той целью следует проводить с учащимися практические занятия по подготовке домашних заданий, например, по математике, языкам, истории и другим предметам. Когда после таких занятий учащиеся хорошо подготовятся к предстоящим урокам и будут более уверенно отвечать на вопросы учителя при проверке знаний, они на собственном опыте убедятся в полезности соблюдения правил домашнего учения.

Педагогическая продуктивность указанной работы по совершенствованию домашнего учения школьников обеспечивается только при условии, если она проводится в опережающе-превентивном порядке и предупреждает их отставание в овладении знаниями. Если же учащийся серьезно отстал в учении, эта работа оказывается малодейственной. Нужно быстрее помочь ему преодолеть отставание и принимать меры к совершенствованию его домашней учебной работы.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельности должностных лиц в школе, форм и методов руководства учебно-воспитательным процессом. Эти проблемы и вопросы составляют предмет исследования особой педагогической дисциплины – школоведения. В данном разделе освещается четыре темы: "Система образования и тенденции е развития в различных странах мира", "Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост", "Классный руководитель в школе", "Руководство школой и ее учебно-воспитательной работой".

ГЛАВА XXXI. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

1. Какие социально-экономические потребности обусловили расширение сети образовательно-воспитательных учреждений и формирование систем образования в различных странах мира?

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой распространенной во всех странах мира. Развитие технического производства потребовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений - университетов, различных институтов, колледжей и т.д.

Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. В частности, в XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений - детских яслей и детских садов.

Жизнь потребовала создания внешкольных образовательно-воспитательных учреждений: станций технического творчества, агробиостанций, художественных студий и др. Одновременно происходил процесс совершенствования структуры и преемственных связей между различными образовательно-воспитательными учреждениями, что в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей системы образования.

Что же следует понимать под системой образования?

Словосистема в переводе с греческого означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (педагогические училища, или колледжи, медицинские училища и т.д.); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров.

2. Какие факторы влияют на развитие системы образования?

Важнейшими из этих факторов являются следующие.

1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира фактически массовой является общеобразовательная школа, дающая среднее образование, развивается сеть университетов, а также профессионально-технических учебных заведений.

2. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие - для обслуживания элиты общества.

В Англии, например, существует четыре типа средних школ: паблик скулз, грамматические, технические и так называемые современные средние школы. Два первых типа школ предназначены главным образом для элиты, средняя современная школа - для низших слоев общества. Политикой обусловливается также наличие в отдельных странах, наряду с государственными светскими школами, существование школ конфессиональных и т.д.

3. Педагогические факторы, такие, как, например, раннее воспитание детей и создание для этой цели дошкольных воспитательных учреждений; целесообразность развития специальных учебных заведений, обеспечивающих профессионально-техническое обучение.

Влияние указанных факторов на формирование и развитие образования в отдельных странах сказывается по-разному. Но постепенно в этом отношении складывались и некоторые общие тенденции.

3. Какие особенности и тенденции характеризуют развитие современной системы образования в различных странах мира?

К этим особенностям и тенденциям относятся следующие.

1. Все возрастающая потребность и заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и духовного прогресса.

В большинстве стран мира {Англия, Франция, ФРГ, США и др.) декларировано и осуществляется всеобщее среднее образование, удлиняется его продолжительность, увеличивается сеть университетов, различных институтов и колледжей, расширяющих возможность получения высшего образования; указанные меры обусловливаются не только - потребностями научно-технического прогресса, но и стремлением создать более благоприятные условия для социальной адаптации человека. На эту тенденцию указывал еще немецкий гуманист В.Гумбольдт (1767-1835): "Чем выше уровень образования, тем больше мы приближаемся к человеку".

2. Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также учебных заведений, которые обеспечивают бесплатность образования; в США, например, 90 % школ являются государственными. Развитие бесплатных государственных средних школ и высших учебных заведений характерно едва ли не для большинства стран мира, и эта тенденция расширяется.

3. В ряде стран продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных общеобразовательных школах, а также в высших учебных заведениях; в США плата за обучение в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год, плата за воспитание в детском саду - от 40 до 500 дол. в месяц. В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы является всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная часть общества.

Существование платного обучения, конечно, создает определенное неравенство в получении образования, но в то же время обеспечивает более высокое качество подготовки специалистов, что нельзя не принимать во внимание.

4. Возрастает финансирование системы образования за счет государственного бюджета и местных средств. В США на нужды образования, например, выделяется примерно 10 % средств из государственного бюджета, 50 % - от правительств штатов и 40 % - от местных налогов.

5. Происходит расширение разнотипности школ, их структурного и профильного разнообразия. Считается, что учить всех по одним и тем же программам нецелесообразно. Нужно учитывать способности, склонности и интересы учащихся. Проблема эта, однако, решается двояко. В одних странах распространено так называемое профильное обучение.

В Австрии, например, функционирует три типа школ, одни из которых дают более углубленную подготовку по математике и естественным предметам, другие - по гуманитарным предметам. К третьему типу относятся экономические реальные гимназии. Весьма разнообразна структура средних школ. В США существует три типа школ, имеющих различную структуру. К первому типу относятся школы, состоящие их двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где обучение продолжается с 14 до 18 лет. Ко второму типу относится трехступенчатая школа, в которой начальное обучение составляет 6 лет, неполная средняя школа - 4 года и средняя - 4 года. Третий тип школы также состоит из трех ступеней, но с другими сроками обучения в каждой из них.

6. Разделение изучаемых предметов на обязательные (государственный стандарт) и необязательные, изучаемые по выбору учащихся (школьный компонент), что призвано учитывать интеллектуальные склонности и способности обучающихся.

7. Акцент на сочетание школьных коллективных (групповых) форм обучения с расширением самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом, формированию практических умений и навыков.

8. Укрепление преемственных связей в учебной работе различных учебных заведений, что обеспечивает свободный переход из одного учебного заведения в другое.

9. Сочетание государственного управления образованием с муниципальным руководством учебными заведениями с тем, чтобы учитывать национальные интересы в образовании с региональными (местными) интересами и потребностями.

Наши рекомендации