Сущность понятия «педагогических технологии», их роль в современном учебно-воспитательном процессе.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:
- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.
Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.
24. Технологический подход и специфика его реализации в системе образования.
Основными функциями технологического подхода, на котором базируется проектирование и применение технологий в образовательной практике, являются следующие:
- гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий);
- концептуальная (раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий);
- конструктивная (конструирование и создание новых технологий для образовательной практики);
- прогностическая (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике).
Стремительное внедрение новых технологий в систему отечественного образования позволило выявить ряд проблем и трудностей, что говорит о сложности применения технологического подхода и возможностях разных путей и способов его реализации в образовательной практике.
На уровне взаимодействия в образовательной среде в пространстве социальных отношений можно говорить о целесообразности того, чтобы все субъекты владели коммуникативными технологиями и технологиями сотрудничества.
На уровне деятельности каждого субъекта образовательного процесса важно, чтобы он владел технологиями самооценки, технологиями выбора и принятия решений, самопрезентации и саморазвития.
Любая технология, применяемая в образовательной практике, как проект действий субъектов образовательной среды (теоретическая информация о способе достижения образовательной цели) строится на какой-то теоретической основе (подходе, концепции, методе), а при описании такой системы раскрываются принципы ее построения. Это значит, что технологический подход к развитию образования связан с развитием прикладной области теоретического знания, описывающего закономерности и правила построения процедур преобразующего взаимодействия педагога с объектами различной природы (учебной и научной информацией, учебными программами и учебниками, наглядными и техническими средствами, экспериментальным оборудованием и пр.) и субъектами образовательного процесса.
Технологии, применяемые в образовательной практике, могут быть описаны на разном уровне:
- концептуальном (система идей и положений, которая лежит в основе построения и применения технологии);
- проектном (перевод ведущей идеи или принципа в логику и этапы действий, необходимых и достаточных для достижения поставленной цели, определение состава действий и структуры управления ими);
- процедурном (действия, способы, операции, приемы, используемые субъектами для каждого этапа процесса достижения цели);
-техническом (инструментально-техническое обеспечение всех
процедур каждого этапа и конкретных действий субъектов).
Системный характер описания технологии, рекомендуемой и применяемой в образовательной практике, как правило, включает все четыре уровня, а именно:
- формулировку идеи эффективного достижения цели субъектами образовательного процесса, принципа организации процесса ее достижения, основной метод и условия, которые требуется учитывать для большего эффекта от применения технологии;
- конкретный проект действий субъектов;
- нормативное представление о характере деятельности субъектов;
- описание цикла (алгоритма, системы) и содержательную иллюстрацию практических действий субъектов на конкретном примере.
Глубинный смысл применения современных технологий в образовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов на достижение целей, оптимальности выбираемых для этого методов и средств.
Подчеркнем, что активное и широкое применение технологий в образовательной практике — не самоцель, а средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности учащихся или студентов в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов.