Что входит в понятие «устно-речевое общение»?
Вспомним, что включает в себя понятие «устная речь»,
Это речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения — с другой, и осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством: телефоном, мегафоном, если общение происходит на большом расстоянии. Все это характеризует и общение в устной форме или, говоря иначе, устно-речевое общение. Для общения необходимо наличие как минимум двух "собеседников: слушающего и говорящего, позиции которых могут меняться.
Обычно говорение подразделяют, как известно, на говорение в диалогической форме (диалогическая речь) и в монологической форме (монологическая речь).
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочередно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц. В состав реплики может входить от одного нерасчлененного предложения — слова в функции предложения (минимальная степень развернутости реплики) до монологического высказывания.
Продуктами данной формы речевого высказывания являются диалог разной степени развернутости, полилог — групповое обсуждение проблемы, дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Как отмечалось, умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи (см. табл. 1).
Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Монологическая речь характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая. В качестве ее продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение, например, в форме отзыва, характеристики (см.: 72, а также «Книги для учителя» к учебникам 4—7-х классов).
Однако разграничение диалогической и монологической речи условно. Монологическая речь также предусматривает, как правило, наличие слушающего (или слушающих) и тем самым как бы включена в диалогическую речь, точнее, в общение, которое, как уже отмечалось, по природе своей диалогично.
Итак, без слушания и понимания собеседника говорение в норме невозможно и соответственно обучать говорению, не обучая слушанию и пониманию,— немыслимо.
Однако понимание речи на слух может быть, как известно, условно выделено и в относительно самостоятельный вид РД — аудирование, целенаправленное обучение которому начинается не сразу (обычно со второго полугодия 4-го класса). В этой своей относительно самостоятельной форме аудирование будет рассмотрено отдельно.
Несмотря на выделение аудирования в отдельный вид РД, необходимо иметь в виду, что обучение говорению с первых же шагов ученика разворачивается в следующей последовательности: восприятие на слух и понимание речи учителя, дающего образец высказывания, и затем говорение ученика.
Следовательно, овладевая устно-речевым общением, учащиеся должны научиться без труда переключаться со слушания на говорение и наоборот.
В связи с этим важно иметь в виду двунаправленность внимания партнеров общения: с одной стороны, внимание каждого из них направлено на восприятие, прогнозирование и понимание речи собеседника, а с другой — на планирование и порождение своей ответной реплики.
Пока звучит речь первого партнера, протекает процесс слушания и подготовки ответной реплики второго партнера, т. е. происходят следующие внутренние процессы деятельности говорения:
во время переработки поступающей информации у слушающего, вероятно, формируется своя КЗ, свое речевое намерение (РН) и на этой основе появляется замысел предстоящей ответной реплики (мотивационная часть деятельности говорения);
планируется ответная реплика, реализуется замысел высказывания, для которого характерны операции выбора слов, грамматического структурирования;
и далее, уже во внешней речи осуществляется артикуляционное и интонационное выражение высказывания (исполнительная часть деятельности говорения). При этом процессы взаимодействия частей деятельности говорения и слушания протекают, разумеется, в микроинтервалы времени.
Следовательно, с самого начала обучения говорению оно должно протекать как акт устно-речевого непосредственного общения, т. е. мы имеем дело с устной речью в единстве ее сторон: слушания/ понимания и говорения в двух его формах: диалогической и монологической. Умение понять собеседника выступает как условие говорения. Такой подход позволяет правильно психологически ориентировать учащихся, заставляет их учиться внимательно слушать, наблюдать, вдумываться, опираться на догадку, стремиться подражать учителю (см. памятку 1 в учебнике для 4-го класса).
Все вышесказанное служит для обоснования мысли о том, что начальная ступень должна содержать в себе в зародыше обучение именно тому виду деятельности в единстве ее наиболее существенных сторон, который мы хотим получить на выходе всего курса обучения.
Вспомним, как в расчлененном виде с помощью таблиц были представлены цели обучения диалогической и монологической речи, аудированию.
На основе чего можно составить себе представление о содержательном плане речи, реализуемом в учебниках 4—7-х классов, т. е. о чем должны беседовать школьники, что обсуждать? (См. наименование тем параграфов, название текстов, а также краткое описание содержания тем в первой графе тематических планов в «Книгах для учителя» к этим учебникам.) <Bcq> как представлено, например, содержание темы «Мы — пионеры» § 3 в учебнике 4-го класса: Краткая информация о пионерской организации в СССР и ГДР. Общественно полезный труд: сбор макулатуры; металлолома; помощь старшим. Каким должен быть хороший пионер. Мы делаем стенгазету к 1 Мая. (См. «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса, тематический план к § 3). Какие в процессе обучения могут обсуждаться проблемы, какие создаваться ситуации общения? Вспомним, что об этом говорилось при обсуждении образовательных, воспитательных и развивающих целей.
На начальной и средней ступени обучения ученики учатся с помощью учебников технике общения: умению обратиться (с учетом социального статуса, возраста), завязать беседу, поддерживать и завершать ее. Они овладевают речевым этикетом: умением осведомляться о том, как идут дела, что нового и т. п. Они учатся рассказывать о своих друзьях, сфере своих интересов и увлечений, интересоваться времяпрепровождением и увлечениями своих собеседников, выражать мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме, любимом писателе. Они побуждаются к обсуждению событий из школьной жизни, из жизни всей нашей страны, а также ГДР. Они учатся рассказывать о своем городе или селе, выражать просьбу, приглашение посмотреть те или иные достопримечательности, объяснять, как пройти/проехать, найти нужное место: учреждение, магазин, театр.
Школьники побуждаются к обсуждению таких проблем, как: где и как лучше отдыхать летом, как организовать свой рабочий и нерабочий день, как находить время для спорта, каким должен быть настоящий друг, как должен одеваться современный человек и т. п. Они учатся рассуждать в связи с прочитанным текстом, обосновывать свою точку зрения. Все это должно в конечном итоге обеспечить формирование умения представлять нашу страну в процессе общения, запрашивать информацию о жизни в других странах, отстаивать преимущества социалистического образа жизни, причём не в абстрактном плане, а опираясь на свой жизненный опыт и опыт своих сверстников из ГДР.
Итак, учащиеся должны научиться реализовывать основные функции общения: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, конвенциональную, и решать такие коммуникативные задачи, как сообщать информацию, запрашивать ее, выражать согласие/несогласие, просьбу, чувства и эмоции и т.д.
Для того чтобы обеспечить заданный с помощью этих КЗ уровень развития устно-речевого общения, необходимо сконструировать целостную систему обучения ему, которая бы включала, с одной стороны, подсистему для начальной и средней ступеней обучения и, с другой — для старшей ступени обучения. Первая в свою очередь должна включать выделяемые условно подсистемы обучения говорению в диалогической и в монологической форме, а также подсистему обучения аудированию. Все эти подсистемы тесно взаимосвязаны, но их условное разграничение позволяет более целенаправленно обучать всем этим сторонам и формам устно-речевого общения с учетом их специфики и специфики ступеней обучения.