В чем состоит сущность и использование методов закрепления изложенного учителем материала?
Как уже отмечалось, в особую группу выделены методы закрепления материала, который изложен учителем: метод беседы по содержанию материала и организация работы с учебником. Нужно хорошо понять значение этих методов. Дело в том, что устное изложение изучаемого материала учителем связано с его первичным восприятием и осмыслением учащимися. Но овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту.
М.А.Данилов отмечал, что "знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся". Методист-биолог Н.М.Верзилин указывал на то, что научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходят обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.
Исходя из этого, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по овладению, т.е. более глубокому осмыслению и усвоению (запоминанию) изложенного учителем материала. Решению данной задачи и способствуют метод беседы по изложенному материалу и работа учащихся с учебником.
Метод беседы. Суть беседы в данном случае состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.
Работа с учебником по закреплению изложенного учителем материала. По каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше всего предоставить возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизведению) материала.
Методика организации этой работы включает в себя следующие приемы:
— четкую постановку цели самостоятельной работы с учебником;
— указание вопросов, на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание учащиеся;
— определение порядка самостоятельной работы и способов самоконтроля за овладением изучаемым материалом;
— наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;
— беседу по закреплению (активному воспроизведению) изучаемого материала.
5. В чем состоит значение и сущность методов самостоятельной работы учащихся по осмыслению и овладению новым материалом?
Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков. Этим обусловливается необходимость использования таких методов обучения, как: а) самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; б) лабораторные работы.
К.Д.Ушинский считал, что только самостоятельная учебная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.
Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: "Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий" (курсив наш. - И.Х.).
Коснемся конкретных методов ее организации в процессе обучения.
Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.
В 20-е гг. учебников в школах практически не было (имелись только так называемые рабочие книги для организации практической деятельности по комплексно-проектному методу обучения) и, естественно, самостоятельная работа с учебником не получала распространения. Положение изменилось только после того, как в 1958 г. в "Учительской газете" была опубликована статья Б.П.Есипова и А.П.Аристовой "Раскрыть учебники".
Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации необходимо:
— подбирать для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки, позволяющим осмысливать и усваивать новые знания;
— проводить с учащимися основательную вступительную беседу, ставить перед ними цель работы, вводить в курс новой темы и четко обозначать вопросы, которые им надлежит усвоить; определять порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приемы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля;
— обеспечивать учащихся, если это требуется для усвоения изучаемого материала, соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;
— после окончания самостоятельной работы с учебником проводить закрепление и уточнение усвоенного материла или же потренировать учащихся в применении знаний на практике.
Лабораторные занятия как метод самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом. Этот метод широко используется при изучении физики, химии и биологических предметов. Свое название он получил от латинского слова laborare, что значит работать. Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.
Высоко оценивали лабораторные работы многие ученые. М.В.Ломоносов писал: "Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции". Д.И.Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт.
Проведение лабораторной работы включает в себя следующие приемы:
— постановку темы и задач лабораторной работы;
— определение порядка выполнения лабораторной работы или отдельных ее этапов;
— инструктирование учащихся по технике безопасности;
— непосредственное выполнение лабораторной работы под наблюдением учителя;
— подведение итогов лабораторной работы и формулирование вытекающих из нее основных выводов. Иногда учащиеся пишут отчеты о результатах проведенной лабораторной работы.
Лабораторные работы следует отличать от демонстрации опытов и практических работ. При демонстрации учитель сам проделывает соответствующие опыты и показывает их учащимся. Лабораторные же работы выполняются учащимися (индивидуально или по группам) под руководством и наблюдением учителя.