Изучение мыслительных процессов младших школьников
Определение скорости протекания мыслительного процесса
Испытуемому предлагается вписать недостающие в словах буквы. Экспериментатор отмечает время, потраченное на обдумывание отдельного слова и на работу со всем рядом.
Результаты оформляются в виде таблицы. (Таблица 1).
Таблица 1
I ряд | II ряд | III ряд | |||
слово | время | слово | время | слово | время |
Слова к эксперименту.
П - ро | Д – р - во | П – л – а |
Г - ра | З – м - к | О – р – ч |
П - ле | К – м - нь | К – р – он |
К - са | С – р - й | З – р – о |
Т - ло | Н – в - д | В – с - ок |
П - ля | Х – л - д | С – г – об |
В - ра | П – с - к | В – т – а |
С - жа | К – з - л | П – д – ак |
Д - ша | З – л - нь | П – р – а |
Р - ка | Т – л - га | Б – л – он |
Ключ к словам
Перо | Дерево | Палка |
Гора | Замок | Обруч |
Поле | Камень | Картон |
Коса | Сарай | Зерно |
Тело | Невод | Восток |
Пуля | Холод | Сугроб |
Вера | Песок | Ветка |
Сажа | Козел | Пиджак |
Душа | Зелень | Пурга |
Река | Телега | Балкон |
Изучение особенностей процесса сравнения
Учащимся дается задание сравнить понятия: бабочка – птица, стул – кресло, яблоко – груша, друг – товарищ.
Полученные данные заносятся в таблицу (табл. 2).
Таблица 2
Число испытуемых | Устанавливают при сравнении | Не сравнивают | |||
Только различие | Только сходство | Различие и сходство | |||
100% | |||||
В беседе с каждым школьником следует выявить, как он понимает процесс сравнения (для этого спросите: «Что значит сравнить?»). Ответы учащихся запишите и сопоставьте с данными эксперимента.
Можно сравнивать результаты эксперимента у школьников 1 и 3 класса и сопоставить осознание детьми приема сравнения и умения сравнивать.
Изучение особенностей процесса обобщения
Ученику предлагается набор карточек с написанными словами; предлагается 20-30 слов, обозначающих предметы, действия, состояния.
Ученик должен разложить карточки на группы, объяснить, почему так разложил, назвать каждую группу. Все действия и высказывания учащихся тщательно фиксируются. На основе анализа результатов делается вывод, по каким признакам и в какой форме учащиеся производят обобщения.
Можно использовать следующие слова: часы, уголь, верблюд, удочка, книга, ножницы, фотоаппарат, вода, ведро, автомобиль, термометр, соль, авторучка, молоко, топор, газета, зеркало, самолет, нефть, термос.
Ученику предлагается внимательно прослушать слова, найти лишнее слово, назвать его и объяснить, почему именно оно является лишним.
Последовательно проводится работа со словами серии № 1,2,3,4.
Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | Серия 4 |
Трамвай | Бежать | Добрый | Сыр |
Автобус | Лететь | Ласковый | Каша |
Троллейбус | Идти | Весельчак | Суп |
Трактор | Бег | Злой | Сом |
Ответы школьников заносятся в таблицу (табл. 3).
Таблица 3
Серии слов | Названное учеником лишнее слово | Объяснение ученика |
Ученику предлагается выделить существенные признаки предметов или явлений и объяснить, почему выбраны именно эти признаки.
1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. САРАЙ (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, печать).
7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово).
9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор).
10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. ВОЙНА (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
Результаты заносятся в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Серии слов | Названные учеником существенные признаки | Объяснения ученика |
1. | ||
2. | ||
3. |
На основе проведенного анализа сделать вывод о наиболее характерной для данного ученика форме обобщения.
Изучение воображения учащихся
1. Испытуемому демонстрируют несколько незаконченных контурных рисунков. Ученик должен определить, что на них изображено. Затраченное время и правильность дорисовки образа будут показателями развития воображения испытуемого.
2. Испытуемому дается задание восстановить залитый чернилами текст по оставшимся отдельным словам. Легкость и точность воспроизведения текста, а также затраченное время будут служить показателями развития воображения ученика.
3. Для эксперимента по рекомендации учителя выделяются по два ученика 1 и 3 классов. Учащимся показывается сюжетная картина и предлагается составить рассказ о происходящем на ней, рассказ о событиях, предшествующих тому, что изображено на картине, и рассказ о событиях, которые могут произойти в будущем. Рассказы учащихся записываются, а затем анализируются по следующим параметрам:
1. Соотношение элементов воссоздающего и творческого воображения в 1,2 и 3 рассказах одного и того же ученика.
2. Сравнение рассказов учащихся разных классов.
На основе проведенного анализа делаются выводы о значении воображения младших школьников, об индивидуальных и возрастных особенностях воображения младших школьников.
Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:
I. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-нибудь ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.
1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.
2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек. отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом:
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
Если общее число названного превышает 10, то за фантазии ребенка получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.д.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.
Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу – 2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за развитие воображения, равно 10, а минимальное – 0.
Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице 5. Ее рекомендуется готовить заранее, до начала проведения обследования.
Таблица 5
Схема протокола к методике
«Вербальная фантазия»
Оцениваемые параметры воображения ребенка | Оценки этих параметров в баллах | ||
Скорость процессов воображения | |||
Необычность, оригинальность образов воображения Впечатлительность, эмоциональность образов | |||
Богатство фантазии (разнообразие образов) | |||
Глубина и проработанность (детализированность) образов | |||
В этой методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производится таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
0-1балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 минут) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, шарик, кубик, палочку, кольцо и т.д.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более 2-3.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальна, но дельно не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, и детально проработанная, и отличается хорошим художественным вкусом.